Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 16.04.2020 |
Дата решения | 21.05.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Шестакова Нина Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 368da97c-980b-3fb7-9cde-6a2d4d6c57f4 |
Судья Синицына О.П. дело №33-4244/2020
УИД 91RS0008-01-2020-000184-16 дело №2-428/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2020 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Мотиной И.И. и Синани А.М.
при секретаре Марковой Э.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 03 марта 2020 года по гражданскому делу по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности по осуществлению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
В январе 2020 года [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) о признании незаконным решения отдела ПФ в ГУ УПФ РФ в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым № от 09.12.2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; возложении на ответчика обязанности по включению в стаж лечебной деятельности истца периодов работы с 02.01.2013 года по 31.12.2014 года в должности фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи КРУ ТМО «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф», с 01.01.2015 года по 31.12.2018 года и с 01.01.2019 года по 03.07.2019 года в должности фельдшера скорой медицинской помощи ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», а также периода работы с 01.04.1994 года по 31.10.1999 года в должности фельдшера отделения скорой неотложной медицинской помощи (выездной бригады) Нижнегорской ЦРБ с применением кратного исчисления (один год работы как один год и три месяца); возложении на ответчика обязанности по включению в стаж лечебной деятельности истца периодов обучения на курсах повышения квалификации с 27.03.1995 года по 22.04.1995 года, с 05.09.2005 года по 30.09.2005 года, с 22.03.2010 года по 19.04.2010 года, с 16.02.2015 года по 30.03.2015 года; возложении на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с 04 июля 2019 года.
2
Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемое решение органа пенсионного обеспечения нарушает пенсионные права истца и является незаконным.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: признать незаконным и отменить решение органа пенсионного обеспечения № от 09.12.2019 года незаконным и отменить; обязать орган пенсионного обеспечения включить в стаж лечебной деятельности [СКРЫТО] А.В.: периоды работы с 02.01.2013 года по 31.12.2014 года в должности фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи КРУ ТМО «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф», с 01.01.2015 года по 31.12.2018 года в должности фельдшера скорой медицинской помощи ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», с 01.01.2019 года по 03.07.2019 года в должности фельдшера скорой медицинской помощи ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27.03.1995 года по 22.04.1995 года, с 05.09.2005 года по 30.09.2005 года, с 22.03.2010 года по 19.04.2010 года, с 16.02.2015 года по 30.03.2015 года и обязать назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года с 04.07.2019 года.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного решения в части удовлетворения иска с принятием нового решения об отказе в иске, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или
3
основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая иск частично, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований в удовлетворенной части, указав на то, что надлежащим ответчиком по делу является Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым как юридическое лицо; требования в части включения в специальный стаж периода работы с 01.04.1994 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении удовлетворению не подлежат, так как этот период был учтен органом пенсионного обеспечения.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части судебного решения соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Судом первой инстанции установлено, что решением отдела ПФ РФ в Нижнегорском [СКРЫТО] ГУ УПФ РФ в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым № от 09.12.2019 года [СКРЫТО] А.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа; по расчетам ответчика истец имеет специальный стаж 18 лет 5 месяцев 14 дней; спорные периоды, за исключением периода работы с 01.04.1994 года по 31.10.1999 года, не засчитаны в специальный стаж с указанием на то, что по периодам работы с 02.01.2013 года по 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по 31.12.2018 года наименование учреждения не соответствует Списку №781; период работы с 01.01.2019 года по 03.07.2019 года не засчитан в специальный стаж, так как отсутствуют сведения о начислении и уплате страховых взносов в ПФ; нахождение на курсах повышения квалификации не подлежит включению в стаж лечебной деятельности.
4
Согласно трудовой книжке серии №, выданной 01.04.1994 года, [СКРЫТО] А.В. был принят на должность фельдшера подстанции № п. Нижнегорский Джанкойской станции экстренной медицинской помощи в порядке перевода из Нижнегорской РБ (приказ №-к от 02.01.2013 года); приказом от 02.01.2013 года №-ЗП должность «фельдшер» переименована в «фельдшер станции скорой и неотложной медицинской помощи»; приказом № от 19.01.2015 года Крымское республиканское учреждение «Территориальное медицинское объединение «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» с 27 декабря 2014 года переименовано на ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» в соответствии приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 25.11.2014 года №; приказом № от 19.01.2015 года должность «фельдшер станции скорой неотложной медицинской помощи» переименована в должность «фельдшер скорой медицинской помощи» для приведения в соответствие со штатным расписанием.
В соответствии со справкой ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» от 24.04.2019 год [СКРЫТО] А.В. осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» с 02.01.2013 года в должности фельдшера скорой медицинской помощи (приказ о приеме на работу в порядке перевода от 02.01.2013 г №) по настоящее время, на 1,0 ставки, выполнял нормы рабочей времени в объеме полной ставки. Данная должность относится к списку №781 должностей, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность не охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» №400-ФЗ.
Также, указано, что КРУ «Территориальное медицинское объединение «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» с 27.12.2014 года переименовано в ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 25.11.2014 года №142. Сведения, указанные в данной справке, подтверждаются личными карточками работника и должностными инструкциями фельдшера.
Как указано в справке № от 24.04.2019 года, [СКРЫТО] А.В. работает в ГБУЗ РК «Крымский Республиканский центр медицины и катастроф и скорой помощи» в должности фельдшера с 02.01.2013 года; в соответствии с уставом ГБУЗ в его состав входят структурные подразделения в виде станции скорой медицинской помощи, в том числе, Джанкойская станция скорой медицинской помощи.
5
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, - положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст.6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 N 208-ФЗ208 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики
6
Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет
в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч.ч.3,4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью
1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ в определении от 04.03.2004 г. N 81-0 право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность.
Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно
7
назначается пенсия и которые предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работникам лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
На основании п.10 ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность, в частности, представляет собой профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи.
Согласно пп.«н» п.1 Постановления Правительства РФ от 1 6.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов
работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебною иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должность: работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 3 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа
8
которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических, учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" и постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", - применяются для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в выслугу лет в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а периоды работы после 01.11.1999 г. - в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066.
Указанные нормативные акты утратили силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, утвердившего Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
9
здоровье населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию, а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно п.1 Списков профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Советом Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер. В наименовании учреждений указана Станция скорой медицинской помощи.
Согласно п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
10
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 применяется, в частности, постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Как разъяснено в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную
11
пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Согласно разъяснениям в п.19 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
П.п.4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными
12
нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда, такое право имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как предусмотрено ч.1 ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Согласно п.п.11,60 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 10.05.2017), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением
13
Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, - основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как определено п.4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, - в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., - для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно п.п.1,2 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия назначается дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Принимая во внимание нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, а также вышеуказанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж спорных периодов работы являются правильными.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что выполняемая в периоды, учтенные судом первой инстанции, наименование должности, занимаемой истцом, и структурного подразделения, в котором он работал, по существу соответствуют Списку №781.
Следует согласиться также с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников,
14
если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичные положения предусматривала также ст.122 КЗоТ Украины в редакции, действовавшей в периоды обучения истца на курсах повышения квалификации.
Судом первой инстанции исследованы все фактические обстоятельства, доводы и возражения сторон, а также документы, представленные сторонами, и сделаны обоснованные выводы о том, что в спорные периоды, включенные судом в специальный стаж, истец осуществлял лечебную деятельность; работа в занимаемых им должностях давала истцу право на назначение досрочной страховой пенсии; истец в период осуществления лечебной деятельности также обучался на курсах повышения квалификации с начислением заработной платы за периоды обучения.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 года, в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды нахождения работника на обучении с сохранением места работы и заработной платы в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж.
Установлено, что истец в спорные периоды с 27.03.1995 года по 22.04.1995 года, с 05.09.2005 года по 30.09.2005 года, с 22.03.2010 года по 19.04.2010 года и с 16.02.2015 года по 30.03.2015 года находился на курсах повышения квалификации по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую занимал в спорные периоды времени; в данные периоды ему начислялась заработная плата, за ним сохранялось место работы; периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в спорные периоды подтверждены справками о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, от 19.04.2019 года, выданной ГБУЗ РК «Нижнегорская районная больница» и уточняющей период работы от 25.12.2019 года, выданной ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи»; приказами о направлении на курсы повышения квалификации.
В отношении периода работы истца с 01.01.2019 года по 03.07.2019 года судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствие сведений о начислении и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд не является виной работника.
15
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в ст.3 Постановления от 10.07.2007 года №9-П страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14). Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13).
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Кроме того, согласно сведениям карточки индивидуального учета суммы начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2019 год ГБУЗ РК «Крымский республиканской центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» от 19.12.2019 года произведены начисления и выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд за спорный период.
16
Возражения апеллянта основаны на неправильном толковании правовых положений, подлежащих применению при разрешении спора.
Принимая во внимание то, что на день обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии с учетом спорных периодов специальный стаж составляет более 25 лет в сельской местности, право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости является нарушенным и подлежит защите путем отмены обжалуемого решения пенсионного органа, включения в специальный стаж спорных периодов согласно решению суда и назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения в орган социального обеспечения с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции дана правильная правовая оценка исследованным фактическим обстоятельствам, к спорным правоотношениям правильно применены нормы процессуального и материального права, в связи с чем отсутствуют основания к отмене или изменению судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 03 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: