Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 16.04.2020 |
Дата решения | 21.05.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Шестакова Нина Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | cdf60493-cd21-3cd9-9246-179f32d013a5 |
Судья Подобедова М.И. дело №33-4236/2020
УИД 91RS0008-01-2020-000172-52 дело №2-395/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2020 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Мотиной И.И. и Синани А.М.
при секретаре Марковой Э.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 26 февраля 2020 года по гражданскому делу по иску Мялковской [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному Учреждению – Управлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым об установлении юридического факта принадлежности трудовой книжки, признании решения незаконным, возложении обязанности по осуществлению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
Уточнив исковые требования, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратилась с иском к Государственному Учреждению – Управлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым об установлении юридического факта принадлежности трудовой книжки серии №; архивной справки о заработной плате от 03.04.2018 № № справки о стаже от 207.2019 № №, выданной Объединенным трудовым архивом поселковых сельских советов Березанского района Николаевской области, Украина; справки о стаже от 10.07.2019 №, выданной [СКРЫТО] социальной защиты населения Березанской районной государственной администрации; выписки из приказа от 01.06.2010 № № выданной Территориальным центром социального обслуживания Березанского района; выписки из приказа от 22.02.2018 №, выданной Территориальным центром социального обслуживания Березанского района; справки о выплате пособия по безработице от 04.07.2019 №, выданной Березанским районным филиалом Николаевского областного центра занятости; признании незаконным решения органа пенсионного обеспечения № от 21.08.2019 года о назначении истице пенсии в части отказа во включении в страховой стаж истицы периодов трудовой деятельности: с 27.07.1979 г. по 04.02.1980 г. маляром 4 разряда СУ - 76; с 13.08.1986г. по 28.04.1995г. рабочей виноградной бригады совхоза «Береговой»; с 28.04.1995г. по 30.12.1998г. рабочей виноградного
2
отделения совхоза «Береговой»; с 30.12.1998г. по 25.04.2000г. рабочей виноградного отделения КСП «Береговой»; с 25.04.2000г. по 05.08.2001г. рабочей виноградного отделения СООО «Зоряне»; с 05.08.2001г. по 20.12.2001г. сезонной рабочей СООО «Зоряне»; период получения пособия по безработице с 15.08.2002г. по 09.08.2003г. в Березанском районном центре занятости; период работы с 25.08.2003г. по 09.08.2005г. рабочей фермы ООО «Березань-агро»; период получения пособия по безработице с 04.01.2006г. по 30.09.2006г. в Березанском районном центре занятости; периоды работы с 01.10.2007г. по 24.10.2007г. подсобной рабочей по уходу за гражданами преклонного возраста Управления труда и социальной защиты населения Березанской райгосадминистрации, с 08.02.2010г. по 31.05.2007г. социальным работником Макиясивского сельского центра, с 01.06.2010г. по 01.11.2010 гг. социальным работником Территориального центра социального обслуживания, с 01.11.2010г. по 01.02.2011г. временным социальным работником Территориального центра социального обслуживания, с 01.02.2011г. по 28.02.2018г. социальным работником Территориального центра социального обслуживания; признать незаконным решение органа пенсионного обеспечения в части отказа в учете трудовой книжки и иных представленных истицей документов; возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности засчитать истцу в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, спорные периоды и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом вышеуказанных периодов работы и данных архивных справок о заработной плате с 05 марта 2019 года; взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины и услуг представителя.
Исковые требования мотивированы тем, что отказ органа пенсионного обеспечения в части, указанной истицей, нарушает ее пенсионные права.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен в полном объеме.
В пользу истицы взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 руб.
В апелляционной жалобе представитель Государственного Учреждения – Управления [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ставит вопрос об отмене решения, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
3
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Левашова [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после регистрации брака 30.06.1984 года изменила фамилию на «Мялковская».
Истица является гражданкой Украины, 05.02.2019 года ей выдан вид на жительство на имя «Мялковская [СКРЫТО]».
27.07.1979 года на имя Левашевой [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ рождения, была выдана трудовая книжка серии № №; позже фамилия была зачеркнута и написана фамилия «Мялковская»; на внутренней стороне трудовой книжки произведена запись об изменения фамилии на «Мялковская» в связи с регистрацией брака и изменением фамилии.
. [СКРЫТО] B.JI. является пенсионером и находится на учете в Государственном учреждении - Управлении пенсионного [СКРЫТО] Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) как получатель пенсии по возрасту с 05.03.2019 года.
4
При назначении истице страховой пенсии по старости ответчиком не были учтены данные трудовой книжки серии № № и не включены в страховой стаж истицы спорные периоды, указанные в трудовой книжке.
В письме № № от 26.12.2019 года орган пенсионного обеспечения разъяснил истице, что трудовая книжка не может быть учтена при назначении пенсии, так как фамилия истицы, указанная в трудовой книжке («Левашева») не соответствует фамилии «Левашова», указанной в свидетельстве о рождении № № и в свидетельстве о браке №; допущено неоговоренное исправление; в архивной справке о заработной плате от 03.04.2018 № № за периоды работы с февраля 1989 по декабрь 1993 года, выданной Объединенным трудовым архивом поселковых сельских советов Березанского района Николаевской области, Украина, отсутствует число, месяц и год рождения истицы, что противоречит п. 59 Правил № 1015; в справке о заработной плате за этот же период не указаны денежные единицы, в которых выплачивалась заработная плата.
23.09.2019 года в [СКРЫТО] поступили справка о стаже от 01.07.2019 № №, выданная Объединенным трудовым архивом поселковых сельских советов Березанского района Николевской области Украина; справка о стаже от 10.07.2019 №, выданная [СКРЫТО] социальной защиты населения Березанского районной государственной администрации; выписка из приказа от 01.06.2010 №, выданная Территориальным центром социального обслуживания Березанского района; выписка из приказа от 22.02.2018 № выданная Территориальным центром социального обслуживания Березанского района; справка о выплате пособия по безработице от 04.07.2019 №, выданная Березанским районным филиалом Николаевского областного центра; в данных документах не указана дата рождения истицы.
В соответствии со ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
Поскольку перечень фактов, имеющих юридическое значение, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенный в ч.2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и других фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.
В частности, суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или в свидетельстве о рождении (п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).
Согласно ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления этих документов.
5
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Принимая во внимание то, что предметом иска является, в частности, включение в специальный трудовой стаж периодов работы и иных периодов, имевших место до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере
трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истице страховой пенсии по старости производится по законодательству Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего данные функции, перед гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (Определение от 19 мая 2009 года N 541-0-0 и др.).
Как регламентировано ч.6 ст.11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
6
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
В силу ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство определяется как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Иностранный гражданин определен как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин определяется как лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.4 Закона №400-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства сроком на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Срок действия вида на жительство может продлеваться неограниченное количество раз.
7
Для назначения трудовой пенсии иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют в территориальный орган [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ вид на жительство как документ, удостоверяющий личность и факт постоянного проживания на территории РФ.
Согласно ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года, страховую пенсию по старости на общих основаниях имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при условии наличия у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Как регламентировано ч.ч.3.4 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов
в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400- ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях Размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В соответствии с требованиями ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании ч.3 ст.36 Закона N 400-ФЗ со дня вступления в силу :настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера страховых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу ч.2 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ расчетный размер страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем
8
их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными муниципальными) органами.
В случае ликвидации работодателя либо государственного муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим три чинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как предусмотрено ст.35 Закона №400-ФЗ, с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или
на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Согласно ст.1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и
9
членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п.1 ст.6).
Данное Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Ч.2 ст.6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В силу ст.11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу соответствующих видах работ.
В соответствии с п.5 Распоряжения Правления [СКРЫТО] Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99-р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается
10
трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии, должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, о страховом стаже, об индивидуальном пенсионном коэффициенте и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии.
В силу п.60 Перечня №958н документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Федерации, гражданство
11
иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Федеральной миграционной службы, а документом, подтверждающим его место жительства, - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.
В соответствии с п.22 Правил № 884н при проверке документов, предоставленных для установления пенсии, территориальный орган [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации, в частности: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации для установления пенсии; принимает меры по фактам предоставления документов, содержащих недостоверные сведения.
В силу ст.5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от 21.07.2014 года, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года 56,6723 рубля за 10 украинских гривен. Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
В соответствии со ст.1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст.6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Как предусмотрено п.п.10,11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» - в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, Центральным
12
банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), -соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке.
Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.
В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исчисляются из подсчета.
Согласно Приложению №1 к Указаниям до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица «купон», с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта «карбованец».
Как установлено Указом Президента Украины от 07 ноября 1992 года №549 -1 «О реформе денежной системы Украины», с 23 часов 00 минут 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа на территории Украины стал карбованец.
Согласно Указу Президента Украины «О денежной реформе в Украине» №762/96 от 25.08.1996 года со 2 сентября 1996 года в Украине введена гривна, предусмотрен обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1.
В соответствии с п.11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года №99р (ред. от 28.01.2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года У1-1 -У).
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 года №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» принято решение об укрупнении российской денежной
13
единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.
В соответствии с Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации её всем предприятиям, учреждениям, организациям.
Определено, что справки подписываются должностными лицами предприятий, организаций или архивов. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц.
Судебная коллегия считает, что отсутствие в справках о заработной плате указания на денежную единицу не является препятствием к зачету данных справок, исходя из того, что заработная плата истцу по представленным документам начислялась и выплачивалась с октября 1996 года по декабрь 2000 год и с января 2001 года по декабрь 2001 года включительно в украинских гривнах. Проанализировав фактические обстоятельства и представленные доказательства, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции в части признания незаконным решения органа пенсионного обеспечения об отказе в назначении пенсии дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, выводы суда соответствуют нормативным требованиям, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает правовых оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы в указанной части
Порядок перерасчета размера страховой пенсии либо фиксированной выплаты к страховой пенсии установлен статьей 23 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст.66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и трудовой стаж работника.
П.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015, предусмотрено, что применительно к периодам работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в
14
соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о подтверждении юридического факта принадлежности истице трудовой книжки, фамилия в которой не совпадает с данными свидетельств о рождении и браке истицы, а также иных представленных истицей документов, в которых отсутствует ссылка на дату рождения.
Как следует из представленных документов, на имя Мялковской [СКРЫТО] [СКРЫТО] выданы выписка из приказа Территориального центра социального обслуживания Березанского района от 01.06.2010 года № о зачислении переводом ее на должность социального работника отделения социальной помощи вдовам, выписка из приказа того же органа от 22.02.2018 № об увольнении Мялковской [СКРЫТО] [СКРЫТО] с должности социального работника, информация УСЗН Березанской районной госадминистрации от 10.07.2019 № о производстве Мялковской [СКРЫТО] [СКРЫТО] общественных работ, а также о назначении на должность социального работника Матиясовского сельского центра, справка Березанского районного филиала Николаевского областного Центра занятости от 04.07.2019 № о периодах получения Мялковской [СКРЫТО] [СКРЫТО] помощи по безработице, архивная справка от 01.07.2019 года № №, выданная Объединенным трудовым архивом поселковых и сельских советов Березанского района Николаевской области о зачислении Мялковской [СКРЫТО] [СКРЫТО] в совхоз и ее увольнении.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, сведения в данных документах (дата приема на работу, даты увольнения и приказы) совпадают с записями в трудовой книжке; фамилия, имя и отчество истицы, указанные в документах, совпадают с фамилией, именем и отчеством истицы, указанными в свидетельстве о ее рождении; фамилия, имя и отчество истицы, указанные в трудовой книжке, совпадают с фамилией, именем и отчеством, указанными в свидетельстве о ее рождении и представленных справках.
Судом первой инстанции проанализированы фактические обстоятельства, представленные сторонами документы и сделаны обоснованные выводы о том, что подлежат включению в страховой стаж истицы спорные периоды ее трудовой деятельности с 27.07.1979г. по 04.02.1980г. маляром 4 разряда СУ – 76, с 13.08.1986г. по 28.04.1995г. рабочей виноградной бригады совхоза «Береговой», с 28.04.1995г. по 30.12.1998г. рабочей виноградного отделения совхоза «Береговой», с 30.12.1998г. по 25.04.2000г. рабочей виноградного отделения КСП «Береговой»; с 25.04.2000г. по 05.08.2001г. рабочей виноградного
15
отделения СООО «Зоряне», с 05.08.2001г. по 20.12.2001г. сезонной рабочей СООО Зоряне», с 25.08.2003г. по 09.08.2005г. рабочей фермы ООО «Березань-агро», с 01.10.2007г. по 24.10.2007г. подсобный рабочей по уходу за гражданами преклонного возраста Управления труда и социальной защиты населения Березанской райгосадминистрации, с 08.02.2010г. по 31.05.2010г. социальным работником Макиясивского сельского центра, с 01.06.2010 г. по 01.11.2010г. социальным работником Территориального Центра социального обслуживания, с 01.11.2010г. по 01.02.2011г. временным социальным работником Территориального центра социального обслуживания, с 01.02.2011г. по 28.02.2018г. социальным работником Территориального центра социального обслуживания.
Соответственно, является незаконным решение ответчика в части отказа в учете периодов работы истицы, указанных в трудовой книжке; спорные периоды работы истицы, отраженные в трудовой книжке, подлежат учету в страховой стаж, поскольку записи в трудовой книжке о спорных периодах работы истицы являются последовательными, оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями.
В отношении периодов выплаты истице помощи по безработице судебная коллегия обращает внимание на то, что данные периоды подлежат включению в общий страховой стаж на основании ч.3 ст.24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 года № 1058 –IV.
Согласно вышеуказанной правовой норме период, на протяжении которого лицо, которое подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, получало помощь по безработице (кроме одноразовой) и материальную помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, включается в страховой стаж.
Как предусмотрено ч.2 ст.21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 № 1533-111, период, на протяжении которого застрахованное лицо было освобождено в соответствии с этим Законом от уплаты страховых взносов или получало выплаты по отдельным видам общеобязательного
социального страхования, кроме пенсий все видов, включается в страховой стаж.
Помощь по безработице по законодательству Украины являлось одним из видов страховых выплат по безработице, ее выплата истице на протяжении спорных периодов не носила одноразовый характер.
Поэтому периоды получения истицей помощи по безработице с 15.08.2002 года по 08.08.2003 года и с 04.01.2006 года по 30.09.2006 года подлежат включению в страховой стаж истицы.
Судебная коллегия считает, что с учетом нормативного регулирования спорных правоотношений отсутствие в архивной справке о заработной плате указания на денежную единицу не является препятствием к зачету
16
данных справки, исходя из того, что заработная плата истицы с 01.01.1989 года по 31.03.1992 года должна быть указана в рублях; с 01.04.1992 года по 11.11.1992 года в купонах.
Отказ органа пенсионного обеспечения в зачете выданной Объединенным трудовым архивом поселковых сельских советов Березанского района Николевской области, Украина, архивной справки от 03.04.2018 № М-78/01-12 за периоды работы истицы с февраля 1989 по декабрь 1993 года, является незаконным.
Являются правильными выводы суда первой инстанции о возложении на ответчика с 05 марта 2019 года обязанности по включению спорных периодов в страховой стаж истицы, перерасчету страховой пенсии по старости с учетом этих периодов и архивной справки с данными о заработной плате, принимая во внимание доказанность факта принадлежности истице трудовой книжки и иных документов, а также необоснованность отказа в зачете спорных периодов в страховой стаж и учете архивной справки о заработной плате.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены в суд допустимые доказательства, опровергающие выводы суда о незаконности принятого ответчиком решения об отказе истице в зачете в страховой стаж периодов, указанных в трудовой книжке, информации Центра занятости, а также отказа в учете архивной справки о заработной плате.
Судом первой инстанции дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, выводы суда соответствуют нормативным требованиям, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает правовых оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В связи с изложенным, принимая во внимание несостоятельность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: