Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 13.04.2020 |
Дата решения | 19.05.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Синани Александр Михайлович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 006e4933-f5a5-36d4-8772-9987216046e0 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 мая 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Егоровой Е.С.,
Мотиной И.И.,
при секретаре Лыфарь Л.В.,
с участием представителя истца Рыбалко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Нескоромной Анастасии [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года,
у с т а н о в и л а:
в октябре 2019 года [СКРЫТО] А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением ответчика от 14.10.2019 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Просила признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым от 14.10.2019 незаконным в части отказа включения в ее льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости как педагогическую работу период ее обучения в <данные изъяты> с 01.09.1989 по 01.08.1991, период работы в должности, заведующей детским <данные изъяты> с 27.02.2001 по 13.12.2001, отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также курсы повышения квалификации с 28.03.2011 по 08.04.2011; обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда России в г. Алуште Республики Крым включить период ее обучения в <данные изъяты> с 01.09.1989 по 01.08.1991, период работы в должности заведующей <данные изъяты> 27.02.2001 по 13.12.2001, отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также курсы повышения квалификации с 28.03.2011 по 08.04.2011 в льготный стаж для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости и назначить ей пенсию с 10 сентября 2019 года.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым от 14.10.2019 в части отказа включения в льготный стаж Нескоромной А.В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости как педагогическую работу период ее обучения в <данные изъяты> с 01.09.1989 по 01.08.1991, период работы в должности заведующей <данные изъяты> 27.02.2001 по 13.12.2001, отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения на курсах повышения квалификации с 28.03.2011 по 08.04.2011. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в г. Алуште Республики Крым обязано включить в льготный стаж Нескоромной А.В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости как педагогическую работу период обучения в <данные изъяты> с 01.09.1989 по 01.08.1991; период работы в должности заведующей <данные изъяты> с 27.02.2001 по 13.12.2001; отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период обучения на курсах повышения квалификации с 28.03.2011 по 08.04.2011 в льготный стаж для назначения мне досрочной страховой пенсии по старости; назначить Нескоромной А.В. досрочную страховую пенсию по возрасту в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 09 октября 2019 года.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать. Указывает, что не подлежат включению в расчет специального стажа периоды обучения в училище, нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Кроме того, период работы истца с 27.02.2001 по 13.12.2001 в должности заведующей детским садом не подлежит включению в специальный стаж, поскольку Списком предусматривается зачет в стаж по выслуге лет период работы до 01.11.1999 на соответствующей должности.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что 09.10.2019 истец обратилась в УПФР в г. Алуште РК с заявлением о назначении страховой пенсии по выслуге лет.
Решением ответчика от 14.10.2019 ей отказано в связи с тем, что педагогический стаж составляет менее 25 лет. При этом из педагогического стажа исключены периоды работы в должности помощника воспитателя с 22.06.1987 по 27.08.1987, с 01.06.1988 по 01.08.1989; период работы в должности заведующей детским садом с 27.02.2001 по 13.12.2001; период ухода за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск без сохранения заработной платы 18.05.2018, 09.02.2018; нахождение на курсах повышения квалификации с 28.03.2011 по 08.04.2011.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования п. 19 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», согласно которым страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 указанной нормы закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии, подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как предусмотрено п. 4.1, ч. 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В силу п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, - работа в должностях указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Согласно п. 13 вышеуказанных Правил, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), колледж.
Как предусмотрено п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного п. 7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В соответствии со ст. 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788-ХП право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно п. «е» ст. 55.
В силу п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991, право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Как установлено Примечанием 2 к Перечню заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной зашиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года № 909, право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя- логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучению, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.
Работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
Согласно пункту «д» ст. 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года, к стажу работы причисляется время учебы в вузах и средних специальных учебных заведениях, в училищах и на курсах по подготовке кадров, повышения квалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Положениями ст. 66 ТК РФ предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции исходил из того, что согласно ст.ст. 166, 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В силу ст. 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Как предусмотрено ст. 122 КЗоТ Украины, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788-ХП, обучение на курсах повышения квалификации и переквалификации засчитывается в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, поскольку истец находилась на курсах повышения квалификации по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую выполняла в спорные периоды времени, с сохранением заработной платы, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации являлось обязательной частью трудовой деятельности.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно пункту «ж» статьи 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» (действовавшем на территории Республики Крым по состоянию на период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком), в стаж работы засчитывается также время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не дольше, чем до достижения каждым ребенком трехлетнего возраста.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт осуществления истцом в спорные периоды педагогической деятельности, предполагающей особый характер работы, занятие ею общеобразовательной деятельностью с детьми с выполнением нормы рабочего времени, дающее ей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доказательства, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточны для назначения истцу досрочной пенсии на льготных условиях.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Сведения о работе Нескоромной А.В. подтверждаются записями в трудовой книжке.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о включении в специальный стаж периода нахождения Нескоромной А.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, так как это предусмотрено ч. 1 ст. 181 КЗоТ Украины, действовавшим на территории Республики Крым в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, так как это предусмотрено ст. 187 ТК РФ, и является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В п. 16 Постановления от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам ответчика суд дал надлежащую правовую оценку.
В резолютивной части решения Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года допущена описка в дате решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым. Однако, из описательно-мотивировочной части решения следует, что суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым от 14 октября 2019 года. Описка, допущенная судом в резолютивной части решения в части даты вынесения решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым, не повлияла на правильность разрешения дела по существу, и может быть устранена в порядке ст. 200 ГПК РФ.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым без удовлетворения.
Судьи: