Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 12.05.2020 |
Дата решения | 07.07.2020 |
Категория дела | инвалидам |
Судья | Шестакова Нина Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 05b76a85-6035-3102-99f9-31a083e4a0e4 |
Судья Камынина В.Д. дело №33-4776/2020
УИД 91RS0003-01-2019-001512-64 дело №2-3514/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 июля 2020 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Авериной Е.Г. и Синани А.М.
при секретаре Гамуровой М.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 ноября 2019 года по гражданскому делу по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
В мае 2020 года [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился с иском к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки, возложении обязанности по совершению определенных действий.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является гражданином РФ, имеет инвалидность 3 группы бессрочно в связи с ранением, полученным при исполнении служебного долга в органах МВД, согласно справке ТМЭ серия № от 05 февраля 1998 года Центральной врачебно-трудовой экспертной комиссией г. Ташкента Республики Узбекистан.
Решением Департамента, оформленным в виде протокола от 24.01.2019 года, истцу необоснованно отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде «Ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг по льготной категории «Инвалид»; не принято во внимание то, что ранее ответчиком истцу была предоставлена такая льгота на основании справки ТМЭ серия 96 №420835, выданной 05 февраля 1998 года Центральной врачебно-трудовой экспертной комиссией г. Ташкента Республики Узбекистана.
2
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: признать незаконным решение ответчика от 24.01.2019 года; обязать ответчика назначить [СКРЫТО] Э.М. меру социальной поддержки в виде ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг по льготной категории Инвалид» с 01.01.2019 года.
В апелляционной жалобе Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного решения и принятии нового решения об отказе в иске, указывая на то, что судебное решение принято с нарушением норм материального права.
В частности указывает, что справка об установлении инвалидности истцу, выданная 05 февраля 1998 года Центральной врачебно-трудовой экспертной комиссией г. Ташкента Республики Узбекистана, подлежит признанию бюро МСЭ в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; кроме того, на основании Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года №35-ЗРК «О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» предоставление меры социальной поддержки, о которой просит истец, предполагает наличие регистрации места жительства получателя на территории Республики Крым, в том числе и по состоянию на 18.03.2014 года; согласно данным паспорта истец с 17.03.2014 года зарегистрирован по ул. <адрес>
В заседание суда апелляционной инстанции явились представители сторон.
Истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, а также материалы истребованного личного дела получателя МСП [СКРЫТО] Э.М., обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
3
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя исковые требования [СКРЫТО] Э.М., суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как следует из материалов дела, Центральной врачебно-трудовой экспертной комиссией г. Ташкента Республики Узбекистан [СКРЫТО] Э.М. в 1998 года установлена 3 группа инвалидности бессрочно в связи с ранением, полученным при исполнении служебного долга в органах МВД, о чем свидетельствует справка ТМЭ серия № от 05 февраля 1998 года.
Согласно удостоверению [СКРЫТО] Э.М. является инвалидом № группы и имеет право на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны и инвалидов войны.
В настоящее время [СКРЫТО] Э.М. является получателем государственной пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты в УПФР г. Симферополя.
С 2008 года истец являлся получателем льготы - выплаты адресной денежной компенсации на приобретение твердого топлива, сжиженного газа, что подтверждается соответствующими распоряжениями УТСЗН Киевского района г. Симферополя.
15 января 2019 года истец обратился к ответчику о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг по льготной категории «Инвалид».
Решением Департамента оформленного в виде протокола от 24.01.2019 года истцу отказано в предоставлении указанной льготы в связи с отсутствием документа, подтверждающего право на его получение;
4
разъяснено, что справка серия №, выданная 05 февраля 1998 года Центральной врачебно-трудовой экспертной комиссией г. Ташкента Республики Узбекистана, таковым документом не является, поскольку не признана бюро МСЭ в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Как предусмотрено ч.1 ст.11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 указанного Федерального конституционного закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной
5
Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Как установлено ч.1 ст.1 Закона Республики Крым от 17.12.2014 №35-ЗРК/2014 «О мерах дополнительной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» (далее – Закон Республики Крым №35- ЗРК/2014), действие данного закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым; на иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Крым.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 2 Закона N35-3PK/2014 меры социальной поддержки предоставляются лицам, ставшим инвалидами вследствие военных действий гражданской и Великой Отечественной войн или ставшие инвалидами от указанных причин в послевоенные годы.
В соответствии с п. 2 ч.3 ст. 8 Закона N35-3PK/2014, гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Закона и имевшим на 31 декабря 2014 года право на льготы, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Согласно ст.10 Закон Республики Крым №35- ЗРК/2014 порядок и условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяются Советом министров Республики Крым.
В силу ч.11 ст.8 Закона Республики Крым №35-ЗРК/2014 гражданам, указанным в настоящей статье и постоянно проживавшим на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, предоставляются меры социальной поддержки до момента прекращения оснований, в соответствии с которыми они были установлены, или сроков, на которые они были установлены.
В соответствии с п.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым, утвержденному Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 578, - настоящий Порядок устанавливает правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым.
Действие настоящего Порядка распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также беженцев,
6
имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, постоянно проживающих или зарегистрированных по месту пребывания в Республике Крым.
В силу вышеуказанного Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются гражданам органами труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания в пределах Республики Крым путем возмещения организациям по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированным некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, организациям коммунального комплекса (ресурсоснабжающим), многоотраслевым организациям жилищно-коммунального хозяйства, управляющим организациям, жилищным кооперативам, товариществам собственников жилья (недвижимости) (далее - организации) расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Как предусмотрено п.3 вышеуказанного Порядка, меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина в органы труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства или месту пребывания.
К заявлению прилагаются, в частности, паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и место его жительства или место пребывания; документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки; лицевые счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
К членам семьи льготника в силу п.4 вышеуказанного Порядка относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), дети (независимо от возраста), родители.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым меры социальной поддержки распространяются на членов семьи льготника, совместно с ним проживающих, предоставляются, в частности, документ, подтверждающий родственные отношения; паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность члена семьи.
В силу п.4.1. Порядка орган труда и социальной защиты населения в течение трех рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия: справку о прекращении предоставления заявителю мер социальной поддержки от органа труда и социальной защиты населения по прежнему месту регистрации, по месту жительства или пребывания гражданина; справку о неполучении заявителем мер социальной поддержки - от органа труда и
7
социальной защиты населения по месту жительства (при обращении заявителя по месту пребывания); сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) заявителя и членов семьи, совместно проживающих с ним, - от территориальных органов Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым; - сведения о регистрации по месту жительства или по месту пребывания граждан, указанных заявителем в представленном заявлении в качестве членов его семьи (совместно с ним проживающих), - от территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания в пределах Российской Федерации.
Заявитель вправе по собственной инициативе представить в орган труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания сведения, указанные в настоящем пункте.
Как регламентировано в п.6 Порядка, меры социальной поддержки предоставляются с месяца, в котором гражданин обратился за их получением со всеми необходимыми документами, указанными в пунктах 3, 5 настоящего Порядка, то есть предоставление указанных мер социальной поддержки основано на заявительном принципе и осуществляется при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение лица к соответствующей категории льготников.
Судом первой инстанции установлено, что с 29.01.2018 г. [СКРЫТО] Э.М. является собственником жилого дома площадью 241кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно справкам о регистрации от 12.11.2018 г., копии паспорта [СКРЫТО] Э.М. с 16.10.2018 г. по 18.10.2028 г. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Республика Крым, <адрес>
По информации Сосенского отдела социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы следует, что [СКРЫТО] Э.М. на учете в отделе не состоит, за назначением мер социальной поддержки не обращался.
С 01.01.2015 года [СКРЫТО] Э.М. являлся получателем МСП «Ежемесячная скидка на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг» в виде 50% скидки на коммунальные услуги.
8
Указанная мера социальной поддержки была назначена истцу на основании решения Департамента, оформленного протоколом от 20.04.2016 года, и в последствие была прекращена в связи изменением обстоятельств, влияющих на предоставление данных мер.
Законом Украины от 26.04.1996 года №144-96-ВР было ратифицировано Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих, подписанное в г. Москве 15.04.1994г. и вступившее в силу для Украины 27.06.1996 г.
Ст.2 Соглашения предусмотрено, что лица, указанные в ст. 1 настоящего Соглашения, пользуется льготами и гарантиями соответствии с законодательством государства - частников, на территории которых они постоянно проживают.
Согласно пп.2.3 п.2 Приложения №1 «Категории лиц, на которых распространяется действие Соглашения о взаимном признании льгот и
гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих» к таковым относятся лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 22.12.2014 N 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" реализация прав на получение мер социальной защит» (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также на получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, [СКРЫТО] Э.М. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг по льготной категории «Инвалид», так как с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации статус истца как инвалида войны не требует подтверждения; право истца на льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранены; порядок и условия их реализации после вступления Республики Крым в состав Российской Федерации не может быть ухудшен.
9
Кроме того, истец с 2018 года зарегистрирован и проживает на территории Республики Крым.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика не оспаривал, что истец с января 2019 года проживает на территории Республики Крым.
Соответственно, является незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты от 24.01.2019 года истцу в предоставлении указанной льготы.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены в суд допустимые доказательства, опровергающие выводы суда о незаконности принятого ответчиком решения об отказе истице в перерасчете страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы по существу спора основаны на неправильном толковании нормативных положений и не содержат ссылки на обстоятельства или доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных исковых требований.
Учитывая обоснованность выводов суда первой инстанции, их соответствие фактическим обстоятельствам по делу, а также правильное применение судом норм материального права, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: