Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 22.06.2020 |
Дата решения | 20.08.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Мотина Ирина Ивановна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | f757b8b6-1b76-3ac2-b0b3-76499a4dc981 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-5822/2020 председательствующий судья суда первой инстанции Никишенко Т.Н.
УИД 91RS0010-01-2020-000261-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Авериной Е.Г., Любобратцевой Н.И.
при секретаре Лыфарь Л.В.
рассмотрела 20 августа 2020 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 12 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец [СКРЫТО] Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы с 01.09.2004 года по 04.12.2014 года в МБОУ ДО «Красноперекопская детская музыкальная школа» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, с 05.05.2015 года по настоящее время в МБОУ ДО «Красноперекопская детская музыкальная школа», о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 09.02.2017 года.
В обоснование требований указала, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ ей было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. Полагая отказа незаконным, обратилась с иском в суд.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 12 мая 2020 года иск [СКРЫТО] Т.В. удовлетворен частично. Суд обязал ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы истца с 01.09.2004 года по 04.12.2014 года с 05.05.2015 года по 12.05.2020 года (дата обращения в суд) в МБОУ ДО «Красноперекопская детская музыкальная школа», возложил обязанность по назначению досрочной страховой пенсии с 31.07.2018 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны в судебном заседании участия не принимали, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель ответчика просил о рассмотрении дела в его отсутствие, истец причины неявки суду не сообщил.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав судью–докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с частью второй этой же статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее по тексту - Список N 1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее по тексту - Список N 463).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее по тексту - Перечень N 1397).
Судом установлено, что истец [СКРЫТО] Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась к ответчику с заявлением от 14.12.2016 года о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп.19 и. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Ответчик ГУ УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) решением № 1 от 09.02.2017 года отказал [СКРЫТО] Т.В. в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа.
Согласно решению № 1 от 09.02.2017 года в стаж педагогической деятельности ответчик не включил период работы истца с 01.09.2004 года по 04.12.2014 года, поскольку должность педагог с обязанностями концертмейстера не предусмотрена перечнем должностей Постановления № 781 от 2002 года, период с 05.05.2015 года по настоящее время не включен ответчиком со ссылкой на отсутствие в льготной справке количества часов педагогической работы и отсутствует расшифровка подписей должностных лиц, выдавших справку.
По расчету ответчика стаж работы [СКРЫТО] Т.В., дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии с подп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 11 лет 05 месяцев 29 дней, при необходимых 25 годах (л.д. 5).
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении в специальный стаж периода работы истца с 01.09.2004 года по 04.12.2014 года в должности преподавателя по классу фортепьяно с обязанностями концертмейстера в Красноперекопской Детской музыкальной школе, где с 29.01.2012 года [СКРЫТО] Т.В. была назначена на должность заместителя директора по учебной работе, с 02.01.2013 года по 04.12.2014 года работала в должности преподавателя и концертмейстера.
Учреждение - музыкальная школа относится к учреждениям дополнительного образования детей. Наименование учреждений дополнительного образования детей и должностей, работа в которых подлежит включению в специальный страховой стаж, поименованы в пункте 2 Списка от 29.10.2002 N 781.
Указанным разделом Списка, в Учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) предусмотрена такая должность, как преподаватель.
Согласно требованиям, содержащимся в п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 12 названных Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Таким образом, работа истца в должности преподавателя музыкальной школы после 01.01.2001 года могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в том случае, если на 01.01.2001 года истец имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Однако в силу ч. 4 ст. 30 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный стаж периодов работы, в том числе, выполняемых истцом, до 31.12.2014 года на территории Республики Крым, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", к спорному периоду подлежат применению нормы материального права, действующие на территории Республики Крым до 01.01.2015 года, что соответствует принципу правовой определенности.
Постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04 ноября 1993 года утвержден Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения, труда и социальной защиты и должностей, которые дают право на пенсию по выслуге лет.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 № 909 в редакциях на период занятия истцом должности преподавателя, входили, в том числе музыкальные школы.
В соответствии со ст. 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 №1788-ХП, действовавшего в спорный период, право на пенсию за выслугу лет имели, в частности, работники образования согласно пункта «е» ст. 55.
Пунктом «е» ст. 55 указанного Закона Украины предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
При этом, законодательство, действовавшее на территории Республики Крым на период занятия истцом должности преподавателя Красноперекопской детской музыкальной школе, не предусматривало нормирование педагогической нагрузки и необходимость выработки полной ставки, а лишь предусматривало занятие должностей, предусмотренных Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 №909, ввиду чего истец, работая после 01.01.2001 года в вышеуказанных должностях, предполагала получение льготы в виде досрочного выхода на пенсию после отработки положенного для этого количества лет.
Так же законодательством, действующим на территории Республики Крым до 01.01.2015 года не было предусмотрено таких условий как включение в специальный стаж периодов работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, при наличии на 1 января 2001 года стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и наличия факта работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений".
В связи с этим, изменение законодательства, регулирующего права на пенсию, не может ущемлять прав истца и ставить его в неравное положение по сравнению с лицами, занимавшими аналогичные должности в аналогичные промежутки времени при равных условиях (работа на неполную ставку) и воспользовавшимися правом на досрочный выход на пенсию до вступления в силу законодательства Российской Федерации на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Справкой подтверждающей факт льготной работы, [СКРЫТО] Т.В. работала должностях, предусмотренных Постановлением Правительства №781, выполняла норм педагогической нагрузки. В период с 01.09.2004 года по настоящее время [СКРЫТО] Т.В. предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 24.03.2005 года по 25.03.2005 года.
Исходя из изложенного, судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж [СКРЫТО] Т.В. периода осуществления педагогической деятельности с 01.09.2004 года по 04.12.2014 года, за исключением отпуск без сохранения заработной платы с 24.03.2005 года по 25.03.2005 года.
В тоже время, поскольку на территории Республики Крым с 01.01.2015 года действует законодательство Российской Федерации, оснований для включения в специальный стаж периода работы с 01.01.2015 года по настоящее время не имеется, данный период обоснованно был включен ответчиком в общий страховой стаж.
В связи с этим решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода работы с 01.01.2015 года по 12.05.2020года ( дата вынесения решения).
Учитывая, периоды работы, включенные ответчиком в специальный стаж - 11 лет 05 месяцев 29 дней, а также период работы, включенный судом с 01.09.2004 года по 04.12.2014 года - 10 лет 03 месяца 03 дня, продолжительность специального стажа составила 21 год 09 месяцев 01 день, при требуемой 25 лет.
Из представленного в материалы дела решения УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым № 1 от 09.02.2017 года следует, что [СКРЫТО] Т.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого педагогического стажа.
В тоже время в своем решении об отказе в назначении досрочной пенсии от 09.02.2917 года ответчик указал на отсутствие оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца с 01.09.2004года по 04.12.2014 года и с 05.05.2015 года по настоящее время.
В отношении других периодов работы, указанных в трудовой книжке, когда истец осуществляла трудовую деятельность в должностях и учреждениях предусмотренных Списками, но не включенных ответчиком в подсчет стажа, отсутствуют какие-либо пояснения относительно причины отказа.
В связи с тем, что ответчик без указания причин исключил из подсчета специального стажа ряд периодов работы, судебная коллегия, в целях социальной защиты истца, считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика и проверить решение суда в полном объеме.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13, суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления. Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях социальной защиты.
Статься 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбрать способ и процедуру судебного оспаривания.
Принимая во внимание содержание заявленных [СКРЫТО] Т.В. требований, заключающихся в назначении досрочной страховой пенсии по старости, учитывая положения ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имея в виду значение тех прав истца, которые подлежат защите, судебная коллегия считает, что для правильного разрешения настоящего спора решение УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) № 1 от 09.02.2017 года подлежит полной проверки вне рамок тех периодов, о включении которых истец просил в исковом заявлении.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1015 от ДД.ММ.ГГГГ, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки серии АТ-II №, [СКРЫТО] Т.В. с 11.08.1983 года по 24.09.1983 года, с 27.07.1984 года по 18.08.1984 года работала в должности воспитателя в «ясли-сад № 86» сектор ДДУ треста «Сыктывкарстрой», с 09.10.1985 года по 27.11.1985 года в должности музыкального руководителя в Ясли-сад № 20 сектор ДДУ треста «Сыктывкарстрой», с 04.02.1986 года по 20.04.1990 года в должности воспитателя детские ясли-сад № 402 АТК 11172, с 21.04.1990 года по 12.01.1991 года в должности музыкального руководителя сектор ДДУ треста «Сыктывкарстрой», с 21.01.1991 по 29.04.1994 года в должности музыкального руководителя яслей-сада № 9 Крымского содового завода МХП СССР, с 03.05.1994 года по 01.09.1997 года в должности воспитателя-методиста в ясли-сад № 9 «Дюймовочка», с 01.09.1997 года по 31.12.2001 года воспитателем – методистом в ясли-сад № 9 «Дюймовочка», с 01.01.2002 года по 31.08.2004 года музыкальным руководителем в ясли-сад № 9 «Дюймовочка», с 01.09.2004 года по 04.12.2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано с обязанностями концертмейстера, с 01.01.2015 года по 07.06.2015 года заместителем директора МБОУ ДО «Красноперекопская детская музыкальная школа», с 08.06.2015 года по 25.11.2019 года в должности директора МБОУ ДО «Красноперекопская детская музыкальная школа», с 26.11.2019 года по 08.01.2010 года в должности преподавателя по классу фортепиано МБОУ ДО «Красноперекопская детская музыкальная школа», с 09.01.2020 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДО «Красноперекопская детская музыкальная школа» (л.д.11-29).
Справкой, выданной ПАО «Крымский содовый завод», подтверждается период работы [СКРЫТО] Т.В. с 21.01.1991 года по 01.05.1994 года в должности музыкального руководителя детских яслей-сада № 9 Крымского содового завода. В период с 07.10.1992 года по 07.08.1995 года [СКРЫТО] Т.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет (л.д. 89).
Справкой № 377 от 13.03.2017 года уточняющей особый характер работы или условий труда необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работы, подтверждена работа [СКРЫТО] Т.В. в Муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении (ясли-сад) № 9 «Дюймовочка» с 03.05.1994 года в должности воспитателя-методиста, с 01.01.2002 года по 31.08.2004 года в должности музыкального руководителя. В указанный период с 03.05.1994 года [СКРЫТО] Т.В. выполнялась норма рабочего времени (педагогической, учебной нагрузки) установленной на одну и более ставки заработной платы (л.д. 91-92).
Как предусмотрено пунктом 4 указанных Правил, периоды, выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
До 1 октября 1993 года пенсионные права педагогических работников регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утвердившим Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления и согласно приложению к этому постановлению Перечня учреждений, организаций и должностей, пенсии за выслугу лет работникам просвещения назначаются при стаже работы по специальности не менее 25 лет: учителям и другим работникам просвещения, в т.ч. заведующим, руководителям-воспитателям и воспитателям детских садов и объединенных яслей - садов.
На основании приказа Министра просвещения СССР от 31.12.1971 N 103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя.
Согласно разъяснению Госкомтруда СССР "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397) от 17.05.1960 N 19, по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1).
Аналогичное разъяснение дано и в пункте 2.6 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30.06.1986 N 1-63-И.
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 предусмотрены должности "воспитатель", "старший воспитатель", "воспитатель-методист".
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм, а также учитывая положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, судебная коллегия полагает необходимым включить периоды работы истца в должности воспитателя в «ясли-сад № 86» сектор ДДУ треста «Сыктывкарстрой» с 11.08.1983 года по 24.09.1983 года, в должности музыкального руководителя в Ясли-сад № 20 сектор ДДУ треста «Сыктывкарстрой» с 09.10.1985 года по 27.11.1985 года, в должности музыкального руководителя сектор ДДУ треста «Сыктывкарстрой» с 21.04.1990 года по 12.01.1991 года, в должности музыкального руководителя яслей-сада № 9 Крымского содового завода МХП СССР с 07.10.1992 года по 29.04.1994 года, в должности воспитателя-методиста в ясли-сад № 9 «Дюймовочка» с 03.05.1994 года по 30.08.1997 года, с13.04.1999 года по 31.07.2000 года, с22.01.2001 года по 31.01.2001 года с 22.05.2001 года по 30.06.2001 года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, независимо от выполнения истцом нормы рабочего времени.
Также в справках, подтверждающих периоды работы [СКРЫТО] Т.В. с 21.01.1991 года по 01.05.1994 года в детских яслей-сада № 9 Крымского содового завода и с 03.05.1994 года по 31.08.2004 года (ясли-сад) № 9 «Дюймовочка» имеются сведения о периодах нахождения в отпусках по уходу за ребенком до 3-х лет, в период с 07.10.1992 года по 01.05.1994 года и с 20.07.1999 года по 12.04.2002 года.
В указанные периоды работы и нахождения в отпусках по уходу за ребенком, на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В соответствии со ст. 181 КЗоТ Украины, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется по заявлению женщины или лиц, указанных в ч. 7 ст. 179 КЗоТ Украины, полностью или частично в пределах установленного периода и оформляются приказом (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа.
В соответствии со статьей 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII предусмотрено, что время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы. В соответствии со ст. 181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Таким образом, в специальный стаж работы [СКРЫТО] Т.В. подлежат включению периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до трех лет с 07.10.1992 года по 01.05.1994 года и с 20.07.1999 года по 12.04.2002 года.
Также в справках о работе [СКРЫТО] Т.В. содержатся сведения об учебных отпусках в периода с 22.09.1997 года по 30.09.1997 года, 08.04.1998 года по 18.04.1998 года, 05.10.1998 года по 19.10.1998 года, 11.09.2000 года по 30.09.2000 года, 22.01.2001 года по 31.01.2001 года, 22.05.2001 года по 30.06.2001 года, нахождении на курсах повышения квалификации 04.04.2007 года,06.04.2007 года, 03.04.2008 года, 25.10.2011 года по 27.10.2011 года, 03.04.2012 года, 04.04.2014 года, 02.04.2015 года, 05.04.2016 года.
Указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж, исходя из того, что некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с со статьей 27 и 28 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Следовательно, периоды учебных отпусков, командировок и нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости, в том же порядке, что и основная работа в этот период.
Судебная коллегия приходит к выводу о включении в специальный стаж, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов нахождения истца в учебных отпусках с 22.09.1997 года по 30.09.1997 года, 08.04.1998 года по 18.04.1998 года, 05.10.1998 года по 19.10.1998 года, 11.09.2000 года по 30.09.2000 года, 22.01.2001 года по 31.01.2001 года, 22.05.2001 года по 30.06.2001 года, периодов нахождении на курсах повышения квалификации 04.04.2007 года,06.04.2007 года, 03.04.2008 года, 25.10.2011 года по 27.10.2011 года, 03.04.2012 года, 04.04.2014 года.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов работы специальный страховой стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял более 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию с 09.02.2017 года, то есть с даты обращения в пенсионный орган за назначением пенсии.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 12 мая 2020 года отменить в части включения в специальный стаж [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] периода работы с 05.05.2015 года по 12.05.2020 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении данного требования.
Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) включить в специальный стаж [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] для досрочного назначения пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" периоды работы [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в должности воспитателя в «ясли-сад № 86» сектор ДДУ треста «Сыктывкарстрой» с 11.08.1983 года по 24.09.1983 года, в должности музыкального руководителя в Ясли-сад № 20 сектор ДДУ треста «Сыктывкарстрой» с 09.10.1985 года по 27.11.1985 года, в должности музыкального руководителя сектор ДДУ треста «Сыктывкарстрой» с 21.04.1990 года по 12.01.1991 года, в должности музыкального руководителя яслей-сада № 9 Крымского содового завода МХП СССР с 07.10.1992 года по 29.04.1994 года, в должности воспитателя-методиста в ясли-сад № 9 «Дюймовочка» с 03.05.1994 года по 30.08.1997 года, с 13.04.1999 года по 31.07.2000 года, с 22.01.2001 года по 31.01.2001 года с 22.05.2001 года по 30.06.2001 года, в том числе периодов отпуска по уходу за ребенком с 07.10.1992 года по 01.05.1994 года и с 20.07.1999 года по 12.04.2002 года, периодов нахождении на курсах повышения квалификации 04.04.2007 года, 06.04.2007 года, 03.04.2008 года, 25.10.2011 года по 27.10.2011 года, 03.04.2012 года, 04.04.2014 года, периодов нахождения истца в учебных отпусках с 22.09.1997 года по 30.09.1997 года, 08.04.1998 года по 18.04.1998 года, 05.10.1998 года по 19.10.1998 года, 11.09.2000 года по 30.09.2000 года, 22.01.2001 года по 31.01.2001 года, 22.05.2001 года по 30.06.2001 года, периодов нахождении на курсах повышения квалификации 04.04.2007 года,06.04.2007 года, 03.04.2008 года, 25.10.2011 года по 27.10.2011 года, 03.04.2012 года, 04.04.2014 года.
В остальной части решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 12 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Е.Г. Аверина
Н.И. Любобратцева