Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 13.04.2020 |
Дата решения | 05.11.2020 |
Категория дела | Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений |
Судья | Панина Павлина Евгеньевна |
Результат | ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 2a51c9d5-f93e-3e88-b102-8387b3e18b42 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-4105/2020 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Панина П.Е.
2- 2106/2019 председательствующий судья суда первой инстанции Быховец М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 ноября 2020 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Паниной П.Е., |
судей | Кузнецовой Е.А., Сыча М.Ю., |
при секретаре | Гусевой К.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Паниной П.Е. гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона к ФГУП «Главное военное – строительное управление №14», ФГКУ «Управление Черноморского флота», ФКУ «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» о возложении обязанности провести определенные действия
по апелляционным жалобам представителя ФКУ «Управление Черноморского флота» Резниковой И.Г., представителя АО «Главное управление обустройства войск» Яковлева А.М. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
Заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений просил обязать ФГУП «ГВСУ №14», АО «ГУОВ», ООО «ПМК «Русская» в срок не позднее 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности и противодействии терроризму на объекте «Детский сад на 250 койко-мест (33-1 этап): привести шахты грузовых лифтов для транспортировки готовых блюд в соответствие с требованиями п. 10.1. СП 3.1.1.3108-13 «Профилактика острых кишечных инфекций», оборудовав стенки шахт, исключающие возможность попадания пыли на пищу и ее выпадение; оборудовать мясо-рыбный цех исправным холодильным оборудованием в виде среднетемпературного холодильного шкафа; обеспечить надлежащее функционирование и исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; обеспечить дублирование звуковых сигналов от системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; предоставить администрации детского сада акты проверки работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода, техническую (проектную) документацию, характеризующую пожарную безопасность конструкций здания, декларацию пожарной безопасности, протокол эксплуатационных испытаний пожарных лестниц; обеспечить оборудование отопительных приборов объекта ограждающими устройствами; обеспечить круглосуточное водоснабжение объекта горячей водой; обязать ФКУ «Управление Черноморского флота» произвести своевременную проверку и перезарядку огнетушителей, привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» план эвакуации объекта, разработать план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты, установленных на объекте.
В обоснование иска указано, что прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения государственного контракта № на выполнение работ по обустройству 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ, расположенных по адресу: <адрес>, военные городки № и № и подписанных в его целях договоров подряда. В результате проведенной проверки выявлены нарушения требований противопожарной, эпидемиологической и санитарной безопасности, обязанность по устранению которых, по мнению прокурора, возложена на генерального подрядчика и на строительные организации, которые выполняли комплекс субподрядных работ согласно заключенному государственному контракту №№ на полный комплекс работ по объекту: «Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ» (<адрес>, военные городки № и №) и договорам на выполнение подрядных работ.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры удовлетворен частично.
На Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление №14», акционерное общество «Главное управление обустройства войск», общество с ограниченной ответственностью «Передвижная механизированная колонна «Русская» возложена обязанность в срок не позднее 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности и противодействии терроризму на объекте «Детский сад на 250 койко-мест (33-1 этап): привести шахты грузовых лифтов для транспортировки готовых блюд в соответствие с требованиями п. 10.1. СП 3.1.1.3108-13 «Профилактика острых кишечных инфекций», оборудовав стенки шахт, исключающие возможность попадания пыли на пищу и ее выпадение; оборудовать мясо-рыбный цех исправным холодильным оборудованием в виде среднетемпературного холодильного шкафа; обеспечить надлежащее функционирование и исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; обеспечить дублирование звуковых сигналов от системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; предоставить администрации детского сада акты проверки работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода, техническую (проектную) документацию, характеризующую пожарную безопасность конструкций здания, декларацию пожарной безопасности, протокол эксплуатационных испытаний пожарных лестниц; обеспечить оборудование отопительных приборов объекта ограждающими устройствами; обеспечить круглосуточное водоснабжение объекта горячей водой.
На Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» возложена обязанность провести своевременную проверку и перезарядку огнетушителей, привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 12.2.143 - 2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» план эвакуации объекта, разработать план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты, установленных на объекте.
В удовлетворении иных требований отказано.
Взыскана с Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление №14», акционерного общества «Главное управление обустройства войск», общества с ограничение ответственностью «Передвижная механизированная колонна «Русская» и Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» солидарно государственная пошлина в местный бюджет в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Управление Черноморского флота» Резникова И.Г. просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворении иска к ФКУ «Управление Черноморского флота», принять в указанной части новое решение об отказе в иске. В частности, апеллянт указывает, что государственным контрактом №№ от ДД.ММ.ГГГГ обязательства по соблюдению противопожарных требований возложены на генерального подрядчика, в связи с чем оснований для возложения на ФКУ «Управление Черноморского флота» обязанности по устранению выявленных нарушений в части соблюдения требований пожарной безопасности не имеется. Также апеллянт выражает несогласие в части взыскания с ФКУ «Управление Черноморского флота» государственной пошлины.
Представитель АО «Главное управление обустройства войск» Яковлев А.М. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Апеллянт указывает, что судом первой инстанции исковые требования удовлетворены ко всем ответчикам. Между тем, действующим законодательством не предусмотрена солидарная ответственность по исполнению обязательства в натуре. Кроме того, в соответствии с п.3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств субподрядчиком. Судом не принято во внимание, что согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № ФГУП «ГВСУ №14» выступает в качестве генерального подрядчика, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований к АО «ГУОВ» у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданском делам Верховного Суда Республики Крым определением от ДД.ММ.ГГГГ перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. Министерство обороны Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия привлекла в качестве соответчика ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ».
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ старшего помощника военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона Редникина М.В. от иска в части заявленных исковых требований к АО «Главное управление обустройства войск», ООО «ПМК «Русская».
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия привлекла к участию в деле в качестве соответчика ФКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации».
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия привлекла Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика, исключив его из числа третьих лиц.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор изменил исковые требования, просил:
1) возложить на ФГКУП «ГВСУ №14» обязанность в срок не позднее 3- х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности и противодействии терроризму здания ГП-56 «Детский сад на 250 мест» (33-й этап строительства по государственному контракту № №), а именно:
- устранить нарушения противопожарных норм, допущенных при монтаже охранной и охранно-пожарной сигнализации, изложенные в приложении к акту комиссионного осмотра (приложении № исх. № от ДД.ММ.ГГГГ);
- обеспечить надлежащее функционирование и исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре;
- обеспечить дублирование звуковых сигналов от системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- обеспечить оборудование отопительных приборов объекта ограждающими устройствами;
- разработать проектное решение по подключению сушильной машины к системе вентиляции и подключить ее;
- внести изменения в проектную документацию по обеспечению резервными источниками горячего водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных норм в буфетных 13 учебных групп;
2) возложить на Министерство обороны Российской Федерации не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести повторную приемку объекта «Детский сад на 250 мест» (33-й этап Обустройства 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ, расположенных по адресу: <адрес>, военные городки № и №) приемочной комиссией с обязательным привлечением к ее проведению эксплуатирующей организации;
3) обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» в срок не позднее 1-го месяца с момента вступления решения суда в законную силу определить эксплуатирующую организацию для объекта «Детский сад на 250 мест» (33-й этап Обустройства 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ, расположенных по адресу: <адрес>, военные городки № и №), издав соответствующий распорядительный документ;
4) возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие «ГВСУ №14» совместно с Федеральным казенным предприятием «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» обязанность обеспечить передачу эксплуатирующей организации объекта «Детский сад на 250 мест» (33-й этап Обустройства 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ, расположенных по адресу: <адрес>, военные городки № и №), а также проектной, технической, исполнительной документации на него, включая акты проверки работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода, техническую (проектную) документацию, характеризующую пожарную безопасность конструкций здания о принятой степени огнестойкости, декларацию пожарной безопасности, протокол эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, а также исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты (системы АПС и СОУЭ) на здание, план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты, установленных на объекте, в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
5) возложить на Федеральное казенное учреждение «УправлениеЧерноморского флота» обязанность в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести своевременную проверку и перезарядку огнетушителей, привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 12.2.143 - 2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фото люминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» план эвакуации объекта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Редникин М.В., прокурор Свиренко Р.О. поданное исковое заявление в редакции заявления прокурора от 10.09.2020 года поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель ответчика ФГУП «Главное военно-строительное управление №14» Громова А.Е. просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчиков ФКУ «Управление Черноморского флота», Министерства обороны Российской Федерации Резникова И.Г. просила в удовлетворении иска отказать.
Иные лица, участвующее в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из полноты и достаточности собранных по делу доказательств, подтверждающих обстоятельства, имеющие значение для дела, признала дело подготовленным к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Разрешая требования прокурора в редакции заявления от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия исходит из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства» (генподрядчик) (Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от ДД.ММ.ГГГГ № переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно – строительное управление №14») ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на полный комплекс работ по объекту: «Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ» (<адрес>, военные городки № и №).
ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным унитарным предприятием «Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства» и ОАО «Главное управление обустройства войск» (далее ОАО «ГУОВ») заключен договор субподряда №№ на полный комплекс работ по указанному объекту.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ГУОВ» и ООО «ПМК «Русская» заключен договор № на выполнение комплекса работ по объекту «Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ» (<адрес>, военные городки № и №).
Актом №№ приемочная комиссия, назначенная Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации, установила, что предъявленный исполнителем работ к приемке объект «Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ, по адресу: <адрес>, военные городки №, № (1- очередь строительства,33 этап- Детский сад на 250 мест (ГП-56), 1 пусковой комплекс –группы на 70 мест с административными помещениями, шифр № выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводится в действие.
Актом № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанный объект готов к приемке во временную эксплуатацию.
Актом № приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией установлено, что предъявленный к приемке объект «Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ по адресу Республика ФИО4 <адрес>, военные городки № (1-очередь строительства,33 этап – Детский сад на 250 мест (ГП-56), 2 пусковой комплекс – группы на 180 мест с административными помещениями (шифр №) выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводится в действие.
Актом № указанный 2 пусковой комплекс объекта признан готовым ко вводу во временную эксплуатацию.
Объект передан во временную эксплуатацию балансодержателю ФКУ «Управление Черноморского флота».
Между тем, согласно акту комиссионного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ объекта «Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ» (<адрес>, военные городки № и №) (Детский сад на 250 мест, 33-й этап), комиссией в составе: старшего помощника 309 военной прокуратуры гарнизона Редникина М.В., старшего инженера – инспектора УКС (РК) РУЗКС ЮВО ФКП «УЗКС» МОРФ ФИО12, инженера 1 категории ОП «Новороссийск» ФГУП «ГВСУ №» ФИО13, начальника ПТО ООО «ПМК «Русская» ФИО14, начальника ОЭ и ТО Симферопольской КЭЧ ФИО15, инженера 1 категории отдела (учета фондов и отчетности) Крымского ТУИО МО РФ ФИО16, заместителя командира в/ч 12676 по воспитательной работе подполковника ФИО17, начальника отделения (ГСЭН) отдела (ГСЭН, территориального, <адрес>) 637 ЦГСЭН подполковника медслужбы ФИО18, старшего инспектора ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике ФИО4 лейтенанта внутренней службы ФИО19 выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», отсутствие функционирующих автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Правоотношения сторон подлежат регулированию условиями заключенного договора, положениями главы 37 Гражданского кодекса РФ, общими нормами об исполнении обязательств, положениями Федерального закона N 44-ФЗ, а также ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно п.2.1. Контракта Государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик работы по инженерным изысканиям, обследованиям, обмерам для подготовки Проектной документации, разработку Проектной и Рабочей документаций, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта «под ключ») (далее - Работы).
Генподрядчик обязуется выполнить Работы в соответствии с условиями Контракта на свой риск собственными и (или) привлеченными силами и средствами (п.2.2. Контракта).
В соответствии с п.19.1. Контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до ДД.ММ.ГГГГ. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Генподрядчика (п.19.2. Контракта).
Согласно п.23.1. Контракта выполняемые Работы по своим функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, результату и иным требованиям, связанным с определением соответствия выполняемых Работ потребностям Государственного заказчика, должны соответствовать требованиям Контракта.
Раздел 23 Контракта в п. 23.2. в разделе 2 «Проектирование» п. 2.13 предусматривает требования по обеспечению противопожарной безопасности, а именно в соответствии с ФЗ от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о пожарной безопасности» и приказом Федерального агентства по техническом регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 года №1573 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдением требований федерального закона №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а в разделе 3 «Строительно-монтажные работы» п.3.1 предусматривает основные требования для строительства (реконструкции).
Согласно п.8.2.35.2 Контракта Генподрядчик обязан обеспечить производство Работ в полном соответствии с Проектной документацией, Рабочей документацией, условиями Контракта, в том числе и раздела 23 Контракта, и строительными нормами и правилами.
В соответствии с п.8.2.35.3. Контракта Генподрядчик обеспечивает качество выполнения всех Работ в соответствии иным требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, Проектной документацией, Рабочей документацией и условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта.
Пункт 16.1.3. Контракта Генподрядчик гарантирует высокое качество всех работ и поставок, нормальное функционирование смонтированного и налаженного Генподрядчиком оборудования, систем, установок, механизмов, инженерных сетей; достижение Объектом указанных в Проектной документации показателей и возможность нормальной эксплуатации Объекта в период гарантийного срока и несет ответственность за отступления от них.
В силу пункта 1 статьи 722 Гражданского кодекса РФ в случае, когда для результата работы предусмотрен гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.
Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работ предусмотрена нормами статей 723, 754, 755 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, соразмерного уменьшения установленной за работу цены или возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
При этом в силу пункта 3 статьи 724 ГК РФ заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами (пункт 2 статьи 755 ГК РФ).
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии со статьей 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия. Подрядчик не несет ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если докажет, что они не повлияли на качество объекта строительства.
Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, посещающих детский сад, работающих там лиц, а также находящихся там временно.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Проведенной проверкой установлено, что на объекте нарушены условия, гарантирующие охрану здоровья граждан, а именно: не соблюдаются нормы и правила пожарной безопасности, что опасно для жизни.
Таким образом, заявление о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности направлено на защиту и восстановление гражданских прав, в том числе социально незащищенной группы граждан (малолетних) и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда.
В силу положений ст.ст.754,755 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, которые бы исключали ответственность генерального подрядчика, возлагается на самого генерального подрядчика.
Наличие недостатков в выполненных работах на объекте «Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ» (<адрес>, военные городки № и №) (Детский сад на 250 мест, 33-й этап), в частности, допущенные при строительстве нарушения требований противопожарной безопасности, выявленные в пределах гарантийного срока, подтверждены письменными материалами дела, ответчиком ФГУП «ГВСУ №14» не опровергнуты.
Поскольку ответчик ФГУП «ГВСУ №14» каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины в нарушении требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, в материалы дела не представил, предъявленные прокурором требования об устранении недостатков, выявленных на объекте Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ» (Республика ФИО4, <адрес>, военные городки № и №) (Детский сад на 250 мест, 33-й этап), допущенных при монтаже охранной и охранно – пожарной сигнализации, изложенные в приложении к акту комиссионного осмотра (приложение № к исх.1379 от ДД.ММ.ГГГГ); а также при оборудовании объекта автоматической установкой пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, обеспечивающей дублирование звуковых сигналов от системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; при оборудовании отопительных приборов объекта ограждающими устройствами, подлежат удовлетворению.
Довод ответчика ФГУП «ГВСУ №14» о том, что требования прокурора не подлежат удовлетворению в связи с прекращением действия государственного контракта судебная коллегия признает необоснованным со ссылкой на п. 1 ст. 754 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на то, что выполнение работ по устранению недостатков возложено на ответчика не в порядке обязания выполнить договорные работы, а в порядке устранения недостатков ненадлежащим образом выполненных работ, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Разрешая заявленные исковые требования к ФКУ «Управление Черноморского флота» судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, а также постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, и иные подразделения.
В соответствии с п.1, п.18 Положения о ФКУ «Управление Черноморского флота», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.12.2014 года №902, оно создано в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 года «Об обороне», для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера. Также учреждение создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществлении управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.19 указанного Положения об Учреждении, оно осуществляет, в том числе, обеспечение функционирования закрепленных и предоставленных в пользование объектов материально – технической базы, организацию и осуществление всех видов тылового и финансового обеспечения, приемку, хранение, выдачу, учет всех видов военной специальной техники и других материальных средств.
Материалами дела достоверно установлено, что объект «Детский сад на 250 мест» (33-й этап строительства) передан во временную эксплуатацию балансодержателю ФКУ «Управление Черноморского флота».
Статья 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации: соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
На основании абзацев 2, 5 части 1 статьи 38 Федерального закона от 2.12.1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Оценив представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что ФКУ «Управление Черноморского флота», как балансодержатель объекта «Детский сад на 250 мест», как лицо, в оперативном управлении которого находится это здание, в силу закона обязано нести бремя содержания, принадлежащего ему имущества, в том числе, определить эксплуатирующую организацию, обеспечить объекты первичными средствами пожаротушения, как это предусмотрено разделом XIX Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (с изменениями и дополнениями), а также планами эвакуации людей при пожаре, как предусмотрено пунктом 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Требования о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести повторную приемку объекта в отсутствие сведений об устранении недостатков не основаны на законе и являются преждевременными, требования о передаче эксплуатирующей организации объекта и технической документации заявлены преждевременно, до определения эксплуатирующей организации, нарушение ответчиками требований о противодействии терроризму материалами дела не подтверждено, возложение обязанности по разработке проектного решения по подключению сушильной машины к системе вентиляции и внесению изменений в проектную документацию по обеспечению резервными источниками горячего водоснабжения только на генерального подрядчика в отсутствие на то воли заказчика в условиях прекращенного государственного контракта не согласуется с положениями п.1 ст.1, ст.421 ГК РФ, нарушение прав неопределенного круга лиц иными ответчиками, кроме Федеральным государственным унитарным предприятием «ГВСУ №14» и ФКУ «Управление Черноморского флота», материалами дела не подтверждено, а потому в удовлетворении иска в указанной части следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
Возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военное – строительное управление №14» обязанность в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить работы по устранению нарушений санитарно – эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности на объекте «Детский сад на 250 мест» (33-й этап строительства по государственному контракту ДС –К-41/14-19), а именно:
устранить нарушения противопожарных норм, допущенных при монтаже охранной и охранно – пожарной сигнализации, изложенные в приложении к акту комиссионного осмотра (приложение № к исх.1379 от ДД.ММ.ГГГГ);
оборудовать объект «Детский сад на 250 мест» (33-й этап строительства по государственному контракту №ДС–К-41/14-19) функционирующими автоматическими установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, обеспечивающими дублирование звуковых сигналов от системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
оборудовать отопительные приборы объекта «Детский сад на 250 мест» (33-й этап строительства по государственному контракту №ДС–К-41/14-19) ограждающими устройствами.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» в срок не позднее 1 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу определить эксплуатирующую организацию для объекта «Детский сад на 250 мест» (33-й этап Обустройства 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ» (<адрес>, военные городки № и №) издав соответствующий распорядительный документ.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» обязанность в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу организовать проведение поверки и перезарядки огнетушителей на объекте - Детский сад (<адрес>) Центра дошкольного образования Черноморского флота, расположенном по адресу: <адрес>; привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 12.2.143 – 2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фото люминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» план эвакуации объекта -Детский сад (<адрес>) Центра дошкольного образования Черноморского флота, расположенного по адресу: <адрес>.
В остальной части в удовлетворении иска – отказать.
Председательствующий
судьи