Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 07.04.2022 |
Дата решения | 26.04.2022 |
Категория дела | По искам военнослужащих и иных приравненных к ним лиц |
Судья | Синани Александр Михайлович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b1c8492e-9793-3b26-b7dd-54d4e254c040 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 апреля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Курской А.Г.,
Подлесной И.А.,
при секретаре АМС,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ПМИ к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в перерасчете страховой пенсии, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2022 года,
у с т а н о в и л а:
в декабре 2021 года ПМИ обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в перерасчете страховой пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что ПМИ является пенсионером и получает страховую пенсию по старости. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в орган пенсионного обеспечения по месту жительства с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости на основании справки о заработной плате №/С от ДД.ММ.ГГГГ, содержащей сведения о заработной плате с января 1992 года по июль 1994 год. Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в перерасчете страховой пенсии по старости отказано на основании п. 1 ч. 2 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что в предоставленной истцом архивной справке отсутствует наименование денежной единицы начисления заработной платы. Данный отказ истец считает незаконным и не обоснованным, в связи с чем, просит: признать незаконным и отменить решение ГУ ОПФ РФ по РК № от ДД.ММ.ГГГГ; установить наименование денежных единиц в архивной справке №/С от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика пересчитать ей пенсию с учетом указанной архивной справки.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 8 февраля 2022 года признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ПМИ в перерасчете страховой пенсии по старости. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязаность принять для перерасчета страховой пенсии по старости ПМИ сведения о размере заработной платы, содержащиеся в архивной справке №/С от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным казенным учреждением Республики Крым «Государственный архив Республики Крым по личному составу», в которой суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: с января ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ - в рублях; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно - в купонах; с ДД.ММ.ГГГГ по июль ДД.ММ.ГГГГ включительно - в карбованцах. Также ответчик обязан призвести перерасчет пенсии ПМИ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете пенсии, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Указывает, что учесть представленную истцом архивную справку о заработной плате невозможно, поскольку архивная справка о заработной плате №/С от ДД.ММ.ГГГГ выдана в нарушение Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», а именно, в ней не отражены денежные единицы, в которых начислялась заработная плата.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что ПМИ состоит на учете в Государственном учреждении - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и является получателем страховой пенсии по старости.
При назначении пенсии Отделением ПФР по Республике Крым не учтена предоставленная истцом справка о заработной плате №/С от ДД.ММ.ГГГГ за период работы с января ДД.ММ.ГГГГ года по июль ДД.ММ.ГГГГ года включительно, выданная Государственным казенным учреждением Республики Крым «Государственный архив Республики Крым по личному составу», поскольку вид денежных единиц не указан.
В справке о заработной плате №/С от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным казенным учреждением Республики Крым «Государственный архив Республики Крым по личному составу» на имя ПМИ, указан размер заработной платы истца за период с января ДД.ММ.ГГГГ года по июль ДД.ММ.ГГГГ года. При этом, денежная единица в документах архива не указана, заработная плата указана в денежных единицах, действующих на момент начисления.
Как установлено материалами дела, ПМИ обратилась в ПФ РФ с заявлением о перерасчете пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав граждан осуществляется из заработной платы за любые 60 месяцев работы подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21.07.2014 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 235-ФЗ, гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями среднемесячный заработок граждан не подтверждается.
Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (п. 2).
При этом, варианты определения расчетного размера пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 ст. 30 данного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.
Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
До вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно правовым позициям Конституционного суда РФ, изложенным в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания «Ил Тумэн» Республики Саха Якутия, Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», Конституционный Суд РФ установил, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действующего на момент приобретения права.
Согласно статье 4 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года, включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В связи с тем, что сведения, содержащиеся в архиве, формировались в период с 1992 года в период действия законодательства Украины, порядок формирования и указания сведений регламентировался законодательством Украины.
В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее Соглашение от 13 марта 1992 года), пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было определено, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
Приложением № 1 к Указанию Министерства социальной защиты РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У установлено, что до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица - купон, с 12 ноября 1992 года по 01.09.1996 года введена национальная валюта - карбованец, с 02.09.1996 года - в гривнах.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Украины от 07 ноября 1992 года № 549/92 «О реформе денежной системы Украины», начиная с 23 часов 12 ноября 1992 года прекращено функционирование рубля в денежном обращении на территории Украины.
Пунктом 2 Указа Президента Украины № 549/92 установлено, что единственным законным средством платежа на территории Украины становится украинский карбованец, представителем которого в наличном обращении выступает купон Национального банка Украины.
Пунктом 5 Указа Президента Украины № 549/92 установлено, что бухгалтерский учет хозяйственно-финансовых и кредитных операций и отчетность в Украине ведутся в украинских карбованцах.
Согласно п. 1 Указа Президента Украины № 762/96 от 25.08.1996 «О денежной реформе в Украине», начиная со 2 сентября 1996 года, в Украине постановлено провести денежную реформу - введение в оборот национальной валюты Украины, которой является гривня и ее сотая часть копейка, в связи с чем прекращена эмиссия украинских карбованцев.
Согласно п. 4 Указа Президента Украины № 762/96 от 25.08.1996, начиная с 24 часов 16 сентября 1996 года, функционирование украинского карбованца в наличном обороте прекращено. С этого момента единственным законным средством платежа на территории Украины является гривна.
В соответствии с п. 6 Указа Президента Украины № 762/96 от 25.08.1996, со 2 сентября 1996 года безналичные расчеты (включая переводы), а также бухгалтерский учет всех операций и составление отчетности юридическими лицами и другими субъектами хозяйствования во всех сферах деятельности осуществляется только в гривнах.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Предусмотренных законом оснований не учитывать представленную справку для расчета истцу страховой пенсии по старости у ответчика не имелось, ее содержание влияет на размер пенсии истца.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
ПМИ является добросовестным участником гражданских правоотношений, ее права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от ненадлежащего оформления работодателем документов о заработной плате.
Вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым может самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточно для перерасчета пенсии истца с учетом указанной справки.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 26 апреля 2022 года.
Судьи: