Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 26.03.2021 |
Дата решения | 27.04.2021 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Синани Александр Михайлович |
Результат | решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение) |
Судебное решение | Есть |
ID | 5d45c64f-b657-3978-af9d-46dd3a03a459 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 апреля 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Авериной Е.Г.,
Чистяковой Т.И.,
при секретаре Кульневе А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2021 года,
у с т а н о в и л а:
в декабре 2020 года [СКРЫТО] О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым от 10.08.2020 № 88827/20 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины ИПК. Просила признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым от 10.08.2020 № 88827/20, обязать ответчика включить в общий страховой стаж периоды работы с 01.12.1991 по 06.08.1999, и с 01.04.2003 по 31.03.2005, периоды нахождения на учете в центрах занятости с 23.11.1999 по 16.11.2000, с 21.02.2001 по 19.08.2001, с 24.04.2002 по 31.03.2003, с 08.04.2005 по 27.05.2005, с 30.08.2006 по 11.12.2006, с 13.03.2007 по 07.04.2007.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2021 года признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым от 10.08.2020 № 88827/20 об отказе в установлении страховой пенсии по старости и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в части не включения в общий стаж [СКРЫТО] О.В. периодов работы с 01.12.1991 по 06.08.1999 и с 01.04.2003 по 31.03.2005, а также периодов нахождения на учете в центрах занятости и получения пособия по безработице с 23.11.1999 по 16.11.2000, с 21.02.2001 по 19.08.2001, с 24.04.2002 по 31.03.2003, с 08.04.2005 по 27.05.2005, с 30.08.2006 по 11.12.2006, с 13.03.2007 по 07.04.2007. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым обязано включить в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии [СКРЫТО] О.В. периоды работы с 01.12.1991 по 06.08.1999, и с 01.04.2003 по 31.03.2005, а также периоды нахождения на учете в центрах занятости и получения пособия по безработице с 23.11.1999 по 16.11.2000, с 21.02.2001 по 19.08.2001, с 24.04.2002 по 31.03.2003, с 08.04.2005 по 27.05.2005, с 30.08.2006 по 11.12.2006, с 13.03.2007 по 07.04.2007.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска [СКРЫТО] О.В. отказать. Указывает, что учесть спорные периоды работы истца не представляется возможным, поскольку подтверждающих справок от компетентных органов Украины не представила.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом установлено, что 05.02.2020 [СКРЫТО] О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась с заявлением к ответчику о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приложив необходимые документы (л.д.5-16,50-79).
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым № 88827/20 от 10.08.2020 в установлении пенсии по старости [СКРЫТО] О. В. отказано в связи с исключением из стажа периодов работы истца с 01.12.1991 по 06.08.1999, и с 01.04.2003 по 31.03.2005, а также периодов нахождения на учете в центрах занятости с 23.11.1999 по 16.11.2000, с 21.02.2001 по 19.08.2001, с 24.04.2002 по 31.03.2003, с 08.04.2005 по 27.05.2005, с 30.08.2006 по 11.12.2006, с 13.03.2007 по 07.04.2007. Отказывая в зачете в страховой стаж указанных периодов, ответчик исходил из отсутствия подтверждения трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории Украины, так как ответы на запросы о подтверждении трудового стажа на Украине, ответчику не поступали (л.д.30-32).
Из трудовой книжки № №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя «Бабиной (Павунской) [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ рождения», следует, что она с 12.04.1983 по 06.08.1999, а также с 01.04.2003 по 27.05.2005 работала на различных предприятиях Украины, с 23.11.1999 по 16.11.2000, с 21.02.2001 по 19.08.2001, с 24.04.2002 по 31.03.2003, с 08.04.2005 по 27.05.2005, с 30.08.2006 по 11.12.2006, с 13.03.2007 по 07.04.2007 состояла на учете в центрах занятости и получала пособие по безработице (л.д.6-1 1,63-68).
Удовлетворяя исковые требования [СКРЫТО] О.В., суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Порядок заполнения трудовых книжек, вкладышей в них и дубликатов трудовых книжек регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках», Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.
Пунктом 10 Правил установлено, что все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В спорные периоды работы истца порядок заполнения трудовых книжек регламентировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162, в которой содержался аналогичный пункт 2.3, согласно которому все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
Из Постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
Следовательно, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.
При этом, действия работодателя по заполнению трудовых книжек не должны ущемлять законно возникшие права граждан на пенсию. Ненадлежащее исполнение в указанной части работодателем требований трудового законодательства не должно повлечь за собой отрицательные последствия для истца. Все записи в трудовой книжке о работе истца в спорные периоды внесены последовательно, с соблюдением нумерации. Доказательств фальсификации трудовой книжки истца ответчиком не представлено.Как установлено судом первой инстанции, записи в трудовой книжке истца о приеме на работу и об увольнении, а также о выплатах по безработице соответствуют порядку заполнения и ведения трудовых книжек, в частности, даты внесения записей в трудовую книжку соответствуют датам вынесения приказов, каждая запись заверена подписью должностного лица и печатями организаций, не заверенные надлежащим образом записи в трудовой книжке отсутствуют. Факты работы истца в спорные периоды, а также нахождение на учете в центрах занятости подтверждены также архивными справками. Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 2 указанного Федерального закона, с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, следует применять законодательство, действовавшее в Республике Крым на момент получения истцом пособия по безработице. Статьей 24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» определено, что страховой стаж - период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса. При этом, периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые учитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу этого Закона (до 01.01.2004), засчитываются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом. Статьей 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» предусмотрено, что в стаж работы засчитывается также период получения пособия по безработице. Закон Украины от 18.01.2001 № 2240-111 «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением», утративший силу в соответствии с законом Украины от 28.12.2014 № 77-VIII, также определял, что в страховой стаж засчитываются периоды получения выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, а именно пособия по временной утрате трудоспособности. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что непоступление из Украины подтверждающих документов, при условии наличия в трудовой книжке истца соответствующих записей и предоставления истцом подтверждающих справок, не может в данном случае приводить к нарушению ее прав и исключению спорных периодов из стажа для назначения пенсии.С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права. Невозможность представления истцом иных документов, требуемых ответчиком, не может служить основанием для отказа во включении спорных периодов работы в страховой стаж, поскольку ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек и их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое работодателем, а не работник. Оснований сомневаться в достоверности записей в трудовой книжке относительно периода работы истца, у суда не имеется. В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.Доказательств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточно для включения спорных периодов работы истца в страховой стаж истца и назначения ему пенсии.Сведения о работе истца подтверждаются записями в трудовой книжке. Согласно, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Абзацем 2 части 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ. В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления. При этом судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.В целях социальной защиты истца, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости выхода за пределы доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, поскольку это соответствует интересам законности.Как видно из обжалуемого решения Ленинского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2021 года, суд первой инстанции установил наличие права у [СКРЫТО] О.В. на назначение страховой пенсии по старости на основании норм Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии. Согласно расчету, представленному ответчиком в заседание суда апелляционной инстанции, страховой стаж [СКРЫТО] О.В. с учетом включения спорных периодов, составляет на момент обращения 20 лет 4 мес. 5 дней, ИПК – 28,748, что достаточно для назначения [СКРЫТО] О.В. страховой пенсии.
Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах, в целях защиты нарушенных прав [СКРЫТО] О.В. на социальное обеспечение по возрасту, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым обязанность назначить [СКРЫТО] О.В. страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права – с 26 февраля 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2021 года изменить, возложив на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым обязанность назначить [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права – с 26 февраля 2020 года.
Судьи: