Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 07.07.2022 |
Дата решения | 10.08.2022 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Курская Антонина Георгиевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 65dc06e5-a284-3256-971f-d206fa3246b4 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0018-01-2021-001359-51 | № 2-1495/2021 |
г. Симферополь | Судья: Басараб Д.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 августа 2022 года № 33-6912/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующей, судьи Курской А.Г.
судей Готовкиной Т.С., Любобратцевой Н.И.,
при секретаре Калиниченко В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконными решения и обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО] на решение Сакского районного суда Республики Крым от 23 ноября 2021 года,
Заслушав доклад судьи Курской А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
у с т а н о в и л а:
27 апреля 2021 года Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконными решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», включении периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми в страховой стаж, и обязании ответчика совершить определённые действия.
Свои требования, с учётом уточнений 20.08.2021 г., в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец мотивировала тем, что она обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, как женщина, родившая пятерых детей, воспитавшая их до достижения ими возраста 8 лет и достигшая возраста 50 лет, предоставив документы, подтверждающие наличие необходимого стажа - (15 лет).
Своим решением от 19.03.2021 г. ответчик отказал истцу в установлении страховой пенсии по старости по тем основаниям, что отсутствует требуемый страховой стаж 15 лет. Кит И.Н. полагая, что ответчик незаконно исключил из подсчёта страхового стажа период по уходу за детьми до достижения ими трёхлетнего возраста, при этом необоснованно занизив эти периоды до полутора лет, просила о защите права в суде.
По её мнению, указанные обстоятельства являются основанием просить суд обязать ответчика засчитать в стаж периоды ухода за детьми, до достижения ими трёхлетнего возраста: 05.04.1989 года рождения (2 года 9 месяцев 6 дней), 03.05.1995 года рождения (1 год 6 месяцев 0 дней), 31.07.2005 года рождения (1 год 6 месяцев 0 дней), 02.03.2007 года рождения (1 год 6 месяцев 0 дней), 15.09.2009 года рождения (1 год 6 месяцев 0 дней), 07.01.2012 года рождения (1 год 6 месяцев 0 дней); и назначить ей страховую пенсию по старости согласно с п.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 12.12.2020.
Определением Сакского районного суда Республики Крым от 14.10.2021 года произведена замена ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в г. Саки и Сакском районе Республики Крым на ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в связи с реорганизацией (ст. 44 ГПК РФ).
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 23 ноября 2021 года в удовлетворении иска Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО] отказано.
В апелляционной жалобе истца Кит И.Н. содержится просьба об отмене указанного решения суда и о принятии по делу нового решения, которым её исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не применил нормы, подлежащие применению, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, кроме того, судом неверно истолкованы нормы материального права, что привело к принятию противоречивого решения.
Вместе с тем, заявитель в своей апелляционной жалобе указывает о том, что, поскольку её дети родились на период пребывания Республики Крым в составе Украины, то в её страховой стаж должен быть включен трехлетний период нахождения в отпуске по уходу за детьми, что было предусмотрено действовавшим на тот момент законодательством Украины.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами по данному делу, заявитель апелляционной жалобы полагает, что ответчик незаконно исключил из подсчета страхового стажа время по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, при этом необоснованно занизив эти периоды до полутора лет.
Определением Сакского районного суда Республики Крым от 16 мая 2022 года восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы.
На апелляционную жалобу ответчиком принесены письменные возражения, в которых он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальных сайтах судов в сети Интернет размещены актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в соответствующих судах, о движении дел, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного федерального закона, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».
Учитывая, что движение данного дела отражалось на сайте Верховного Суда Республики Крым в установленном законом порядке, лица участвующие в деле не были лишены возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети «Интернет» (персональный компьютер, мобильный телефон с выходом в «Интернет»), либо в местах доступных для пользователей информацией.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась Кит И.Н., 12.12.1970 года рождения, которая апелляционную жалобу поддержала и просила её удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания извещен, заявлений об отложении дела не поступало, о причинах неявки своего представителя в судебное заседание ответчик суд не известил.
На основании ст. 113, 117, ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Согласно п. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив в соответствии со статьями 327, 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав пояснения истца, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из нижеследующих требований закона.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав граждан – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции РФ, в числе которых ст. 7 Конституции РФ, гарантирует установление государственных пенсий.
При отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для вывода о нарушении прав истца действиями ответчика не установлено.
Оснований не согласиться с решением суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами гражданского дела №, что согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии № №, выданному 07.01.2016 Отделом УФМС России по Республике Крым в Сакском районе, Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО], 12.12.1970 года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>.
07.12.2020 г. Кит И.Н. обратилась в ГУ-УПФР в г. Саки и Сакском районе Республики Крым с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Саки и Сакском районе Республики Крым от 19.03.2021 г. № Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО] отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку отсутствует требуемый страховой стаж 15 лет на 07.12.2020 г., момент подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости.
Наличие необходимого возраста 50 лет, страхового стажа и размера ИПК для 2020 года, не оспаривалось Пенсионным Фондом при рассмотрении заявления истца.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013№400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – ФЗ «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно ч.3 ст.35 ФЗ «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент для 2020 года установлен 18,6.
В соответствии п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2019 г. женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Проверяя правоотношения сторон, с учетом доводов, изложенных в исковом заявлении, а так же с учетом письменных возражений на иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законным основанием для назначения страховой пенсии по старости истца Кит И.Н. является достижение ею возраста 50 лет, подтверждение в установленном порядке факта рождения истцом пятерых детей, их воспитание до 8 лет, наличие страхового стажа не менее 15 лет, наличие величины ИПК не менее 18,6.
В соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на такую пенсию.
Согласно ч.2 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу ч.6 и ч.7 ст.21 ФЗ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
В силу ч.3 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённые Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 №884н, определяют порядок обращения за страховой пенсией (действующий на дату принятия оспариваемого решения).
В силу п.3 Правил №884н граждане обращаются за назначением пенсии, путём подачи заявления о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
Согласно п.18 и п.19 Правил №884н, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на неё без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
В соответствии с п.23 указанных Правил, решения об установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно п. 25 Правил №884н днём обращения за назначением пенсии считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для её назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил.
Приём документов для назначения пенсии подтверждается уведомление УПФР.
Согласно п.31 данных Правил, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для её назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днём обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 34 Правил №884н, в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, непредставления по запросу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе приостановить срок рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
На основании п.46 Правил №884н в случае несогласия гражданина с решением об отказе в назначении пенсии оно может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации и в суд.
В силу п.19 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого Постановление Правления Пенсионного фонда России от 23.01.2019 №16п, для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы: заявление; документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина; документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 22 - 38, 40 - 42, 48 Административного регламента.
Согласно ст.3 Федерального Закона «О страховых пенсиях» страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;
индивидуальный пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учётом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для её финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определённый период от получения страховой пенсии.
В соответствии со ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно со ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Статьёй 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.12.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
10) период, в течение которого лица, необоснованно привлечённые к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
11) период осуществления судьёй полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Законом Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, в том числе: уход неработающей матери за каждым ребёнком в возрасте до трёх лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности (ст.92 настоящего Закона).
Представленными в дело доказательствами установлено, что согласно свидетельству о рождении серии № № от 24.04.1989 г., Кит Екатерина Сергеевна родилась 05.04.1989 г., о чём в книге регистрации актов о рождении 24.04.1989 г. произведена запись за №, родителями указаны: отец – Кит Сергей Анисиевич, мать – Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО]. Паспорт выдан 03.11.2005 г.
Согласно повторному свидетельству о рождении серии № от 01.10.1996 г., Кит Яна Сергеевна родилась 03.05.1995 г., о чём в книге записи актов гражданского состояния о рождении 11.05.1995 г. произведена соответствующая запись за №, родителями записаны: отец – Кит Сергей Анисиевич, мать – Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО]. Паспорт выдан 04.11.2011 г.
Согласно свидетельству о рождении серии 1-АП № от 15.03.2006 г. Ветрова Валерия Романовна родилась 31.07.2005 г., о чём в Книге регистрации рождений 29.08.2005 произведена соответствующая актовая запись за №, родителями записаны: отец – Ветров Роман Валерьевич, мать – Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО]. Паспорт выдан 28.09.2019 г.
Согласно свидетельству о рождении серии 1-АП № от 16.03.2007 г. Кит Георгий Романович родился 02.03.2007 г., о чём в Книге регистрации рождений 16.03.2007 г. произведена соответствующая актовая запись за №, родителями записаны: отец – Кит Роман Валерьевич, мать – Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Согласно свидетельству о рождении серии 1-АП № от 25.09.2009 г. Кит Филипп Романович родился 15.09.2009 г., о чём в Книге регистрации рождений 25.09.2009 г. произведена соответствующая актовая запись за №, родителями записаны: отец – Кит Роман Валерьевич, мать – Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Согласно свидетельству о рождении серии 1-АП № от 17.01.2012 г. Кит Эрик Романович родился 07.01.2012 г., о чём в Книге регистрации рождений 17.01.2012 г. произведена соответствующая актовая запись за №, родителями записаны: отец – Кит Роман Валерьевич, мать – Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО].
В справке администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 30.11.2020 г. №.1-13 указано, что Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО] родила и воспитала до восьмилетнего возраста: дочь – Вовк Екатерину Сергеевну, 05.04.1989 года рождения, дочь – Сорока Яну Сергеевну, 03.05.1995 года рождения, дочь – Ветрову Валерию Романовну, 31.07.2005 года рождения, сына – Кит Георгия Романовича, 02.03.2007 года рождения, сына – Кит Филиппа Романовича, 15.09.2009 года рождения, сына – Кит Эрика Романовича, 07.01.2012 года рождения.
Из решения ГУ - УПФР об отказе в установлении страховой пенсии Кит И.Н. от 19.03.2021 г. следует, что в подсчёт стажа включены:
- период учебы с 01.09.1987 г. по 29.06.1989 г. – 1 год 9 месяцев 29 дней;
- период работы с 30.06.1989 г. по 10.07.1991 г. - 2 года 0 месяцев 11 дней;
- период работы с 12.08.1991 г. по 05.10.1991 г. – 0 лет 1 месяц 24 дня;
- с 23.10.1991 г. по 06.12.1991 г. – 0 лет 1 месяц 14 дней;
- с 16.07.1992 г. по 22.07.1992 г. – 0 лет 0 месяцев 7 дней;
- с 20.07.2016 г. по 31.07.2017 г., с 09.08.2017 г. по 16.10.2017 г., с 19.10.2017 г. по 24.11.2017 г., с 01.08.2017 г. по 22.12.2017 г., с 06.04.2017 г. по 31.12.2017 г. - 1 год 5 месяцев 3 дня;
- с 15.01.2018 г. по 11.06.2018 г. – 0 лет 4 месяца 27 дней;
- с 08.11.2018 г. по 30.11.2018 г., с 03.12.2018 г. по 25.12.2018 г., с 09.01.2019 г. по 31.01.2019 г. – 0 лет 2 месяца 8 дней;
- с 25.02.2019 г. по 14.08.2019 г., с 19.06.2019 г. по 30.06.2019 г., с 01.07.2019 г. по 02.09.2019 г., с 04.09.2019 г. по 30.09.2019 г. – 0 лет 6 месяцев 8 дней;
- с 20.03.2020 г. по 17.04.2020 г. – 0 лет 0 месяцев 28 дней;
- с 17.05.2020 г. по 01.10.2020 г. – 0 лет 4 месяца 14 дней.
В страховой стаж для установления пенсии также включены периоды ухода за детьми:
- Вовк Е.С., 05.04.1989 года рождения 0 лет 2 месяца 24 дня, до достижения ею возраста 3 года и 70 дней;
- Сорока Я.С., 03.05.1995 года рождения – 1 год 6 месяцев;
- Ветрова В.Р., 31.07.2005 года рождения – 1 год 6 месяцев;
- Кит Г.Р., 02.03.2007 года рождения – 1 год 6 месяцев;
- Кит Ф.Р., 15.09.2009 года рождения – 1 год 6 месяцев;
- Кит Э.Р., 07.01.2012 года рождения – 1 год 6 месяцев.
Таким образом, страховой стаж истца Кит И.Н. составил 11 лет 5 месяцев.
По мнению истца Кит И.Н., период ухода за детьми должен включаться до 3-хлетнего возраста, как 3 года, а не 1 год и 6 месяцев.
Однако такие доводы заявителя Кит И.Н. основаны на ошибочном толковании норм действовавшего во времени законодательства.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь, в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 56, 67, 71 ГПК РФ, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что иск Кит И.В. удовлетворению не подлежит, поскольку ответчиком нарушений закона и прав истца не допущено при рассмотрении вопроса о назначении страховой пенсии по старости на основании п.п.1 п.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Так, из содержания разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по применению судом норм пенсионного законодательства следует, что страховая пенсия назначается с даты возникновения права на пенсию, а не с даты повторного обращения за назначением пенсии только в том случае, если истец, имевший на момент первоначального обращения за пенсией соответствующее право, но не располагавший всеми необходимыми документами, не смог представить их в пенсионный орган в установленный законом трёхмесячный срок по не зависящим от него причинам.
Назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию и моментом подачи в Пенсионный фонд заявления о назначении пенсии по тем или иным основаниям, предусмотренным законом.
Как установлено судом первой инстанции, основаниями отказа в назначении пенсии в решении ГУ – УПФР в г. Саки и Сакском районе Республики Крым от 19.03.2021 г. № ответчиком указано на отсутствие у истца необходимого страхового стажа 15 лет.
По состоянию на 12.12.2020 г. Кит И.Н. не имела права на пенсию, поскольку Управлением верно учтён стаж по уходу за детьми, продолжительностью 1 год и 6 месяцев за каждым, а не 3 года, как полагает истец.
Период ухода за ребёнком – Вовк Е.С., 05.04.1989 года рождения учтён Управлением как 2 месяца 24 дня, поскольку в данный трёхлетний периода включен период учебы с 01.09.1987 г. по 29.06.1989 г. и периоды работы: с 30.06.1989 г. по 10.07.1991 г., с 12.08.1991 г. по 05.10.1991 г., с 23.10.1991 г. по 06.12.1991 г. и в соответствии с действующим законодательством стаж исчисляется в одинарном размере, поэтому оснований для учёта ещё периода ухода за ребёнком как 3 года не имеется, поскольку стаж не может в данном случае быть исчислен в двойном размере.
Кроме того, действующее пенсионное законодательство Российской Федерации страховой стаж не отождествляет с трудовым стажем.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ГУ - УПФР в г. Саки и Сакском районе от 19.03.2021 г. № вынесено законно, обоснованно и прав Кит И.Н не нарушает.
Оснований для назначения пенсии Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО] в соответствии с п.п. 1 п.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 12.12.2020 г. не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции мотивировано указал, что нарушений прав истца при отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и оснований для удовлетворения иска, судом не установлено.
Проверив доводы апелляционной жалобы истца в части включения периодов ухода за детьми до трёхлетнего возраста и назначении пенсии с 12.12.2020 г., судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения и считает, что они направлены на иное толкование норм пенсионного законодательства.
Так, в силу положений части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусматривает, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российское Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к обоснованному выводу о неправомерности включения спорных периодов (периодов ухода за детьми) как 3 года.
Определяя закон, подлежащий применению, суд первой инстанции верно руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсий по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначении пенсии. Периода работы (деятельности) имевшие места до дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут исчисляться с применением правил, исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
При рассмотрении дела по существу судом первой инстанции было учтено, что в спорные периоды указанные истцом в иске её трудовая деятельность протекала на территории Республики Крым, в период действия законодательства Украины, которое подлежит применению к спорным правоотношениям.
Вместе с тем, судом принято во внимание, что назначение пенсий с учетом законодательства Украины осуществлялось в переходный период (до 01.01.2015 г. в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 г. №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения у граждан Российской федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).
Из фактических обстоятельств дела усматривается, что истец Кит И.Н. в указанный выше период времени не был поставлен вопрос о включении спорных периодов в страховой стаж как три года и с таким заявление в пенсионные органы она не обращалась (то есть в переходный период), обратилась с заявлением только в 2020 г., то есть в период действия законодательства Российской Федерации, которым обоснованно руководствовался суд при разрешении данного дела №2-1495/2021.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции, в пределах заявленных требований, полно и правильно установил все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным в дело доказательствам, обосновано применил нормы действующего законодательства во времени.
Доводы апелляционной жалобы Кит И.Н. фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, в связи с чем, они не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку были предметом исследования и оценки суда, необоснованность их отражена в судебном решении, с изложением соответствующих мотивов, не опровергнутых истцом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных норм не установлено.
Несогласие Кит И.Н., с данной судом оценкой представленных в дело доказательств, не свидетельствует о неправомерности принятого судом решения и не может служить основанием к его отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 23 ноября 2021 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Кит [СКРЫТО] [СКРЫТО] оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: