Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 12.05.2020 |
Дата решения | 01.06.2020 |
Категория дела | коммунальных услуг |
Судья | Беляевская Ольга Яновна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 45c7573c-b477-305f-b454-cdd0675c0bbe |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0002-01-2019-006706-55 | №2-698/2019 |
г. Симферополь | Судья: Диденко Д.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 01 июня 2020 года № 33-4795/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Беляевской О.Я.
судей Курской А.Г.
Романовой Л.В.
при секретаре Мазуровой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия,
по апелляционному представлению прокурора Кировского района Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Беляевской О.Я., объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
прокурор Кировского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» (далее – ГУП РК «Вода Крыма») о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Кировского района Республики Крым, с участием специалистов территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации водоснабжения жителей Льговского сельского поселения Кировского района Республики Крым. В ходе проверки установлено, что ресурсоснабжающей организацией по поставке холодного водоснабжения населению в Кировском районе Республики Крым является ГУП РК «Вода Крыма». В качестве источника при поставке воды указанной организации используется Льговское водохранилище, предназначенное для орошения сельскохозяйственных земель. Эксплуатация данного водного объекта осуществляется в отсутствие заключения о его соответствии законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Ссылая на то, что указанные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц на реализацию конституционного права на благоприятную окружающую среду, прокурор обратился в суд с настоящими требованиями, просил признать незаконным бездействие ГУП РК «Вода Крыма» по непринятию мер к получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта Льговское водохранилище, в питьевых целях в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также к согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор забора воды из источника водоснабжения – Льговское водохранилище и подачи питьевой воды абонентам в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ); возложить на ГУП РК «Вода Крыма» обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта – Льговское водохранилище в питьевых целях, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ, п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» и согласовать с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор забор воды из источника водоснабжения – Льговское водохранилище и подачу питьевой воды абонентам, в соответствии с ч. 3 ст.23 Федерального закона №416-ФЗ.
Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 декабря 2019 года, содержащимся в протоколе судебного заседания, государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации» (далее – ГУП РК «Крыммелиоводхоз»), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц (л.д. 106).
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 января 2020 года исковые требования прокурора Кировского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурор Кировского района Республики Крым обратился с апелляционным представлением, в котором просил отменить решение суда первой инстанции и принять новое об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование апелляционного представления указал, что ответчик ГУП РК «Вода Крыма» является организацией, осуществляющей непосредственное оказание услуг населению по обеспечению холодного водоснабжения, соответственно, обязанность по выполнению требований, предусмотренных ч. 3 ст. 23 Федерального закона №416-ФЗ в части согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор подачи питьевой воды абонентам из спорного водного объекта, относящегося к непитьевому источнику возложена на данную организацию. Выразил несогласие с выводом суда об отсутствии у ответчика статуса пользователя объекта. Ссылался на то, что наличие санитарно-эпидемиологического заключения является обязательным условием для осуществления деятельности по использованию водного объекта в питьевых целях.
В письменных возражениях на апелляционное представление представитель ответчика ГУП РК «Вода Крыма» Сафонов А.Н. выразил свое несогласие с приведенными в его обоснование доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Ислямова М.В. доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новое, которым исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика ГУП РК «Вода Крыма» Акопян Г.Г., Ерофеева П.С. с доводами апелляционного представления не согласились, поддержав письменные возражения, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц Феодосийского филиала ГУП РК «Вода Крыма», ГБУ РК «Крыммелиоводхоз», Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Учитывая, что все лица, участвующие в деле, были извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения настоящего представления, явившиеся лица, прокурор против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц не возражали, и на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционного представления при установленной явке.
Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, прокурора, изучив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционном представлении и возражениях относительно него доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, водоснабжение села Льговское, Кировского района Республики Крым на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляет феодосийский филиал ГУП РК «Вода Крыма».
В качестве источника водоснабжения, при поставке воды населению села, ответчик использует Льговское водохранилище. Указанный водный объект по своему назначению не является питьевым, предназначен для орошения сельскохозяйственных земель.
Водохранилище находится в оперативном управлении ГБУ РК «Крыммелиоводхоз», в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении имущества» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д. 121-123).
Ответчик непосредственно забор воды из водохранилища не осуществляет, с целью поставки воды населению он заключил договор о подаче технической воды из Льговского водохранилища с ГБУ РК «Крыммелиоводхоз» начиная с 2018 года (л.д. 35-53).
По пояснениям ответчика после забора воды из водохранилища она помещается в резервуары и подлежит очистке, после чего подается населению.
Как подтверждено сторонами в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в 2018-2019 годах жителями с. Льговское были направлены обращения с жалобами по факту подачи некачественной питьевой воды.
В 2018 году прокуратурой Кировского района Республики Крым, с участием специалистов территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым была проведена проверка исполнения требований законодательства при эксплуатации и использовании данного водного объекта для целей питьевого водоснабжения населения.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона №416-ФЗ, Федерального закона №52-ФЗ, частично отсутствует ограждение резервуара чистой воды (объемом 300 куб. м), в связи с чем данный объект является незащищенным от угроз техногенного, природного характера и террористических актов. На момент проверки не был предоставлен в полном объеме производственный лабораторный контроль за качеством сточных вод и воды в местах сброса стоков. Кроме того, в нарушение требований действующего законодательства подача питьевой воды из Льговского водохранилища абонентам – жителям с. Льговское осуществлялось без наличия соответствующего согласования Роспотребнадзора.
По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Кировского района Республики Крым директору Феодосийского филиала ГУП РК «Вода Крыма» было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений (л.д. 59-61).
Во исполнение указанного представления, ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК «Вода Крыма» сообщило прокурору о восстановлении части ограждения резервуара с чистой водой, а также о невозможности получения санитарно-эпидемиологического заключения, со ссылкой на отсутствие проекта зон санитарной охраны водного объекта. Сообщив, что ГУП РК «Вода Крыма» не является собственником водного объекта (л.д. 62-65).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Кировского района Республики Крым ГБУ РК «Крыммелиоводхоз» также было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. В ответ на которое ГБУ РК «Крыммелиоводхоз» сообщило прокурору о том, что основным видом деятельности учреждения являются услуги в области растениеводства. Назначением Льговского водохранилища, в соответствии с правилами эксплуатации, является орошение сельскохозяйственных земель, площадью 1304 га, в связи с чем указанный объект не является питьевым. На основании приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК «Крыммелиоводхоз» предоставляет услуги по подаче технической воды ГУП РК «Вода Крыма» из Льговского водохранилища в соответствии с заключенным договором.
Также ГБУ РК «Крыммелиоводхоз» указано, что техническая вода пригодна по содержанию примесей для использования в технологических процессах, но не пригодна для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
При этом отмечено, что Федеральный закон №52-ФЗ и СанПиН 2.1.4.1110-02 регламентируют установление зон санитарной охраны только для водных объектов, предназначенных и используемых с целью питьевого водоснабжения (л.д. 66-67).
В августе 2019 года прокуратурой Кировского района Республики Крым вновь была проведена проверка исполнения требований законодательства при эксплуатации и использовании Льговского водохранилища для целей питьевого водоснабжения.
По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Кировского района Республики Крым директору Феодосийского филиала ГУП РК «Вода Крыма» было вынесено требование о предоставлении сведений о принятых (принимаемых) мерах по приведению в соответствие с требованиями законодательства и использованию спорного водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения (л.д. 54).
Во исполнение указанного требования, ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК «Вода Крыма» повторно сообщило прокурору о невозможности получения санитарно-эпидемиологического заключения, со ссылкой на отсутствие проекта зон санитарной охраны водного объекта. Сообщив, что ГУП РК «Вода Крыма» не является его собственником. Дополнительно указало, что питьевая вода, подаваемая абонентам с. Льговское с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, соответствует установленным требованиям, поскольку согласно проведенным исследованиям, уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды (л.д. 55-56).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Кировского района Республики Крым территориальному отделу по г. Феодосии, Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю было вынесено требование о предоставлении информации о соблюдении законодательства Российской Федерации. В ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ территориальный отделу по г. Феодосии, Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю сообщил о том, что главный специалист-эксперт отдела принял участие в проверке по вопросу соблюдения требований санитарного законодательства при эксплуатации Льговского водохранилища, с организацией отбора проб воды (л.д. 68-70).
При проверке было установлено, что в качестве источника водоснабжения в с. Льговское Кировского района с марта 2018 года используется поверхностный источник – Льговское водохранилище (с. Долинное). Гарантирующей организацией, обеспечивающей водоснабжением, определено ГУП РК «Вода Крыма», которое заключило договор с ГБУ РК «Крыммелиоводхоз» на предоставление услуг для осуществления забора технической воды из Льговского водохранилища на 2019 год. При этом, ГУП РК «Вода Крыма», как обеспечивающая организация холодным водоснабжением, питьевой водой абонентам, заявления в территориальный отдел Роспотребнадзора по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району на получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источника санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования в целях питьевого водоснабжения не направляло. Перед подачей в сеть, вода из водохранилища поступает в резервуары насосной станции по 300 куб. м, где производится очистка и хлорирование питьевой воды гиплхлоритом натрия. Контроль за качеством воды осуществляется в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды, согласованной с территориальным отделом по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Роспотребнадзора по РК и г. Севастополю. Лабораторные исследования проводятся на базе лабораторий ГУП РК «Вода Крыма» и по договорам с аккредитованными лабораториями. Территории насосной станции огорожена по всему периметру, охраняется круглосуточно, находится в удовлетворительном состоянии.
Ранее в с. Льговское использовались подземные источники (родники), дебит которых позволял обеспечить подачу водопроводной воды по графику не более трех раз в неделю.
Производственный контроль качества питьевой воды проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.
В отобранных пробах воды из Льговского водохранилища, на насосной станции, разводящей сети с. Льговское по результатам протоколов лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ отклонений от нормы выявлено не было.
Вместе с тем, в ходе проверки были выявлены нарушения, в виде отсутствия зон санитарной охраны для водохранилища. Проекты данных зон не разработаны и не утверждены органами исполнительной власти. Кроме того, территория первого пояса зон санитарной охраны не ограждена не обеспечена охраной, на прибрежной полосе в 500-метровой зоне допускается выпас скота.
Полагая незаконным бездействие ГУП РК «Вода Крыма» по непринятию мер к получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта – Льговское водохранилище, в питьевых целях в порядке установленной ст.18 Федерального закона №52-ФЗ, а также к согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на использование воды из данного источника незаконным, ссылаясь на положения Федерального закона №416-ФЗ, прокурор Кировского района обратился в суд с настоящими исковыми требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 23 Федерального закона №416-ФЗ, ст. 1, ст.18 Федерального закона №52-ФЗ, ст.ст. 8, 11, 12, 39 Водного кодекса Российской Федерации, Уставом ГУП РК «Вода Крыма», исходил из того, что ответчик ГУП РК «Вода Крыма» не является водопользователем водного объекта Льговское водохранилище, не осуществляет забор воды в нем и не несет обязанностей, предусмотренных законом для собственника или пользователя данного объекта, в том числе в части получения санитарно-эпидемиологического заключения и согласования с компетентными органами исполнительной власти забора воды из него, поскольку указанное водохранилище закреплено на правах оперативного управления за ГБУ РК «Крыммелиоводхоз». По данным основаниям, суд первой инстанции отказал прокурору в удовлетворении исковых требований.
Оспаривая решение суда первой инстанции, апеллянт ссылался на то, что ответчик является организацией, осуществляющей непосредственное обеспечение населения холодной водой, в связи с чем обязанность по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, факта подачи питьевой воды абонентам из непитьевого источника воды и получение соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения, в силу действующего законодательства возложена на ГУП РК «Вода Крыма».
Проверив решение суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона №416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», под «питьевой водой» понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу п. 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом №416-ФЗ.
Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в ч. 1 ст. 6 Федерального закона №416-ФЗ, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1), определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2), утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласование инвестиционных программ (п. 6), иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
Согласно положениям ст. 23 Федерального закона №416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 указанного Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Так, в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.
В соответствии с уставом ГУП РК «Вода Крыма», утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное имущество, находящееся в собственности Республики Крым. Органом, осуществляющим полномочия собственника, является Совет министров Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
ГУП РК «Вода Крыма» находится в ведомственном подчинении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, которое осуществляет координацию и регулирование деятельности предприятия на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче в ведение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым предприятий, находящихся в ведение Министерства регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым».
Согласно п. 2.1 Устава, ГУП РК «Вода Крыма» создано в целях обеспечения государственной политики в сфере питьевого и хозяйственного водоснабжения, обеспечения потребителей необходимым количеством питьевой воды гарантированного качества, сбалансированного развития централизованного питьевого водоснабжения, рационального использования водных ресурсов, повышения эффективности управления и работы предприятий, реализации единой технической и тарифной политики на территории Республики Крым, за исключением городского округа Ялта, а также реализации на основе полученной прибыли экономических и социальных интересов членов трудового коллектива и государства (л.д. 22-34).
Основным направление деятельности ГУП РК «Вода Крыма», в силу п. 2.3.1 Устава, является, в том числе централизованное водоснабжение населения и водоотведение.
Таким образом, ГУП РК «Вода Крыма» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Кировского района Республики Крым, в том числе с. Льговское.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, оказывая услуги населению по поставке воды, ГУП РК «Вода Крыма» взяло на себя обязательство оказать указанную услугу, качество которой должно соответствовать установленным государственным стандартам, санитарным правилам и нормам. В связи с чем, ответчик обязан обеспечить подачу питьевой воды населению с. Льговское в соответствии с установленными нормативами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки вышеизложенным обстоятельствам, с учетом положений ст. 23 Федерального закона №416-ФЗ, не исследовал и не установил в полном объеме обстоятельства, связанные с реализацией ГУП РК «Вода Крыма» указанных мероприятий по обеспечению качества питьевой воды на территории с. Льговское, сославшись формально на то, что ответчик, в силу ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации не является водопользователем Льговского водохранилища.
Между тем, при рассмотрении дела судом первой инстанции, прокурор ссылался на то, что непосредственное обслуживание абонентов с. Льговское питьевой водой осуществляется именно ресурсоснабжающей организацией ГУП РК «Вода Крыма», которое получая воду из не питьевого источника не согласовало возможность ее поставки населению в порядке с ст. 23 Федерального закона №416-ФЗ.
Факт соответствия качества поставляемой воды установленного нормативным требованиям подтвержден материалами дела, в том числе информацией территориального отдела по г. Феодосии, Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в пробах воды из Льговского водохранилища не выявлено отклонений от нормы (л.д. 68-70).
Вместе с тем, обстоятельством, имеющим значение для дела являлось проверка того, было ли получено ГУП РК «Вода Крыма», как организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, согласование с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор – Межрегиональным управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в порядке ч. 3 ст. 23 Федерального закона №416-ФЗ на использование при поставке абонентам воды из непитьевого источника.
Как следует из письменных пояснений ответчика, изложенных в возражениях на апелляционное представление, ГБУ РК «Крыммелиоводхоз» осуществляет забор из Льговского водохранилища непитьевой воды передает ее ответчику в точку разграничения балансовой принадлежности, затем данная вода подается в распределительную камеру для последующей очистки и хлорирования воды гипохлоритом натрия, после очистки вода подается населению.
Таким образом, по мнению ответчика, он не относится к категории водопользователя и на него не распространяются правила о получении согласования на поставку такой воды. Суд первой инстанции согласился с уазанными доводами ответчика.
Судебная коллегия не соглашается с таковыми выводами суда в силу следующего.
В силу п. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации, под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», под «водоснабжением» понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Из буквального толкования вышеизложенных норм следует, что использование водного объекта возможно различными способами, в том числе посредством организации забора воды с помощью третьих лиц и последующей самостоятельной ее подготовки (очистки до питьевого состояния), транспортировки и передаче абонентам.
Указанное в совокупности свидетельствует о том, что ГУП РК «Вода Крыма», осуществляя поставку воды потребителям, является водопользователем Льговского водохранилища, и именно на ответчика возложена обязанность по предоставлению качественной услуги по холодному водоснабжению населению, как и ответственность за предоставление услуги по водоснабжению.
При этом, из материалов дела усматривается, что Льговское водохранилище не является источником питьевой воды, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона №416-ФЗ на ГУП РК «Вода Крыма» возложена обязанность согласовать его использование, в качестве источника питьевой воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о получении ответчиком соответствующего согласования, ГУП РК «Вода Крыма» в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, материалы дела не содержат, судом не установлено.
Согласно информации территориального отдела по г. Феодосии, Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ №, ГУП РК «Вода Крыма» по вопросу согласования подачи воды населению из непитьевого источника водоснабжения не обращалось (л.д. 68-70).
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии бездействия ГУП РК «Вода Крыма» при реализации полномочий по обеспечению водоснабжением населения на территории с. Льговское не основан на законе, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
Установив противоправность бездействий ответчика, на которого в силу закона возложена обязанность по соблюдению конституционных гарантий и прав граждан на благоприятную окружающую среду, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района Республики Крым, в части непринятия мер к получению согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на использование воды из источника водоснабжения – Льговское водохранилище и подачи питьевой воды абонентам в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», с возложением на ответчика обязанности устранить недостатки, в части получения такового согласования.
При этом суд первой инстанции обоснованно не удовлетворил исковые требования в части возложения на ГУП РК «Вода Крыма», в порядке ст.18 Федерального закона №52-ФЗ, обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение, поскольку данная обязанность в силу вышеизложенной правовой нормы возложена на ГБУ РК «Крыммелиоводхоз», как организацию, осуществляющую непосредственный забор воды из Льговского водохранилища.
Указанное согласуется с информацией ГУП РК «Вода Крыма», содержащейся в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которой в рамках правоотношений ответчика с ГБУ РК «Крыммелиоводхоз» по поставке технической воды из других аналогичных водохранилищ расположенных на территории Республики Крым, таких как Феодосийское и Фронтовое водохранилища, соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения были получены именно третьим лицом.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в указанной части по доводам апелляционного представления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 января 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности получения согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор отменить, принять в указанной части новое решение, которым признать незаконным бездействие государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» в части непринятия мер к получению согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на использование воды из источника водоснабжения – Льговское водохранилище и подачи питьевой воды абонентам в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и обязать устранить недостатки, в части такового согласования.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Кировского района Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 января 2020 года – удовлетворить частично.
Председательствующий: О.Я. Беляевская
Судьи: А.Г. Курская
Л.В. Романова