Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 14.04.2020 |
Дата решения | 09.06.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Аверина Елена Геннадьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 42fda3ee-9d8e-3399-8d58-929908fdbd6e |
Судья Микитюк О.А. дело № 33-4133/2020
Феодосийский городской суд
Республика Крым
№ 2-595/2020
91RS0022-01-2020-000115-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 9 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М., Егоровой Е.С.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ваидовны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в специальный стаж определенных периодов деятельности, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) указав, что ею в адрес ответчика подано заявление о назначении досрочной пенсии, которое оставлено без удовлетворения, в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности. Не согласившись с доводами ответчика [СКРЫТО] М.В. просила суд признать решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым № № от 24 декабря 2019 года об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным и отменить его; обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды: с 15.08.1990 г. по 27.07.1992 г. - работа в должности учительницы начальных классов в средней школе №23 Джамбайского райОНО (всего 1 год 11 месяцев 13 дней); периоды ухода за детьми до трех лет: с 02.04.1997г. по 05.08.1997г. и с 06.08.1997г. по 24.08.1999г., с 19.12.2005г. по 31.08.2008г. (всего 5 лет 1 месяц 3 дня); а также обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по возрасту в соответствии с п.19, ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за назначением пенсии с 02.12.2019 года.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года исковые требования [СКРЫТО] М.В. удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым № от 24 декабря 2019 года об отказе в досрочном назначении пенсии признано незаконным и отменено; на ответчика возложена обязанность включить истице в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды: с 15.08.1990 г. по 27.07.1992 г. Работа в должности учительницы начальных классов в средней школы №23 Джамбайского райОНО, Самаркандской области; периоды ухода за детьми до трех лет: с 02.04.1997 г. по 05.08.1997 г. и с 06.08.1997 г. по 24.08.1999 г., с 19.12.2005 г. по 31.08.2008 г.: возложена обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19, ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 02.12.2019 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, указанные в решении об отказе в назначении пенсии и доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. В качестве доводов апеллянт указал, что Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) принято законное и обоснованное решение об отказе в назначении пенсии [СКРЫТО] М.В.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В силу ч. 1 ст. 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий, возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи.
Из указанной нормы следует, что отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле, является, правом суда, которые суд разрешает с учетом их обоснованности и обстоятельств дела.
Поскольку ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не поступило, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав докладчика, [СКРЫТО] М.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что 02.12.2019 года [СКРЫТО] М.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) № от 24 декабря 2019 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии. По мнению ответчика, специальный стаж истца составляет 21 год 10 мес. и 22 дня, что не достаточно для назначения пенсии.
При этом пенсионным органом исключены из специального стажа истца периоды работы - с ДД.ММ.ГГГГ по 27.07.1992 года - работа в должности учительницы начальных классов в средней школы № 23 Джамбайского РАЙОНО - 1 год, 11 месяцев 13 дней, а также периоды нахождения в декретном отпуске до достижения детьми 3-х летнего возраста: с 02.04.1997г. по 05.08.1997г.; с 06.08.1997г. по 24.08.1999г. (2 года 4 мес. 21 день); с 19.12.2005 г. по 31.08.2008 г. (2 года 08 мес. 12 дней).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходя из положений Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пришел к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований, для исключения из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, нахождения истицы на курсах повышения квалификации.
Данные выводы суда, судебная коллегия находит законными и обоснованными, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»(далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истица 25 августа 1990 года принята на должность учителя начальных классов в среднюю школу №23 Джанбайского РАЙОНО. (приказ 188 №5 от 15.08.1990г.); а с 27.07.1992 года - освобождена от занимаемой должности по окончании трудового отпуска по собственному желанию в связи с переездом в другое место жительства (приказ 141 № 3 от 18.06.1992 г.); с 25 августа 1992 года принята на работу в Щебетовскую среднюю школу г.Феодосии Республики Крым на должность воспитателя, а затем переведена на должность учителя начальных классов.
Исследовав представленные в материалы тела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что период работы истца в должности учителя начальных классов подлежал включению в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости.
Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия отмечает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Кроме того, материалами дела установлено, что [СКРЫТО] М.В. с 02.04.1997г. по 05.08.1997г.; с 06.08.1997г. по 24.08.1999г; с 19.12.2005г. по 31.08.2008г. находилась в отпусках по уходу за ребенком.
Справкой № от 08.11.2019 года установлено, что периоды ухода за детьми официально оформлены приказами: с 02.04.1997г. по 05.08.1997г. приказ № от 01.04.1997г.; с 06.08.1997г. по 24.08.1999г. приказ № от 06.08.1997г.; приказ № от 25.08.1999г.; с 19.12.2005г. по 31.08.2008 г. приказ №-к от 16.12.2005 г.; приказ №-к от 26.08.2008 г.
Согласно правовой позиции, указанной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшем на момент приобретения, права, сохраняются за указанной категорией лиц.
При решении вопроса о включении периодов работы в стаж, необходимый для назначения пенсии, следует применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления такого стажа в каждом конкретном периоде.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в период осуществления трудовой деятельности истца до марта 2014 года, на территории республики Крым действовало пенсионное законодательство, позволяющее также истице выйти на пенсию ранее установленного возраста.
Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
В то же время, следует применять правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст.181 Кодекса законов о труде Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 указанного Кодекса) зачисляются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В соответствии с ч.3 ст.179 Кодекса законов о труде Украины по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды пособия в соответствии с законодательством.
Согласно ч.6 ст.179 Кодекса законов о труде Украины в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, женщине в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста.
Включение в специальный стаж, который дает право на пенсию за выслугу лет и на льготных условиях время ухода работающего лица за ребенком до достижения им 3-летнего и 6-летнего возраста (в случае оформления соответствующего отпуска) подтверждается письмом Пенсионного фонда Украины от 25.06.2008 г. № «О включении в стаж работы периода ухода за ребенком».
Таким образом, ранее действующее на территории Республики Крым законодательство предусматривало включение в подсчет специального стажа периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а в некоторых случаях при подтверждении сведений о необходимости по состоянию здоровья до достижения ребенком возраста шести лет.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы ответчика в части неправомерности включении в специальный педагогический стаж отпуска по уходу за ребенком не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат факты, влияющие на обоснованность и законность судебного постановления.
В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие пенсионного возраста при наличии соответствующего страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определенного размера (ч. 1, 2, 3 ст. 8, ч. 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; Приложения 3, 5, 6 к Закону N 400-ФЗ).
Отдельным категориям граждан страховая пенсия по старости может быть назначена независимо от возраста при наличии необходимой величины ИПК (в 2019 г. - не ниже 16,2) и определенного стажа на соответствующих видах работ. К таким лицам относятся, в частности, педагоги, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Однако с 01.01.2019 пенсия педагогам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).
Вместе с тем, если педагоги выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше (ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
При этом, право на назначение пенсии на прежних условиях, действующих на 31.12.2018 года сохраняется, если необходимый стаж выработан до 01.01.2019, но педагог до этой даты за назначением пенсии не обратился. В таком случае отсрочки назначения пенсии не будет (ч. 2 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
Поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии у [СКРЫТО] М.В. имелся в наличии необходимый льготный стаж, приобретенный до 31.12.2018г., судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о назначении ей пенсии с 2.12.2019 года соответствующим нормам материального права.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи