Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 13.04.2020 |
Дата решения | 09.06.2020 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Аверина Елена Геннадьевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | e1b83b11-3fdf-38e9-94b3-6ecbaa7a496f |
Судья Ващенко С.С. дело № 33-4056/2020
Алуштинский городской суд
Республики Крым
Гр.дело №2-523/2020
УИД 91RS0004-01-2019-002446-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 9 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М., Егоровой Е.С.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым о признании решения незаконным, паонуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] О.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым указав, что 27.11.2019 года ею в адрес ответчика подано заявление о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 03.12.2019 года истцу отказано в назначении указанной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа, а именно страховой стаж истца составил 14 лет 05 месяцев 18 дней, вместо требуемых 25 лет. Полагая указанные действия ответчика незаконными, [СКРЫТО] О.М. просила признать отменить решение ответчика от 03.12.2019 года об отказе включения в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости как педагогическую работу период обучения в Симферопольском государственном университете с 01.09.1989 по 30.06.1994 года; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 09.08.1996 по 25.08.1998 и с 01.11.2003 по 31.08.2005 года; периоды работы с 01.09.2005 по 31.08.2007, 01.09.2007 по 31.08.2008, с 01.09.2008 по 31.08.2011 года; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 28.06.2017 по 30.06.2017, с 25.12.2017 по 27.12.2017, с 14.01.2019 по 14.01.2019 года; а также период работы в МОУ «Школа-лицей №1 имени Героя Советского Союза Николая Григорьевича Саранчева» г. Алушты с 01.01.2019 по 27.11.2019 года; обязать ответчика включить указанные периоды в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначив ее с 27.11.2019 года.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года исковые требования [СКРЫТО] О.М. удовлетворены. Суд, признал незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым от 03.12.2019 года № в части отказа включить в льготный стаж педагогическую деятельность истца: обучение в Симферопольском государственном университете с 01.09.1989 по 30.06.1994 года; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 09.08.1996 по 25.08.1998 и с 01.11.2003 по 31.08.2005 года; периоды работы с 01.09.2005 по 31.08.2007, 01.08.2007 по 31.08.2008, с 01.09.2008 по 31.08.2011; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 28.06.2017 по 30.06.2017, с 25.12.2017 по 27.12.2017, с 14.01.2019 по 14.01.2019 года; период работы в МОУ «Школа-лицей №1 имени Героя Советского Союза Николая Григорьевича Саранчева» г.Алушты с 01.01.2019 по 27.11.2019 года. Возложил на ответчика обязанность включить истцу указанные периоды в льготный стаж для начисления досрочной страховой пенсии по старости и назначить ей пенсию с 27.11.2019 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам возражений на исковое заявление и доводам, указанным в решении об отказе в назначении [СКРЫТО] О.М. пенсии. Апеллянт указал, что Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым принято законное и обоснованное решение об отказе в назначении пенсии [СКРЫТО] О.М., поскольку доказательств обоснованности иска последней не представлено.
На заседание судебной коллегии истец и представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым (межрайонное) не явились, извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ответчика. В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца, полагавшего возможным рассмотреть апелляционную жалобу, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика и истца.
Заслушав докладчика, представителя истца Рыбалко А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда в части включения в подсчет педагогического стажа периодов обучения в университете и возложении обязанности назначить пенсию с 27.11.2019 года подлежащими отмене, в связи с нарушением норм материального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что 27.11.2019 года [СКРЫТО] О.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 03.12.2019 года [СКРЫТО] О.М. отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа. По мнению ответчика, страховой стаж истца составляет 14 лет 05 месяцев 18 дней, вместо требуемых 25 лет.
При этом ответчиком исключены из расчета педагогического стажа периоды: обучения в Симферопольском государственном университете с 01.09.1989 по 30.06.1994; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 09.08.1996 по 25.08.1998 и с 01.11.2003 по 31.08.2005 года; периоды работы с 01.09.2005 по 31.08.2007, с 01.09.2007 по 31.08.2008, с 01.09.2008 по 31.08.2011 года; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 28.06.2017 по 30.06.2017, с 25.12.2017 по 27.12.2017, с 14.01.2019 по 14.01.2019 года, а также период работы в МОУ «Школа-лицей №1 имени Героя Советского Союза Николая Григорьевича Саранчева» г.Алушты с 01.01.2019 по 27.11.2019 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установив факт осуществления [СКРЫТО] О.М., педагогической деятельности в спорные периоды, пришел к выводу о законности заявленных [СКРЫТО] О.М. требований, в связи с чем, удовлетворил иск.
Судебная коллегия вывод суда о незаконности исключения ответчиком из педагогического стажа истца периода обучения в Симферопольском государственном университете с 01.09.1989 по 30.06.1994 года, а также незаконности действий ответчика в части отказа в назначении пенсии, находит постановленным с нарушением норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Разрешая спор в части включения в специальный педагогический стаж периода обучения в Симферопольском государственном университете с 01.09.1989 по 30.06.1994 года, суд первой инстанции указал, что период её очной учебы в указанном высшем учебном заведении должен быть зачтен в стаж педагогической деятельности в силу п.2 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое действовало в период обучения, так как в то время, когда оно имело место, для этого не было законодательных ограничений.
Однако данные суждения суда противоречат нормам материального права, поскольку в период учебы истицы в университете действовало «Положение о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения, помимо иных, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию (п. 4 Положения).
Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Как усматривается из трудовой книжки [СКРЫТО] О.М. она, непосредственно перед поступлением в Симферопольский государственный университет до 01.09.1989 года не работала.
Поскольку правовое регулирование предусматривало возможность зачета в специальный стаж работы периода обучения в высшем учебном заведении, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность и на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истицей выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, то в связи с отсутствием педагогической деятельности у истца до поступления в учебное заведение, период учебы [СКРЫТО] О.М. не может быть включен в подсчет специального стажа, и подлежит исключению, а исковые требования в указанной части оставлению без удовлетворения.
Выводы суда в части удовлетворения требований о включении в подсчет стажа периодов курсов повышения квалификации, нахождения в отпуске по уходу за ребенком и периода работы с 2003 по 2011 года в должности учителя без нормы рабочего времени, судебная коллегия считает соответствующими нормам права, действующим на момент работы истца.
Так, удовлетворяя требования [СКРЫТО] О.М. в части включения в подсчет педагогического стажа периодов работы по должности педагога, суд первой инстанции правомерно исходил из представленных истцом доказательств и правильно установил обстоятельства имеющие значение для разрешения указанного спора.
Как подтверждено материалами дела истцу в расчет педагогического стажа не включены периоды работы с 01.09.2005 по 31.08.2007, с 01.09.2007 по 31.08.2008, с 01.09.2008 по 31.08.2011, с 01.01.2019 по 27.11.2019 в ввиду того, что педагогическая нагрузка в период работы на должности учителя русского языка и литературы в неделю не достигала нормы рабочего времени педагогической учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Из трудовой книжки АР №, выписанной на имя [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], 19.02.1972 г.р. следует, что она с 01.09.2005г. по 31.08.2007г., с 01.09.2007г. по 31.08.2008г., с 01.09.2008г. по 31.08.2011г. работала в должности учителя русского языка и литературы.
Согласно правовой позиции, указанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения, права, сохраняются за указанной категорией лиц.
При решении вопроса о включении периодов работы в стаж, необходимый для назначения пенсии, следует применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления такого стажа в каждом конкретном периоде.
Поскольку в период осуществления трудовой деятельности истца до 18 марта 2014 года, на территории республики Крым действовало пенсионное законодательство, позволяющее истице уйти на пенсию ранее установленного возраста, и принимая во внимание, что предметом иска является включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
В то же время, следует применять правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии Специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Постановлением Кабинета Министров Украины № 909 от 04.11.1993г. «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден соответствующий Перечень в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучения, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.
Законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической нагрузки.
Учитывая представленные суду первой инстанции доказательства, суд пришел к верному выводу, что период работы истца в должности учителя русского языка и литературы подлежал включению в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости.
Указанные периоды подтверждаются справкой Управлении образования и молодежи администрации г. Алушты РК от 17.07.2019г. № 02.21.01-10/1540, уточняющей особый характер работы или условий труда необходимые для назначения трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, согласно которой с 01.09.2005г. по 31.08.2007г. педагогическая нагрузка истца составила 6 часов в неделю, с 01.09.2007г. по 31.08.2008г. (16 часов в неделю), с 01.09.2008г. по 31.08.2011г. (12,5 часов в неделю), с 01.09.2011 г. и по настоящее время выполняется истцом норма рабочего времени педагогической учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Правомерно суд включил в подсчет стажа педагогической деятельности и период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, поскольку в соответствии со ст. 181 Кодекса законов о труде Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 указанного Кодекса) зачисляются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В соответствии с ч. 3 ст. 179 Кодекса законов о труде Украины по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды пособия в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 179 Кодекса законов о труде Украины в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, женщине в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста.
Включение в специальный стаж, который дает право на пенсию за выслугу лет и на льготных условиях время ухода работающего лица за ребенком до достижения им 3-летнего и 6-летнего возраста (в случае оформления соответствующего отпуска) подтверждается письмом Пенсионного фонда Украины от 25.06.2008 г. № 10842/02-10 «О включении в стаж работы периода ухода за ребенком».
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы ответчика в части неправомерности включения в специальный педагогический стаж отпуска по уходу за ребенком до трех лет - с 09.08.1996 по 25.08.1998 и с 01.11.2003 по 31.08.2005 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат факты, влияющие на обоснованность и законность судебного постановления.
Разрешая требования в части включения в подсчет специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд также правомерно со ссылкой на нормы материального права удовлетворил требования [СКРЫТО] О.М. в указанной части.
Согласно пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Таким образом, учебные отпуска относятся к дополнительным оплачиваемым отпускам, а следовательно периоды учебных отпусков подлежат включение в льготный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Включение учебы на курсах повышения квалификации в специальный педагогический стаж ориентировано законодательством Российской Федерации.
Периоды пребывания на курсах повышения квалификации, семинарах также включаются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет согласно украинского законодательства и право на включение в льготный стаж указанных периодов не может быть утрачено в дальнейшем в силу ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы гражданина.
В силу ч. 1 ст.22 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Поскольку судебной коллегией исключен из подсчета стажа истца период ее обучения в Симферопольском университете, то согласно подсчету принятого пенсионным органом стажа и стажа засчитанного судом первой инстанции, на 27.11.2019 года у истца стаж составил приблизительно 25 лет, 4 месяца, 9 дней.
Однако, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», пенсия [СКРЫТО] О.В. может быть назначена по истечению 6 месяцев с момента возникновения на нее права, так как оно возникло после 31.12.2018 года.
Таким образом, датой назначения пенсии будет являться дата при наличии стажа работы 25 лет, который имелся у истца на дату 18.07.2019 года, с прибавлением к указанной дате 6 месяцев, а это по не точным расчетам будет дата 18.01.2020 года.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия, с целью избежать судебную ошибку, в части возложения обязанности назначить [СКРЫТО] О.В. пенсию с определенной даты, считает необходимым изменить решение суда в части установления даты назначения пенсии, возложив на ответчика обязанность назначить [СКРЫТО] О.В. пенсию в соответствии со статьей 10 Федерального закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года отменить в части возложения на ответчика обязанности включить в льготный стаж [СКРЫТО] О.М. период обучение в Симферопольском государственном университете с 01.09.1989 по 30.06.1994 года. Вынести по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
Решение в части возложения на ответчика обязанности назначить [СКРЫТО] О.М. пенсию с 27.11.2019 года изменить.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым назначить [СКРЫТО] О.М. пенсию в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», с момента возникновения на нее права.
В остальном решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи