Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 06.03.2018 |
Дата решения | 24.04.2018 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Гоцкалюк Владимир Дмитриевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 016fc671-c109-3004-9f73-8bb44854e4fb |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2018 года по делу № 33-3063/2018
Судья в 1-й инстанции Василенко Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Лозового С.В. |
Судей | Чистяковой Т.И. |
Гоцкалюка В.Д. | |
при секретаре | Садыховой К.С. |
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску Малицкой Ю.А. к Администрации города Феодосии Республики Крым, 1-му отделу (г.Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о заключении договора социального найма и передаче в единоличную собственность жилого помещения,
по апелляционной жалобе Малицкой Ю.А. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2017 года,
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] Ю.А. обратилась в суд с иском, в последующем истица неоднократно уточняла заявленные исковые требования и окончательно просила: признать решение о направлении уведомления об отказе предоставления муниципальной услуги «Заключение, распоряжение, изменение договора социального найма жилого помещения» не действительным; обязать Администрацию г. Феодосии заключить договор социального найма на жилое помещение - <адрес>; передать данное жилое помещение в единоличную собственность Малицкой Ю.А.
Требования мотивированы тем, что 01 декабря 2016 года она обратилась в Администрацию г. Феодосии с заявлением (вх.№), в котором просила предоставить ей административную услугу, заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В январе 2017 года она получила отказ на свое заявление. который мотивирован тем, что жилое помещение, в отношении которого обратилась заявительница, не относится к муниципальному жилому фонду, а находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации и в собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым не передавалось. ГУП РК «Крым БТИ» указывает, что по состоянию на 31 декабря 2012 года, согласно материалам инвентарного дела №2879, право собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> не зарегистрировано, но при этом право собственности на домовладение по адресу <адрес> целом (кроме приватизированных квартир) зарегистрировано за Территориальной громадой в лице Феодосийского городского совета на основании Свидетельства на право собственности, выданного Феодосийским исполкомом 12.10.2004г., зарегистрированного 01.11.2004г. в реестровой книге №3, реестр №273. Кроме того, согласно справки, выданной МУП «ЖЭК №5», вышеуказанный жилой дом находится на их обслуживании. Согласно технического паспорта №100342 на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, выданного филиалом ГУП РК «Крым БТИ» по состоянию на 02.02.2015г в разделе «Сведения о правообладателях объекта» указан правообладатель - территориальная громада в лице Феодосийского городского совета. Истец считает отказ Администрации города Феодосии в заключении договора социального найма не правомерным, что и послужило поводом обращения в суд за зашитой своих прав.
Определением от 22 сентября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2017 года в удовлетворении иска Малицкой Ю.А. к Администрации гор. Феодосии, 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о заключении договора социального найма и передаче в порядке приватизации жилого помещения <адрес> отказано.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Ю.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что при рассмотрении дела суд нарушил процессуальные нормы, неправильно применил нормы материального права. Привлечение к участию в деле в качестве соответчика ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, является не правомерным, поскольку данное лицо не имеет никакого отношения к предмету рассмотрения в данном деле. Спорная квартира находится в муниципальной собственности и не имеет никакого отношения к Министерству обороны Российской Федерации.
Администрация города Феодосии принесла свои возражения на апелляционную жалобу, согласно которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменений как законное и обоснованное.
Заслушав докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, в пределах требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражений на нее, судебная коллегия приход к следующему.
В силу статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1).
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из материалов дела усматривается, что на основании решения Исполнительного комитета Феодосийского городского совета №589 от 25 июня 2009 года, в соответствии с ходатайством руководства Феодосийской КЭЧ района от 11 марта 2009 года №, освободившаяся служебная <адрес> предоставлена военнослужащей в/ч А-4489 Малицкой Ю.А. на состав семьи - один человек.
На основании данного решения Малицкой Ю.А. был выдан ордер № от 23 июля 2009 года с пометкой «служебная».
Согласно копии лицевого счета № от 29 июня 2017 года, в квартире по адресу : <адрес> настоящее время проживают и зарегистрированы - [СКРЫТО] Ю.А. с 31 июля 2009 года - наниматель, [СКРЫТО] Л.Н. - мать с 03 октября 2009 года.
Из предоставленной истцом копии извлечения из приказа № от 13 мая 2014 года командира войсковой части №А0549 - старший солдат по контракту [СКРЫТО] Ю.А., прибывшая из в/ч А4489, г.Феодосия, АР Крым, с 13 мая 2014 года зачислена приказом командующего Воздушными силами Вооруженных сил Украины в распоряжение командующего Воздушных Сил ВС Украины и зачислена на все виды обеспечения.
11 июня 2014 года старший солдат по контракту [СКРЫТО] Ю.А. приказом командующего Воздушными силами Вооруженных сил Украины уволена в запас по пункту «г» ч.6 ст.26 ЗУ «О воинской обязанности и воинскую службу» - в связи с сокращением штатов и исключена из списков личного состава части и всех видов обеспечения и была направлена для постановки на воинский учет в военный комиссариат г. Николаева, Украина.
01 декабря 2016 года [СКРЫТО] Ю.А. обратилась в Администрацию г. Феодосии с заявлением (вх.№02-62/10/818), в котором просила предоставить ей административную услугу, а именно заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В январе 2017 года истец получила отказ на свое заявление, мотивированный тем, что согласно с постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 03 февраля 2016 года №139 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение, распоряжение, изменение договора социального найма жилого помещения» и согласно пп.3 п.2.16 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении услуги является тот факт, что жилое помещение, в отношении которого обратилась заявительница, не относится к муниципальному жилому фонду, а находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации и в собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым не передавалось.
Разрешая спор о существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Приказом Министерства обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1297 жилищные комиссии в войсковых частях Министерства обороны упразднены и предоставление служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в соответствии с инструкцией №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года.
Во исполнение приказа Министра обороны РФ №1550 от 18 ноября 2010 года «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ жилыми помещениями» был организован Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России, в структуру которого входит 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ, как уполномоченный орган жилищного обеспечения на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Данный отдел создан в целях организации работы по заселению жилых помещений в субъектах РФ, предоставления жилищных субсидий, учета жилых помещений жилищного фонда МО РФ и иное, связанное с распределением жилых помещений военнослужащим признанным нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма в собственность бесплатно военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии, со ст. 15 Федерального закона №76 ФЗ «О статусе военнослужащих» и с инструкции №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года.
Согласно Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 18 марта 2014 года изменился правовой статус жилых помещений, расположенных на территории принятых субъектов, в связи с чем, по приказу командующего Черноморским флотом №1099 от 10 апреля 2014 года уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации проведена инвентаризация специализированного жилого фонда, ранее числящегося за Министерством обороны Украины.
Согласно акту сверки служебного жилого фонда, который находится на учете в КЭЧ Феодосийского района по состоянию на 25 апреля 2014 года, составленного представителем КЭЧ — начальником жилищной группы ФИО1, инженером жилищной группы ФИО2 и представителем исполнительного комитета Феодосийского городского совета ФИО3, установлено, что 238 квартир, в том числе и квартира, расположенная по адресу: <адрес>, состоят на учете в квартирно-эксплуатационной части Феодосийского района.
Из документов, имеющихся в архивном деле Малицкой Ю.А., поступившим в порядке инвентаризации в 1-ый отдел (г.Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации из жилищных органов военного ведомства, ранее действующих на территории Республики Крым, следует, что [СКРЫТО] Ю.А., в период прохождения военной службы в Феодосийском гарнизоне была обеспечена служебных жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 14.04.2015 года №336-р/6дсп «О передаче жилого имущества», спорное жилое помещение передано в собственность Российской Федерации и оперативное управление Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу требований ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
В настоящее время, согласно Единого реестра военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы Министерства обороны Российской Федерации, [СКРЫТО] Ю.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также в списках, нуждающихся в обеспечении служебным помещением, не значится, т.к. истец не проходила военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
С данными выводами суда первой инстанции не может не согласится судебная коллегия.
В своей апелляционной жалобе [СКРЫТО] Ю.А. указывает, что она в Вооруженных силах Российской Федерации военную службу не проходила, ввиду чего ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку никаких правоотношений у нее с данным лицом не было.
Судебная коллегия полагает, что данный довод апелляционной жалобы является несостоятельным, поскольку основан на неправильно толковании норм как материального таки процессуального права.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 14 апреля 2015 года №336-р/6дсп «О передаче жилого имущества», спорное жилое помещение передано в собственность Российской Федерации и оперативное управление Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации.
Таким образом, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, является надлежащим ответчиком по делу поскольку, спорное жилое помещение находится в его оперативном управлении.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. После привлечения соответчика или соответчиков подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорная квартира расположенная по адресу: <адрес>, не является служебным жилым помещением, является также не состоятельным, поскольку опровергается материалами дела. [СКРЫТО] Ю.А. во время прохождения военной службы в Украине была обеспечена служебным жилым помещением, в котором и проживает. 11 июня 2014 года старший солдат по контракту [СКРЫТО] Ю.А. приказом командующего Воздушными силами Вооруженных сил Украины уволена в запас по пункту «г» ч.6 ст.26 ЗУ «О воинской обязанности и воинскую службу» - в связи с сокращением штатов и исключена из списков личного состава части и всех видов обеспечения и была направлена для постановки на воинский учет в военный комиссариат г. Николаева, Украина.
[СКРЫТО] Ю.А. в Вооруженных силах Российской Федерации военную службу не проходила, ввиду чего вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для заключения с ней договора социального найма на служебное жилое помещение, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2017 года – оставить без изменений, апелляционную жалобу Малицкой Ю.А. – без удовлетворения.
Председательствующий судья Лозовой С.В.
Судьи Чистякова Т.И.
Гоцкалюк В.Д.