Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 22.02.2022 |
Дата решения | 29.03.2022 |
Категория дела | иным категориям граждан о предоставлении гарантий и компенсаций |
Судья | Синани Александр Михайлович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 539ecc7a-e213-39f9-90ff-aec892cbca65 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 марта 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Подлесной И.А.,
Чистяковой Т.И.,
при секретаре Ушак Ю.С.,
с участием истца [СКРЫТО] В.И.,
представителя истца Хомякова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Департаменту социальной политики администрации города Ялты Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести определенные действия, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 9 декабря 2021 года,
у с т а н о в и л а:
в сентябре 2021 года [СКРЫТО] В.И. обратился в суд с иском к Департаменту социальной политики администрации городы Ялта Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести определенные действия, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что он является ветераном боевых действий и имеет право на выплату компенсации на покупку зубопротезирования в размере <данные изъяты> рублей. 23 апреля 2021 года им заключен договор на оказание стоматологических услуг, в рамках которого ему оказаны услуги на сумму в размере <данные изъяты> рублей, которые им оплачены в полном объеме. 11 июня 2021 года он обратился в Департамент социальной политики администрации города Ялты Республики Крым с заявлением на выплату компенсации за зубное протезирование, приложив все необходимые документы. Однако ответом Департамента от 15 июня 2021 № 01-9/04-2355/1 ему отказано. По мнению истца, отказ в выплате компенсации по зубному протезированию нарушает его права как ветерана боевых действий, имеющего право на предоставление вышеуказанной социальной поддержки. Кроме того, 15 октября 2018 года Департаментом ему выдано направление № 67 на оказание бесплатной правовой помощи гражданам. Вместе с тем, направление является недействительным, поскольку постановление Совета министров Республики Крым от 8 июля 2015 года № 390, которым утвержден Порядок выдачи направлений на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, признано утратившим силу на основании постановления Совета министров Республики Крым от 26 июня 2018 года № 305. В результате указанных незаконных действий Департамента истец, будучи уверенным, что ему положена бесплатная правовая помощь, вынужден был нести расходы, связанные с рассмотрением дела в суде, которые являются для него значительными. Просил признать незаконными действия ответчика в части отказа в назначении компенсации расходов на изготовление и (или) ремонт зубных протезов; обязать ответчика назначить выплату компенсации расходов на изготовление и ремонт зубных протезов, исходя из поданного заявления от 11 июня 2021 года № 2585; признать незаконными действия ответчика в части выдачи направления на оказание бесплатной правовой помощи от 15 октября 2018 года № 67; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 9 декабря 2021 года признаны незаконными действия Департамента социальной политики администрации города Ялта Республики Крым по выдаче [СКРЫТО] В.И. направления на оказание бесплатной юридической помощи гражданам от 15 октября 2018 года № 67. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В обоснование апелляционной жалобы [СКРЫТО] В.И, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Считает, что он является ветераном боевых действий и имеет право на выплату компенсации на покупку зубопротезирования. Также указывает, что с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда, поскольку ответчиком незаконно выдано направление на бесплатную правовую помощь, в связи с чем истец вынужден был нести расходы, связанные с рассмотрением дела в суде, которые являются для него значительными.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и его представителя, поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что [СКРЫТО] В.И. состоит на учете в Департаменте социальной политики администрации города Ялты Республики Крым по льготной категории «Ветеран боевых действий», о чем выдано удостоверение серии БК №.
11 июня 2021 г. [СКРЫТО] В.И. обратился в Департамент с заявлением на выплату компенсации за зубное протезирование, приложив имеющиеся документы.
15 июня 2021 г. исх. № 01-9/04-2355/1 Департаментом на обращение [СКРЫТО] В.И. сообщено об отказе в назначении компенсации расходов на изготовление и (или) ремонт зубных протезов со ссылкой на постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 22.04.2021 № 1040-п.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий Департамента по отказу в назначении компенсации расходов на изготовление и (или) ремонт зубных протезов, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с пп. 9.8 Постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 22 апреля 2021 года № 1040-п, решение о назначении (об отказе в назначении) компенсации принимается в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимы документами в журнале по форме согласно приложению № 16 к настоящему Порядку. Право на социальную поддержку в виде компенсации расходов на изготовление и (или) ремонт зубных протезов имеют граждане, состоящие на учете в Департаменте по следующим льготным категориям:
- лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- участники войны, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- участники войны, статус которым установлен в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Автономной Республики Крым до 21 февраля 2014 г.;
- бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей (жертвы нацистских преследований);
- члены семей погибших (умерших, пропавших без вести) военнослужащих, партизан и других лиц из числа детей, которые не имеют и не имели своих семей, и детей, оба родителя которых погибли или пропали без вести, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников боевых действий, участников войны и других лиц, имевших право на льготы в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, на которых не распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» и Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 421-ФЗ «Об особенностях правового урегулирования отношений связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- неработающие инвалиды 1,2 групп;
- дети-инвалиды.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ;
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
4) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ;
5) компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим;
6) первоочередная установка квартирного телефона;
7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, иервоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;
8) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ;
10) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно- ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
11) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
12) - 15) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ;
16) преимущественное пользование всеми видами услуг организаций связи, организаций культуры и физкультурно-спортивных организаций, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;
17) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;
18) утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ.
Как следует из вышеуказанных положений Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ и нормативного акта Администрации города Ялты Республики Крым от 22 апреля 2021 г. № 1040-п, в набор социальных услуг ветерана боевых действий не входит обеспечение зубными протезами на федеральном и региональном уровне.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий Департамента в части отказа в назначении компенсации расходов на изготовление и (или) ремонт зубных протезов; возложении обязанности на Департамент назначить выплату компенсации расходов на изготовление и ремонт зубных протезов, исходя из поданного заявления от 11 июня 2021 г. № 2585.
Разрешая требования [СКРЫТО] В.И. о признании незаконными действий Департамента в части выдачи направления на оказание бесплатной правовой помощи от 15 октября 2018 г. № 67, суд первой инстанции исходил из того, что Порядок выдачи направлений на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 8 июля 2015 г. № 390.
15 октября 2018 г. Департаментом социальной политики администрации города Ялты Республики Крым выдано направление № 67 на оказание бесплатной правовой помощи [СКРЫТО] В.И.
Вместе с тем, постановлением Совета министров Республики Крым от 26 июня 2018 г. № 305 постановление Совета министров Республики Крым от 8 июля 2015 г. № 390 признано утратившим силу.
При таких обстоятельствах, выданное Департаментом направление № 67 на оказание бесплатной юридической помощи гражданам от 15 октября 2018 г. является недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика 50000 рублей в счет компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Учитывая, что причинение морального вреда истец обосновывает тем, что он введен в заблуждение сотрудниками Департамента, поскольку ему не была положена бесплатная правовая помощь, и он вынужден был нести расходы, связанные с рассмотрением дела в суде, то есть, связывает с нарушением его имущественных интересов, тогда как действующим законодательством, регулирующим вопросы социального обеспечения граждан Российской Федерации, ответственность Департамента в виде компенсации морального вреда за нарушение социальных прав не предусмотрена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что положения ст. ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, то они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ; нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции истца при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 9 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 марта 2022 года
Судьи: