Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 07.04.2022 |
Дата решения | 11.05.2022 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Курская Антонина Георгиевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 89ff826a-dc6e-3f17-8a0e-8fb8f46b9ea2 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0018-01-2021-002975-53 | № 2-2468/2021 |
г. Симферополь | Судья: Гончаров В.Н. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 мая 2022 года № 33-4071/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующей судьи Курской А.Г.
судей Готовкиной Т.С., Любобратцевой Н.И.,
при секретаре Устиновой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Евгения [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения о назначении пенсии незаконным в части, обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Евгения [СКРЫТО] на решение Сакского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2021 года,
Заслушав доклад судьи Курской А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
у с т а н о в и л а:
06 сентября 2021 года [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в Сакский районный суд Республики Крым с иском, (уточненным в процессе производства по делу в ред. от 14.12.2021 года), к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения о назначении пенсии незаконным в части, обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является получателем пенсии с 16 февраля 2018 года, которая была ему назначена без учета периодов работы:
- с 07.02.1984 года по 01.04.1992 года в Херсонской автобазе треста «Укрспецводмонтаж», так как в трудовой книжке печать на увольнении не читается;
- с 01 июля 1992 года по 13 октября 1992 года в малом предприятии «Селена», так как отсутствуют сведения о реорганизации.
Кроме того, истец полагает, что при исчислении размере пенсии не была учтена справка о заработной плате по совместительству за период с 23 марта 1984 года по 01 июля 1992 года, так как в справке о заработной плате отсутствует дата рождения.
Не учтен также заработок за период с 23 марта 1984 года по 01 июля 1992 года.
В связи с вышеизложенным истец [СКРЫТО] Е.Г. просил суд:
- признать уведомление ГУ-УПФР в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости [СКРЫТО] Евгению [СКРЫТО] в части не включения архивных справок, выданных Администрацией города Саки Республики Крым, а именно: №12.5-4/1428 от 16.11.2017 года, №12.5-4/766 от 31 августа 2018 года, №13.5-4/239 от 05.03.2019 года, №13.5-4/588 от 10.06.2019 года- незаконным;
- обязать ГУ-ОПФР по Республике Крым произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента обращения истца за назначением пенсии с 16 февраля 2018 года, с учетом архивных справок, выданных Администрацией города Саки Республики Крым, а именно: №12.5-4/1428 от 16.11.2017 года, №12.5-4/766 от 31 августа 2018 года, №13.5-4/239 от 05.03.2019 года, №13.5-4/588 от 10.06.2019 года.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Евгения [СКРЫТО] отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе, поданной в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, истцом [СКРЫТО] Е.Г. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, с принятием нового решения, которым удовлетворить заявленные [СКРЫТО] Е.Г. требования в полном объеме, указывая на ошибочное толкование судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Вместе с тем, заявитель в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции не учтено то, что он не располагал всеми необходимыми документами при обращении в пенсионный орган за пенсией и не смог их предоставить в установленный законом трехмесячный срок, по не зависящим от него причинам.
Определением Сакского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2022 года восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы [СКРЫТО] Е.Г.
Согласно пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальных сайтах судов в сети Интернет размещены актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в соответствующих судах, о движении дел, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного федерального закона, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».
Учитывая, что движение данного дела отражалось на сайте Верховного Суда Республики Крым в установленном законом порядке, лица участвующие в деле не были лишены возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети «Интернет» (персональный компьютер, мобильный телефон с выходом в «Интернет»), либо в местах доступных для пользователей информацией.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, заявлений об отложении дела не направляли.
Как следует из представленных в дело судебных уведомлений, представитель ответчика получил судебную повестку о месте и времени рассмотрении дела на 11.05.2022 г., - 29.04.2022 г.
На основании ст. ст. 113, 117, ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Согласно п. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив в соответствии со статьями 327, 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав оригинал пенсионного дела на имя [СКРЫТО] Е.Г. №199047, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит её обоснованной и усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, не соответствует изложенным требованиям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела были допущены.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав граждан – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции РФ, в числе которых ст. 7 Конституции РФ, гарантирует установление государственных пенсий.
Государственные пенсии, согласно ч.2 ст. 39 Конституции РФ, устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
Согласно п. 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Суд первой инстанции, рассматривая исковое заявление [СКРЫТО] Е.Г. пришел к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований истца о признании решения о назначении пенсии незаконным в части, обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости, поскольку, справка о заработной плате №13.5-4/239 от 05.03.2019 года, справка о заработной плате №12.5-4/766 от 31.08.2018 года, справка о заработной плате №12.5-4/1428 от 16.11.2017 года, справка архивного учреждения №13.5- - 588 от 10.06.2019 года, решение суда от 11.02.2020 года, были выданы архивным учреждением позже даты назначения, а также предоставлены истцом тля перерасчета пенсии в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Саки и Сакском районе Республики Крым 21 мая 2020 года, после назначения пенсии (16 февраля 2018 года), в связи с чем, у ответчика не имелось возможности назначить пенсию с учетом предоставленных справок для перерасчета пенсии.
Однако судебная коллегия суда апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в защите права истцу, ввиду следующего.
Так, судом апелляционной инстанции установлено, что согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии 39 14 № 092765, выданного 27 мая 2014 года Федеральной Миграционной Службой, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] родился 16 февраля 1958 года, зарегистрирован по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Кузнецова, д. 18, кв. 28.
Истец [СКРЫТО] Е.Г. с 16 февраля 2018 года является получателем пенсии по старости.
Для назначения пенсии истец предоставил следующие документы: паспорт, справку о заработной плате №12.5-4/1546, справку военного комиссариата №224, документ об открытии лицевого счета в кредитном учреждении, СНИЛС, трудовую книжку серии БТ-1 №0451817, что подтверждается уведомлением от 15 февраля 2018 года, имеющимся в материалах выплатного дела истца №199047.
Истцу было разъяснено право о предоставлении в срок до 15 мая 2018 года дополнительных документов, для назначения пенсии: трудовой договор 2004-2005, 2006-2012; документ об образовании 1973-1976; справку работодателя 1978-1978, 1978-1992, 1992-1992; справку о реорганизации предприятия 1978-1978, 1978-1992, 1992-1992, о чем истцу была выдана расписка.
В заявлении о назначении пенсии истец просил вынести решение по предоставленным документам, также просил назначить пенсию без учета периода с 01 июля 1992 года по 13 октября 1992 года, с 07 февраля 1984 года по 22 марта 1984 года, с 01 апреля 1992 года по 01 июля 1992 года.
22 марта 2018 года истец дополнительно предоставил: трудовой договор, документ об образовании, справку работодателя, справку архивного учреждения, справку о реорганизации предприятия, о чем в материалах выплатного дела имеется уведомление.
Решением ГУ-УПФР в г. Саки и Сакском районе Республики Крым от 21 мая 2018 года [СКРЫТО] Е.Г. назначена пенсия по старости с 16 февраля 2018 года в размере 9448,94 рублей. При исчислении пенсии в страховой стаж не были включены периоды работы: с 07.02.1984 года по 01.04.1992 года в Херсонской автобазе «Укрспецводмонтаж» (с 01.10.1990 года реорганизовано в АТБ арендного предприятия «УСВИ», с 01.04.1991 года реорганизовано в Арендное предприятие ХАМБ к-на «УСВМ»), так как в трудовой книжке печать, заверяющая запись об увольнении не прочитывается; с 01.07.1992 года по 13.10.1992 года в малом предприятии «Селена», так как истец уволен из ООО «Селена», сведения о реорганизации предприятия не предоставлены. Кроме того, при исчислении пенсии не была учтена справка от 16.11.2017 года №2.5-4/1427, выданная Администрацией города Саки, за период работы по совместительству с 23.03.1984 года по 01.07.1992 года в СПМК-219, так как в справке не указана дата рождения. Поскольку период работы с 23.03.1984 года по 01.07.1992 года не учтен при исчислении стажа, то для учета при исчислении размера пенсии, данных о заработной плате за период с 01.01.1986 года по 31.12.1990 года, оснований нет.
Об этом истцу было направлен ответ на обращение 31 мая 2019 года за №Н-2956- 1401/3693-19.
ГУ-УПФР в г.Саки и Сакском районе Республики Крым направлялись соответствующие запросы об истребовании документов в отношении не учтенных периодов работы и заработной платы [СКРЫТО] Е.Г., справки в управление не поступили.
21 мая 2020 года [СКРЫТО] Е.Г. подал заявление о перерасчете пенсии по старости, к которому им приложены следующие документы: справка о заработной плате №13.5-4/239 от 05.03.2019 года, справка о заработной плате №12.5-4/766 от 31.08.2018 года, справка о заработной плате №12.5-4/1/1428 от 16.11.2017 года, справка архивного учреждения №13.5-4/588 от 10.06.2019 года, решение Сакского районного суда Республики Крым от 11.02.2020 года об установлении факта имеющего юридическое значение, что подтверждается уведомлением.
Распоряжением о перерасчете размера пенсии от 25 мая 2020 года [СКРЫТО] Евгению [СКРЫТО] с 01 июня 2020 года был произведен перерасчет по предоставленным справкам о работе от 10 июня 2019 года №13.5-4/588 и о заработной плате от 16 ноября 2017 года №12.5-4/1428, от 31 августа 2018 года №12.5-4/766, от 05 марта 2019 года №13.5-4/239, выданных Администрацией города Саки Республики Крым, и с учетом решения Сакского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года, которым заявление [СКРЫТО] Евгения [СКРЫТО] удовлетворено.
Суд установил факт, имеющий юридическое значение, принадлежности [СКРЫТО] Евгению [СКРЫТО], 16 февраля 1958 года рождения, уроженцу <адрес>, архивных справок администрации города Саки Республики Крым от 16.11.2017 г. №12.5-4/1428, от 31.08.2018 г. №12.5-4/766, от 05.03.2019 г. №13.5-4/239, от 10.06.2019 г. №13.5-4/588.
Указанное решение суда вступило в законную силу и согласно ст. 13 ГПК РФ является обязательным для сторон по данному делу.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно требованиям ч.1-4 ст. 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретённых до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчётного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвёртый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учётом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учёту среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок исчисления расчётного размера трудовой пенсии при оценке приобретённых до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьёй 102 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (определения от 4 апреля 2017 г. № 696-0, от 28 ноября 2019 г. №).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены нормами Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно ч.2 ст.2 которого изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Вместе с тем, как указано в ч.3 ст.2 названного Закона, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.10 Закона РФ №-Ф3 т 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст.29 Закона РФ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.30 Закона РФ от 17.12.2001 г. №-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию, на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При этом, согласно п.п.2-4 ст.30 названного Закона, с учетом разъяснений, содержащихся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», право выбора наиболее выгодного расчета пенсии предоставлено застрахованному лицу, и одним из показателей, влияющих на расчетный размер пенсии, является среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо органами государственной (муниципальной) власти.
Согласно положений, закрепленных в п.2 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
- из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
- из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
- ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
- ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
- СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рубль 00 копеек).
Пунктом 13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 установлено, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных данным Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В силу ст. 18 Федерального Закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
ГОСТом Р6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлено, что справки должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в справках не допускаются: исправления, написание даты и номера разными чернилами, оформление архивных копий на нескольких листах без надлежащего скрепления всех листов архивных копий, комментарий, собственные выводы исполнителя по содержанию архивных документов, на основании которых составлена архивная справка, также в случае переименования организации, необходимо предоставить последовательное переименование с указание приказов и дат до настоящего времени.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты российской федерации от 17 ноября 2014 г. №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учёта, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил №884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведённых нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесённым к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и даёт оценку правильности их оформления; даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в её назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В соответствии с п.1,2 ст. 2 ФЗ №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При обращении граждан, указанных в ч.1 ст. 1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с l-ro числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В соответствии с п.7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному обеспечению, утвержденного приказом от 28 ноября 2014 г. N 958н, для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами: среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. - среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002г, в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: - в случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями; - копии лицевых счетов, выдаваемые организациями.
По правилам ст. 23 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховое пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку решением Сакского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года суд установил факт, имеющий юридическое значение, принадлежности [СКРЫТО] Евгению [СКРЫТО], 16 февраля 1958 года рождения, уроженцу <адрес>, архивных справок, выданных администрацией города Саки Республики Крым от 16.11.2017 г. №.5-4/1428, от 31.08.2018 г. №.5-4/766, от 05.03.2019 г. №.5-4/239, от 10.06.2019 г. №.5-4/588, то судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым приходит к выводу о наличии правовых оснований для защиты гражданских прав [СКРЫТО] Е.Г. путем признания незаконным отказ (уведомления) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Саки и <адрес> Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости [СКРЫТО] Евгению [СКРЫТО], 16.02.1958 года рождения, в части не включения архивных справок выданных Администрацией <адрес> Республики Крым: №.5-4/1428 от 16.11.2017 г. о заработной плате за период работы в АП СПМКК-2019 концерна «Укрспецводмонтаж» с 1981 по 1988гг; №.5-4/766 от 31.08.2018 о заработной плате за период работы в АП СММК-219 концерна «Укрспецводмонтаж» с 1986 по 1990гг; №.5- 4/239 от 05.03.2019 г. о заработной плате за период работы в АП СММК-219 концерна Укрспецводмонтаж» с 1991 по 1992 гг.; №.5-4/588 от 10.06.2019 г., и как следствие возложения на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанности произвести расчет размера страховой пенсии [СКРЫТО] Е.Г. с 15.02.2018 года, с учетом вышеуказанных архивных справок.
При изложенных обстоятельствах, исходя из положений п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене с принятием по делу нового решения, которым исковые требования [СКРЫТО] Е.Г. удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2021 года отменить.
Постановить новое решение, которым исковые требования [СКРЫТО] Евгения [СКРЫТО] удовлетворить.
Признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Саки и Сакском районе Республики Крым [СКРЫТО] Евгению [СКРЫТО], 16.02.1958 года рождения, в части не включения архивных справок, выданных Администрацией города Саки Республики Крым: №12.5-4/1428 от 16.11.2017 г. о заработной плате за период работы в АП СПМКК-2019 концерна «Укрспецводмонтаж» с 1981 по 1988гг; №12.5-4/766 от 31.08.2018 о заработной плате за период работы в АП СММК-219 концерна «Укрспецводмонтаж» с 1986 по 1990гг; № 13.5- 4/239 от 05.03.2019 г. о заработной плате за период работы в АП СММК-219 концерна Укрспецводмонтаж» с 1991 по 1992 гг.; №13.5-4/588 от 10.06.2019 г., незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым произвести [СКРЫТО] Евгению [СКРЫТО] перерасчет пенсии с учетом архивных справок, выданных Администрацией города Саки Республики Крым: №12.5-4/1428 от 16.11.2017 г. о заработной плате за период работы в АП СПМКК-2019 концерна «Укрспецводмонтаж» с 1981 по 1988гг; №12.5-4/766 от 31.08.2018 о заработной плате за период работы в АП СММК-219 концерна «Укрспецводмонтаж» с 1986 по 1990гг; № 13.5- 4/239 от 05.03.2019 г. о заработной плате за период работы в АП СММК-219 концерна Укрспецводмонтаж» с 1991 по 1992 гг.; №13.5-4/588 от 10.06.2019 г., с даты назначения страховой пенсии по старости, то есть с 15 февраля 2018 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 мая 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: