Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 31.01.2022 |
Дата решения | 17.03.2022 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Мотина Ирина Ивановна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 2a72f121-3a05-32d6-a7de-00b44b7e5ee8 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-1961/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Короткова Л.М.
91RS0012-01-2021-004143-68
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи И.И. Мотиной
судей А.М. Синани, Н.Н. Заболотной
при секретаре М.С. Андрейченко
рассмотрела 17 марта 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Лилии [СКРЫТО] к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о включении в специальный стаж периода, о назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец [СКРЫТО] Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, являющемуся правопреемником УПФР в г. Керчи Республики Крым. С учетом уточнения иска просила суд о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии от 02.08.2021года, о включении в специальный стаж периодов работы с 06.04.1988 года по 01.09.1988 года в детском комбинате № 24 ОАО «Судостроительный завод «Залив», с 01.09.1988 года по 22.06.1990 года период обучения в Оренбургском музыкальном училище, с 03.07.1989 года по 22.08.1989 года в должности пионервожатой в пионерлагере «Корабел», с 29.08.1990 года по 30.09.1990 года в должности аккомпаниатора в школе № 12 в г. Керчи, с 01.10.1990 года по 31.12.1992 года в должности концертмейстера в средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств, с 01.01.1993 года по 14.08.1995 года в должности концертмейстера в Учебно- воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств», за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, с 15.08.1995 года по 22.07.2002 года в должности преподавателя по классу фортепиано, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, с 23.07.2002 года по 13.01.2005 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернате-лицее искусств, с 14.01.2005 года по 11.04.2005 года в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернате-лицее искусств, с 12.04.2005 года по 16.05.2011 года в должности преподавателя по классу фортепиано, с 17.05.2011 года по 23.06.2014 года в « Керченский республиканский учебно-воспитательный комплекс-интернат- лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым», с 24.06.2014 года по 31.12.2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым «Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств», с 01.01.2015 года по 31.08.2016 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым «Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-линей искусств», с 01.09.2016 года по 14.11.2019 года в должности педагога дополнительного образования (по классу фортепиано), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.06.2006 года по 24.06.2006 года, с 06.06.2011 года по 17.06.2011 года, с 09.06.2016 года по 13.06.2016 года, с 16.06.2016 года по 20.06.2016 года, с 23.06.2016 года по 24.06.2016 года, 03.06.2019 года, с 05.06.2019 года по 07.06.2019 года, с 10.06.2019 года по 11.06.2019 года, с 13.06.2019 года по 14.06.2019 года, c 18.06.2019 года по 19.06.2019 года, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 06 октября 1992 года, о включении в специальный стаж нерабочих праздничных дней, установленных на территории Республики Крым, 18 марта 2018 года, 09 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 28 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 16 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, о назначении досрочной страховой пенсии с 15.11.2019 года.
В обоснование требований указала, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, ответчик отказал в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Истец считает отказа незаконным, в связи с этим обратился в суд.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года иск [СКРЫТО] Л.А. удовлетворен частично.
Суд включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 06.04.1988 года по 01.09.1988 года в детском комбинате № 24 ОАО «Судостроительный завод «Залив», с 01.09.1988 года по 22.06.1990 года период обучения в Оренбургском музыкальном училище, с 03.07.1989 года по 22.08.1989 года в должности пионервожатой в пионерлагере «Корабел», с 29.08.1990 года по 30.09.1990 года в должности аккомпаниатора в школе № 12 в г. Керчи, с 01.10.1990 года по 31.12.1992 года в должности концертмейстера в средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств, с 01.01.1993 года по 14.08.1995 года в должности концертмейстера в Учебно- воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств», за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, с 15.08.1995 года по 22.07.2002 года в должности преподавателя по классу фортепиано, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, с 23.07.2002 года по 13.01.2005 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернате-лицее искусств, с 14.01.2005 года по 11.04.2005 года в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернате-лицее искусств, с 12.04.2005 года по 16.05.2011 года в должности преподавателя по классу фортепиано, с 17.05.2011 года по 23.06.2014 года в « Керченский республиканский учебно-воспитательный комплекс-интернат- лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым», с 24.06.2014 года по 31.12.2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым «Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств», с 01.01.2015 года по 31.08.2016 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым « Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-линей искусств», с 01.09.2016 года по 14.11.2019 года в должности педагога дополнительного образования (по классу фортепиано), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.06.2006 года по 24.06.2006 года, с 06.06.2011 года по 17.06.2011 года, с 09.06.2016 года по 13.06.2016 года, с 16.06.2016 года по 20.06.2016 года, с 23.06.2016 года по 24.06.2016 года, 03.06.2019 года, с 05.06.2019 года по 07.06.2019 года, с 10.06.2019 года по 11.06.2019 года, с 13.06.2019 года по 14.06.2019 года, c 18.06.2019 года по 19.06.2019 года, период в отпуске по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 06 октября 1992 года, нерабочие праздничные дни на территории Республики Крым 18 марта 2018 года, 09 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 28 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 16 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, а также суд обязал ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 15.11.2019 года.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец [СКРЫТО] Л.А. в судебном заседании участия не принимала, была уведомлена надлежащим образом о дате судебного заседания, причину неявки не сообщила.
Представитель ответчика Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав судью–докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2019 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] Л.А. 15.11.2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в соответствии с п. 19 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Керчи Республики Крым от 16.12.2019 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности.
Согласно отказу ответчика у истца отсутствует специальный стаж. При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчик не включил период работы в должности воспитателя с 06.04.1988 года по 01.09.1988 года в Детском комбинате № 24 ОАО «Судостроительный завод «Залив», поскольку наименование учреждения не предусмотрено списком № 781, не был включен период работы в должности пионервожатой в пионерлагере «Корабелл» с 03.07.1989 года по 22.08.1989 года, период обучения в Оренбургском музыкальном училище с 01.09.1988 года по 22.06.1990 года, поскольку обучению не предшествовал период работы до обучения по профессии и после обучения.
Так же ответчик отказал во включении в специальный стаж периодов работы в должности аккомпаниатора с 26.08.1990 года по 30.09.1990 года в школе № 12 в г. Керчи, с 01.10.1990 года по 31.12.1992 года в должности концертмейстера в средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств, с 01.01.1993 года по 14.08.1995 года в должности концертмейстера в Учебно-воспитательном комплексе-интернат «Лицей искусств», период работы с 15.08.1995 года по 22.07.2002 года, с 23.07.2002 года по 13.01.2005 года в должности преподавателя по классу фортепиано, поскольку должность аккомпаниатор и концертмейстер, а также наименование учреждения Учебно-воспитательный комплекс- интернат «Лицей искусств» не предусмотрено Списком № 781. Так же было отказано во включении в специальный стаж период работы пионервожатой в пионерском лагере «Корабел» Судостроительного завода «Залив», поскольку наименование учреждения – пионерский лагерь, не соответствует названию предприятия в печати, которой заверена данная запись в трудовой книжке. Кроме того, должность пионервожатый не предусмотрена Списком № 781.
Периоды работы с 14.01.2005 года по 11.04.2005 года, с 12.04.2005 года по 16.05.2011 года, с 17.05.2011 года по 23.06.2014 года, с 24.06.2014 года по 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по 31.08.2016 года, с 01.09.2016 года по 14.11.2019 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно- воспитательном комплексе -интернате-лицее искусств Министерства образования науки Автономной Республики Крым, также не были включены ответчиком в специальный стаж, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком № 781.
Также решением ответчика из специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.06.2006 года по 24.06.2006 года, с 06.06.2011 года по 17.06.2011 года, с 09.06.2016 года по 13.06.2016 года, с 16.06.2016 года по 20.06.2016 года, с 23.06.2016 года по 24.06.2016 года, 03.06.2019 года, с 05.06.2019 года по 07.06.2019 года, с 10.06.2019 года по 11.06.2019 года, с 13.06.2019 года по 14.06.2019 года, c 18.06.2019 года по 19.06.2019 года, период в отпуске по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 06 октября 1992 года, нерабочие праздничные дни на территории Республики Крым 18 марта 2018 года, 09 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 28 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 16 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, поскольку включение указанных периодов не предусмотрено действующим законодательством.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ пенсионного органа в части включении в специальный стаж периодов работы [СКРЫТО] Л. А. в детском комбинате № 24 ОАО «Судостроительный завод «Залив» с 06.04.1988 года по 01.09.1988 года.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 г «Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Согласно записи в трудовой книжке серии БТ-I № от 10.04.1988 года, [СКРЫТО] Л.А. (ФИО15) с 06.04.1988 года по 01.09.1988 года работала в детском комбинате № «Судостроительный завод «Залив» в должности воспитателя (л.д.16).
Из исторической справки № от 14.08.2018 года, выданной ОАО «Судостроительный завод «Залив», следует о переименовании завода и о наличии детских дошкольных учреждений на балансе данного завода (л.д.51).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В пункте 4 раздела "Наименование учреждений и организаций" Перечня учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады.
В пункте 2 примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, содержал наименование учреждений "все типы детских дошкольных учреждений".
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 г. N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", действовавшего до 3 февраля 2020 г., было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
Действовавшим в спорный период работы истца в детском саду комбинате классификаторе "Отрасли народного хозяйства" (утвержден 01.01.1976 и утратил силу 01.01.2003) содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.
Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, наименование учреждения «детский комбинат» соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «детский сад», следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения пенсии досрочно, может осуществляться в детских садах комбинатах.
В соответствии с пунктами 3, 4 Временного положения о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 08.03.1960 N 327, ясли-сады организуются районными, городскими отделами народного образования, промышленными предприятиями, учреждениями, совхозами и другими организациями, а также колхозами.
Ясли-сады независимо от их принадлежности должны быть зарегистрированы в соответствующих районных или городских отделах народного образования.
Руководство и контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью яслей-садов осуществляется администрацией предприятий или учреждений, совхозов, правлениями колхозов, в ведении которых они находятся.
Руководство и контроль за педагогической работой осуществляется районными, городскими отделами народного образования во всех яслях-садах независимо от их принадлежности.
Контроль за лечебно-профилактическим обслуживанием детей во всех яслях-садах независимо от их принадлежности осуществляется соответствующими органами здравоохранения.
Исходя из приведенных нормативных положений, в спорный период работы истца в детском комбинате допускалась организация детских дошкольных учреждений предприятиями, которые осуществляли руководство и контроль за их хозяйственно-финансовой деятельностью. Соответственно, согласно вышеприведенного нормативно-правового регулирования работа в детском дошкольном учреждении давала права на пенсию за выслугу лет независимо от ведомственной принадлежности такого учреждения.
Следовательно, период работы истца с 06.04.1988 года по 01.09.1988 года в должности воспитателя детского комбината № «Судостроительный завод «Залив» подлежит включению специальный стаж работы.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж период работы [СКРЫТО] Л.А. в должности пионервожатой в пионерском лагере «Корабелл» Судостроительного завода «Залив» им. ФИО12 с 03.07.1989 года по 22.08.1989 года по следующим основаниям.
Данный период работы подтвержден справкой № от 17.08.2018 года, выданной ОАО «Судостроительный завод «Залив».
Ответчик не включил данный период работы ни в специальный стаж, ни в общий стаж в связи с тем, что Списком № 781 должность пионервожатого не предусмотрена.
Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года, предусматривались должности старшего и отрядного пионерского вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется "Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом".
Согласно записям в трудовой книжке [СКРЫТО] Л.А. работала пионервожатой с 03.07.1989 года и по 22.08.1989 года, то есть в период, когда действующее законодательство предусматривало включение в специальный стаж работу в должности пионервожатой.
Таким образом, [СКРЫТО] Л.А. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы ответчика о том, что данный период не подлежит включению в стаж в связи с тем, что запись об увольнении из пионерского лагеря «Корабелл» заверена печатью, в которой указано другое наименование учреждения - Судостроительный завод «Залив» им. ФИО12, судебная коллегия отклоняет, так как учитывая ведомственную принадлежность пионерского лагеря «Корабелл» Судостроительному заводу «Залив» им. ФИО12, запись в трудовой книжке о работе в период с 03.07.1989 года по 22.08.1989 года сделана соответствующей организацией.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части включения в специальный стаж периодов работы [СКРЫТО] Л.А. с 26 августа 1990 года по 30 сентября 1990 года в должности аккомпаниатора в школе № <адрес>, периода работы с 01 октября 1990 года по 31 декабря 1992 года в должности концертмейстера в средней общеобразовательной школе-интернате-лицее искусств, периода работы с 01 января 1993 года но 14 августа 1995 года в должности концертмейстера в учебно-воспитательном комплексе –интернате «Лицей искусств», исходя из следующего.
Наименование учреждений дополнительного образования детей и должностей, работа в которых подлежит включению в специальный страховой стаж, поименованы в пункте 2 Списка от 29.10.2002 N 781.
Между тем, в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г., а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, отсутствуют наименования должностей аккомпаниатор и концертмейстер.
Так же судебная коллегия учитывает, что данные периоды работы [СКРЫТО] Л.А. выполняла, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» и Перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993года № 909 предусмотрено, что право на пенсию по выслуге лет имеют, в частности, работники образования независимо от возраста при наличия специального стажа работы 25 лет в соответствующих учебных заведениях любой формы собственности или ведомственной принадлежности. Исчерпывающий перечень должностей в соответствующих учебных заведениях, пребывание на которых засчитывается в стаж работы, которая дает право на пенсию по выслуге лет, представлен в разделе «1.Образование» Перечня, где должность аккомпаниатора и концертмейстера не предусмотрена.
Так же ошибочными являются выводы суда о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности в должностях аккомпаниатора и концертмейстера должности педагога дополнительного образования.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования. Затем должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, а также в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, то есть имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 г. были предусмотрены должности аккомпаниатора, концертмейстера, педагога-организатора, руководителя кружка (коллектива). Приказ Минобразования РФ от 25 января 1993 г. N 21, которым должности руководителей кружков были переименованы в должности педагогов дополнительного образования, не относится к должностям аккомпаниатора и концертмейстера, так как эти должности в должности педагогов дополнительного образования данным приказом не переименовывались.
В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятом постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. также предусмотрена самостоятельная должность "концертмейстер", «аккомпаниатор», сохранена должность "педагог-организатор" и введена новая должность "педагог дополнительного образования".
Постановление Минтруда РФ от 11 ноября 1992 г. N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации" также предусматривает самостоятельные должности "концертмейстер" и "педагог дополнительного образования". Данные должности отличаются по своим должностным характеристикам.
Должности аккомпаниатор и концертмейстер являются самостоятельными, переименований в должность "педагог дополнительного образования" никогда не происходило. Эти должности предусмотрены Единым тарифно-квалификационным справочником и при этом никогда не включались в специальный список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
В связи с этим период работы [СКРЫТО] Л.А. в должности аккомпаниатора с 29.08.1990 года по 30.09.1990 года, в должности концертмейстера с 01.10.1990 года по 31.12.1992 года и с 01.10.1993 года по 14.08.1995 года не подлежит включению в специальный стаж.
Решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесение нового решения об отказе в удовлетворении требования.
Также подлежит отмене решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периода обучения в Оренбургском музыкальном училище с 01.09.1988 года по 22.06.1990 года с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывается, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из указанной нормы следует, что включение в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении возможно при соблюдении двух условий: факта работы в педагогических должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным указанным Постановлением, непосредственно до обучения, а также после завершения обучения.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 01 октября 1993 года.
Действующее пенсионное законодательство, а именно Федеральный закон "О страховых пенсиях", а также применяемые в целях досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Л.А. поступила в Оренбургское музыкальное училище в 1985 году и окончила его 18.06.1990 года (л.д.55 оборот). Трудовая деятельность [СКРЫТО] Л.А. началась 06.04.1988 года, следовательно, периоду обучения в училище педагогическая деятельность не предшествовала.
В связи с вышеизложенным, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения данного требования
Относительно включения в специальный стаж периода работы с 15.08.1995 года по 22.07.2002 года в должности преподавателя по классу фортепиано, в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно- воспитательном комплексе-интернате-лицее искусств, с 14.01.2005 года по 11.04.2005 года в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернате-лицее искусств, с 12.04.2005 года по 16.05.2011 года в должности преподавателя по классу фортепиано, с 17.05.2011 года по 23.06.2014 года в « Керченский республиканский учебно-воспитательный комплекс-интернат- лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым», с 24.06.2014 года по 31.12.2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым «Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств», судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об удовлетворении данного требования.
Данный период педагогической деятельности подтверждается справкой № от 03.12.2019 года, выданной ГБОУ Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат–лицей искусств», уточняющей периоды работы, необходимые для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Из исторической справки № от 02.12.2015 года следует, что школа интернат № <адрес> с 15.08.1990 года была переименована в Среднеобщеобразовательную школу-интернат-лицей искусств, затем в результате неоднократного переименования создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».
Согласно предоставленных в материалы дела Уставов данного учебного заведения, основным предметом деятельности образовательного учреждения была реализация общеобразовательных программ основного общего и среднего образования и музыкально-эстетического воспитания.
В данном образовательном учреждении реализуются основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы музыкально- хореографического образования.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что данное учреждение является образовательным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, действовавшим на дату оценки пенсионных прав истца, утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно пункту 1.1 раздела "Наименование учреждений" право на досрочное пенсионное обеспечение установлено для педагогических работников, работающих в образовательных учреждениях: школах всех наименований, лицеев, гимназий, центров образования.
В связи с этим, доводы ответчика о том, что наименование образовательного учреждения не предусмотрено Списком, судебная коллегия отклоняет.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Из справки № от 03.12.2019 года, уточняющей периоды работы необходимые для назначения досрочной страховой пенсии, выданной ГБОУ Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс интернат-лицей искусств» истец с 1997 года выполняет норму педагогической нагрузки более чем на одну ставку.
При этом, законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым до 01.01.2015 года, не предусматривало нормирование педагогической нагрузки и необходимость выработки полной ставки, а лишь предусматривало занятие должностей, предусмотренных Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 №909, а также не предусматривало условий, указанных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. В связи с этим истец, работая в указанные периоды в вышеуказанных должностях, предполагала получение льготы, а именно досрочный выход на пенсию после отработки положенного для этого количества лет.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
С учетом вышеназванных норм закона, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика включить в специальный стаж период работы истца с 15.08.1995 года по 22.07.2002 года преподавателем по классу фортепиано в учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств», период работы с 23.07.2002 года по 13.01.2015 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств», период работы с 14.01.2005 года по 11.04.2005года, с 17.05.2011года по 23.06.2014 года, с 24.06.2014 года по 31.12.2014 года преподавателем по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе интернате-лицее искусств.
В тоже время суд не учел, что в указанные периоды не подлежат включению дни отпуска без сохранения заработной платы, указанных в справке №№ от 03.12.2019 года, выданной ГБОУ Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат–лицей искусств».
Согласно данной справке периодами отпуска без сохранения заработной платы являются с 29.07.1997 года по 31.07.1997 года, с 29.07.1998 года по 31.07.1998 года, с 01.08.1998 года по 17.08.1998 года, с19.02.2002 года по 23.02.2002 года, с 25.02.2002 года по 01.03.2002 года, 22.03.2005 года, с 13.03.2006 года по 22.03.2006 года, с 07.05.2007 года по 21.05.2007 года, с 09.12.2008 года по 15.12.2008 года, с 04.08.2010года 17.08.2010 года, 27.08.2012года, с 16.12.2013 года по 28.12.2013 года.
Действующее законодательство не предусматривает включение в стаж работы периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, следовательно, эти периоды должны быть исключены из подсчета специального стажа.
В связи с этим решением суда в указанной части подлежит изменению, с указанием дней отпуска без сохранения заработной платы не подлежащих включению в специальный стаж в период выполнения работы в должности преподавателя по классу фортепиано в ГБОУ Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс - интернат–лицей искусств» с 15.08.1995 года по 31.12.2014 года.
Так же, по мнению судебной коллегии, периоды работы истца с 01.01.2015 года по 31.08.2016 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым «Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-линей искусств» и с 01.09.2016 года по 14.11.2019 года в должности педагога дополнительного образования (по классу фортепиано) не подлежат включению в специальный стаж, так как с 01.01.2015 года на территории Республики Крым действует Российское законодательство, которое предусматривает особенности включения в специальный стаж периодов работы в учреждениях дополнительного образования.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" от 01 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 01 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В соответствии с Уставом ГБОУ Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств» в данном образовательном учреждении реализуются основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы музыкально- хореографического образования (п.2.6 Устава). В образовательном учреждении реализуются программы по предметам музыкально-хореографического цикла, разработанные на основе типовых программ для детских музыкальных школ и школ искусств (2.6.1, 2.6.2, 2.6.3, 2.6.4).
Согласно п.1.5 Устава учреждение является бюджетным, общеобразовательным, вид учреждения – учебно-воспитательный комплекс–интернат-лицей искусств для одаренных детей. В структуру входит дошкольное отделение, общеобразовательная школа, музыкально-хореографическое отделение. Основными задачами образовательного учреждения являются создание условий для усвоения обучающимися общеобразовательных программ, предоставление возможности профильного образования, предоставление возможности дополнительного образования (п.1.8 Устава).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия пришла выводу, что [СКРЫТО] Л.А. осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении в должности педагога дополнительного образования.
Учитывая, что в Республике Крым с 01.01.2015 года применяется законодательство Российской Федерации, а также учитывая отсутствие на 01.01.2001 года у [СКРЫТО] Л.А. специального стажа работы не менее 16 лет 8 месяцев, судебная коллегия пришла к выводу о том, что данные период работы включению в специальный стаж не подлежит. Суд первой инстанции удовлетворил данные требования истца без учета вышеуказанных норм материального права, в связи с этим решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Рассматривая вопрос о включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 12.06.2006 года по 24.06.2006года, с 06.06.2011года по 17.06.2011года, с 09 июня 2016 года по 13 июня 2016 года, с 16 июня 2016 года по 20 июня 2016 года, с 23 июня 2016 года по 24 июня 2016 года, 03 июня 2019 года, с 05 июня 2019 года по 07 июня 2019 года, с 10 июня 2019 года по 11 июня 2019 года, с 13 июня 2019 года по 14 июня 2019 года, с 18 июня 2019 года по 19 июня 2019 года на период работы с 01.01.2015 года по 31.08.2016 года и 01.09.2016 года по 14.11.2019 года судебная коллегия частично согласилась с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Обязанность по прохождению курсов повышения квалификации была предусмотрена абзацем 5 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013, а после этой даты - ст. ст. 46, 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, поэтому он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Материалами дела подтверждается, что [СКРЫТО] Л.А. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью, за данные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата.
В связи с этим время прохождение обучения на курсах должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
Курсы повышения квалификации с 12.06.2006 года по 24.06.2006 года, с 06.06.2011 года по 17.06.2011 года имели место в период работы истца преподавателем по классу фортепиано и педагогом дополнительного образования в Керченском Республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернат «Лицей искусств». Данные периоды работы были включены судом в специальный стаж, следовательно, курсы повышения квалификации с 12.06.2006 года по 24.06.2006 года, с 06.06.2011 года по 17.06.2011 года также подлежат включению в специальный стаж. При этом следует учесть, что данные периоды курсов повышения квалификации уже вошли в периоды работы, следовательно, нет необходимости дважды включать курсы повышения квалификации в специальный стаж.
В связи с этим следует изменить решение суда первой инстанции, указав на обязанность ответчика по включению в специальный стаж указанных периодов работы с учетом периодов прохождения курсов повышения квалификации с 12.06.2006 года по 24.06.2006 года, с 06.06.2011 года по 17.06.2011 года.
В тоже время, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, приходящиеся на период работы истца с 01.01.2015 года по 31.08.2016 года и 01.09.2016 года по 14.11.2019 года в должности педагога дополнительного образования в ГБОУ РК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств», не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку данные периоды работы в специальный стаж не включены.
В связи с этим решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 09 июня 2016 года по 13 июня 2016 года, с 16 июня 2016 года по 20 июня 2016 года, с 23 июня 2016 года по 24 июня 2016 года, 03 июня 2019 года, с 05 июня 2019 года по 07 июня 2019 года, с 10 июня 2019 года по 11 июня 2019 года, с 13 июня 2019 года по 14 июня 2019 года, с 18 июня 2019 года по 19 июня 2019 года на период работы с 01.01.2015 года по 31.08.2016 года и 01.09.2016 года по 14.11.2019 года подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования.
По этим же основаниям не подлежат включению в специальный стаж [СКРЫТО] Л.А. нерабочие праздничные дни на территории Республики Крым - 18 марта 2018 года, 09 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 28 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 16 июня 2019 года, 12 августа 2019 года.
В указанной части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж периода нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 31.12.1994года, в отпуске по уходу за ребенком до 6-ти лет с 17.02.1995 года по 14.08.1995года, суд первой инстанции исходил из действующего в период спорных правоотношений законодательства Украины, а именно статей 179, 181 Кодекса законов о труде Украины, Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 г. N 1788 - XII, которыми предусмотрено, что время ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, и отпуска по уходу за ребенком, нуждающемся в медицинском уходе, не более как до достижения ребенком 6-ти лет, засчитывается как в общий, так и в стаж работы по специальности.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права.
В силу положений части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающая, что с 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела, [СКРЫТО] Л.А. в связи с рождением ребенка (Бадера Алексея 31.12.1991 года) находилась в отпуске по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 31.12.1994 года, в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет по медицинским показаниям с 17.02.1995 года по 14.08.1995 года.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с ч. 5 ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Согласно ч. 3 ст. 167 КЗоТ РСФСР (действовавшей с 06.10.1992 г. до 01.02.2002 г.) отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1) с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по уходу за ребенком в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами, установив, что отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истцу до 06.10.1992 года, суд пришел к выводу о наличии оснований для их включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
В тоже время отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж в том случае, если период работы, в котором эти отпуска предоставлялись, также был включен в специальный стаж.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения в части включения в специальный стаж периодов работы с 01.10.1990 года по 31.12.1992 года, с 01.10.1993 года по 14. 08.1995 года, в котором предоставлялись указанные отпуска, следовательно, требования о включении в специальный стаж отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, удовлетворению не подлежат.
Отпуск по уходу за ребенком до шести лет по медицинским показаниям, законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
В связи с этим решение суда первой инстанции об удовлетворении требований о включении в специальный стаж отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и отпуска по уходу за ребенком до шести лет по медицинским показаниям, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Определяя дату возникновения права на назначение досрочной пенсии, судебная коллегия пришла к следующим вводам.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Принимая во внимание изменения решения суда первой инстанции, которые принял суд апелляционной инстанции, продолжительность специального стажа на 14.11.209 года составила 19 лет 09 месяцев 00 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии.
В связи с этим решение суда в части удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] Л.А. о возложении обязанности на ответчика по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 15.11.2019 года подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.
В остальной части решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Остальные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года отменить в части удовлетворения требований о признании незаконным отказа Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в назначении досрочной страховой пенсии с 16 декабря 2019 года;
в части возложения обязанности на Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым по назначению досрочной страховой пенсии [СКРЫТО] Лилии [СКРЫТО] с 15 ноября 2019 года;
в части включения в специальный стаж периодов работы с 29 августа 1990 года по 30 сентября 1990 года, с 01 октября 1990 года по 31 декабря 1992 года, с 01 октября 1993 года по 14 августа 1995 года, с 01 января 2015 года по 31 августа 2016 года, с 01 сентября 2016 года по 14 ноября 2019 года;
в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 09 июня 2016 года по 13 июня 2016 года, с 16 июня 2016 года по 20 июня 2016 года, с 23 июня 2016 года по 24 июня 2016 года, 03 июня 2019 года, с 05 июня 2019 года по 07 июня 2019 года, с 10 июня 2019 года по 11 июня 2019 года, с 13 июня 2019 года по 14 июня 2019 года, с 18 июня 2019 года по 19 июня 2019 года;
в части включения в специальный стаж отпуска по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, отпуска по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 06 октября 1992 года;
в части включения в специальный стаж нерабочих праздничных дней на территории Республики Крым 18 марта 2018 года, 09 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 28 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 16 июня 2019 года, 12 августа 2019 года,
в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года в части включения в специальный стаж [СКРЫТО] Лилии [СКРЫТО] периода работы в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым «Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-линей искусств» в должности преподавателя по классу фортепиано с 15 августа 1995 года по 31 декабря 2014 года, изменить, возложив обязанность на Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым по включению в специальный стаж периода работы с 15 августа 1995 года по 31 декабря 2014 года без учета дней отпуска без сохранения заработной платы - с 29.07.1997 года по 31.07.1997 года, с 29.07.1998 года по 31.07.1998 года, с 01.08.1998 года по 17.08.1998 года, с19.02.2002 года по 23.02.2002 года, с 25.02.2002 года по 01.03.2002 года, 22.03.2005 года, с 13.03.2006 года по 22.03.2006 года, с 07.05.2007 года по 21.05.2007 года, с 09.12.2008 года по 15.12.2008 года, с 04.08.2010года 17.08.2010 года, 27.08.2012года, с 16.12.2013 года по 28.12.2013 года.
В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи А.М. Синани
Н.Н. Заболотная