Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 31.01.2022 |
Дата решения | 22.02.2022 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Синани Александр Михайлович |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 7aa2df98-388b-3211-9f2d-2180f92c65c2 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 февраля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Подлесной И.А.,
Чистяковой Т.И.,
при секретаре Никифорове О.В.,
с участием представителя истца Сербина О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску [СКРЫТО] Юрия [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 ноября 2021 года,
у с т а н о в и л а:
в августе 2021 года [СКРЫТО] Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что 15.04.2021 он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 07.06.2021 ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии но старости в связи с недостаточностью стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 - 7 лет 6 месяцев, учтенный льготный стаж составил 06 лет 06 месяцев 26 дней. В специальный стаж не зачтены спорные периоды, поскольку фактически отработанные часы за месяц составляли менее 160, что не соответствует нормам рабочего времени за полный рабочий день, кроме того имело место исполнение гособязанностей. Однако, время выполнения [СКРЫТО] Ю.А. работы в условиях труда, предусмотренных Списками № 2, в соответствии с правилами исчисления периодов работы, составляло не менее 80% рабочего времени. Кроме того, за все время выполнения гособязанностей за [СКРЫТО] Ю.А. сохранялось место работы и средний заработок. Таким образом, часть спорных периодов подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке, а часть периодов - по фактически отработанному времени. Истец не согласен с исключением из общего стажа периода работы в должности автослесаря 2-го разряда в фирме <данные изъяты>» с 09.06.1994 по 15.06.1995 в связи с исправлением в дате приказа о принятии на работу и отсутствием архивных справок, поскольку ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек возлагается на работодателя. Указывает об отсутствии оснований для непринятия архивной справки о заработной плате № 2112/2/07-02 в связи с не указанием в ней денежной единицы, поскольку данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общеизвестной. Уточнив исковые требования, просил признать решение от 07 июня 2021 года незаконным, обязать ответчика включить в льготный стаж следующие периоды работы в качестве машиниста стеклоформующих машин оператора стеклоформующих машин в цеху производства стеклотары на Керченском заводе стеклоизделий им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции:
- с 19.12.1987 по 31.12.1987; с 01.07.1989 по 31.07.1989; с 10.08.198 по 31.08.1989; с 01.10.1989 по 30.11.1989; с 01.08.1991 по 31.08.1991; с 20.10.1991 по 31.10.1991; с 01.08.1992 по 02.08.1992; с 11.08.1992 по 31.08.1992;, с 15.09.1992 по 30.09.1992; с 17.12.1992 по 31.12.1992; с 01.03.1993 по 31.03.1993; с 20.07.1993 по 31.07.1993; с 19.08.1993 по 31.08.1993; в период с 01.09.1989 по 30.09.1989 - 10 дней; в период е 01.12.1989 но 31.12.1989 - 13 дней; в период c 01.05.1990 по 31.05.1990 - 10 дней; в период с 01.03.1992 по 31.03.1992 - 21 день; в период с 01.01.1993 по 28.01.1993 - 3 дня;
-включить в общий стаж период работы в должности автослесаря 2-го разряда в фирме <данные изъяты>» с 09.06.1994 по 15.06.1995;
-обязать ответчика принять архивную справку о заработной плате, выданную 14.09.2020 за № 2112/2/07-02 МКУ «Муниципальный архив г. Керчи» в следующих денежных единицах: за период с апреля 1992 года по октябрь 1992 года в купонах, с ноября 1992 года по июнь 1994 года в украинских карбованцах;
-признать за [СКРЫТО] Ю.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 и обязать ответчика назначить и выплатить досрочную пенсию на льготных условиях с 15 апреля 2021 года.
Определением суда первой инстанции от 20.10.2021 произведена замена ответчика по делу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи правопреемником - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 19 ноября 2021 года признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 07 июня 2021 года об отказе [СКРЫТО] Ю.А. в назначении страховой пенсии по старости по Списку № 2 со снижением пенсионного возраста. Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации но Республики Крым обязано включить [СКРЫТО] Ю.А. в льготный стаж следующие периоды работы в качестве машиниста стеклоформующих машин, оператора стеклоформующих машин в цеху производства стеклотары на <данные изъяты>: с 19.11.1987 по 31.12.1987; с 01.07.1989 по 31.07.1989; с 10.08.1989 по 31.08.1989; с 01.10.1989 но 30.11.1989; с 01.08.1991 по 31.08.1991; с 20.10.1991 по 31.10.1991; с 01.08.1992 по 02.08.1992; с 11.08.1992 по 31.08.1992; с 15.09.1992 по 30.09.1992; с 17.12.1992 по 31.12.1992; с 01.03.1993 по 31.03.1993; с 20.07.1993, по 31.07.1993; с 19.08.1993 по 3 1.08.1993; в период с 01.09.1989 по 30.09.1989 - 10 дней; в период с 01.12.1989 по 31.12.1989 - 13 дней; в период с 01.05.1990 по 31.05.1990 - 10 дней; в период с 01.03.1992 по 31.03.1992 - 21 день; в период с 01.01.1993 по 28.01.1993 - 3 дня. Также Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязано принять архивную справку о заработной плате [СКРЫТО] Ю.А., выданную 14.09.2020 № 2112/2/07-02МКУ «<данные изъяты> <адрес> в следующих денежных единицах: за период с апреля 1992 года по октябрь 1992 года в купонах, с ноября 1992 года по июнь 1994 года в украинских карбованцах. Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязано рассмотреть заявление [СКРЫТО] Ю.А. от 15.04.2021 о назначении страховой пенсии с учетом включенных спорных периодов и архивной справки. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Судом установлено, что 15.04.2021 [СКРЫТО] Ю.А. обратился в ГУ-УПФ РФ по г. Керчи РК с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по Списку № 2 с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Керчи РК от 07.06.2021 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого льготного стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 - 07 лет 06 месяцев. Стаж работы истца с тяжелыми условиями труда зачтен продолжительностью 06 лет 06 месяцев 26 дней. Общий стаж работы зачтен продолжительностью 25 лет 02 месяца 04 дня.
Из содержания обжалуемого решения следует, что в льготный стаж работы [СКРЫТО] Ю.А. не включены периоды работы в качестве машиниста стеклоформующих машин, оператора стеклоформующих машин в цеху производства стеклотары на Керченском заводе стеклоизделий им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции: с 19.12.1987 по 31.12.1987, с 10.08.1989 по 31.08.1989, с 01.09.1989 по 31.12.1989, с 01.05.1990 по 31.05.1990, с 20.10.1991 по 31.10.1991, с 01.08.1992 по 02.08.1992, с 11.08.1992 по 31.08.1992, с 15.09.1992 по 30.09.1992, с 17.12.1992 по 28.01.1993, с 20.07.1993 по 31.07.1993, с 19.08.l993 по 31.08.1993 - по причине фактически отработанного времени менее 160 часов, что не соответствует нормам рабочего времени за полный рабочий день; с 01.07.1989 по 31.07.1989, с 01.08.1991 по 31.08.1991, с 01.03.1993 по 31.03.1993 - так как имеются сведения об исполнении гособязанностей; с 01.03.1992 по 31.03.1992, с 17.12.1992 по 28.01.1993 по причине фактически отработанного времени менее 160 часов. Кроме того, в данные периоды имеются сведения о простоях без указания периода.
Удовлетворяя исковые требования [СКРЫТО] Ю.А., суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии законодатель связывает с осуществлением работ с тяжелыми условиями труда в определенных должностях и учреждениях с определенными видами деятельности.
Согласно п.п. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаю Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии но старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнение данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно пп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых даст право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 разделом XVIII «Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий» подразделом 1 «Подготовка шихты, производство всех видов стекла, стеклоизделий и шлакоситтала» пунктом а) «Рабочие» предусмотрены операторы стеклоформующих машин (позиция профессии-2190100а-16049).
Списком № 2, утвержденным постановлением Совета министров СССР oт 22.08.1956 № 1173 разделом XIX «Стекольное и фарфорово-фаянсовое производство» подразделом 9 «Производство зеркал, сортовой, хозяйственной медицинской, тарной посуды и радиоэлектротехнических изделий» предусмотрены машинисты стеклоформующих машин и их помощники, как операторы стеклоформующих машин и их помощники.
Согласно п. 4 Порядка от 31.03.2011 № 258 и в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются па основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, предусмотренных Списками, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно ст. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков производств, работ и профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, и 78.1 Закона РСФСР «О Государственных пенсиях», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсии за выслугу лет, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 (в редакции постановления Минтруда РФ от 01.10.1999 № 36), право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Письмо ПФ РФ от 07.05.2009 № 25-18/4444 «Об исчислении стажа на соответствующих видах работ в условиях сложившейся экономической ситуации» разъясняет, что в соответствии с Правилами исчисления периодов, работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 11.07.2002 № 516 (далее именуются - Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Понятие полного рабочего дня в целях досрочного пенсионного обеспечения изложено в пункте 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени, с включением в него вспомогательных, подготовительных и других работ, указанных в этом пункте. При этом 80 процентов рабочего времени определяется исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, где за 100 процентов учитывается продолжительность ежедневной работы (смены), установленной в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка или в других локальных нормативных актах организации.
В соответствии со ст. 91 ТК РФ, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Аналогичные положения содержались в ранее действующем законодательстве, а именно как в ст. 50 КЗоТ УССР от 10 декабря 1971 года, так и в ст. 42 КЗоТ РСФСР от 09 декабря 1971 года.
Из представленной ответчиком копии пенсионного дела и содержащихся в нем архивных справок об отработанном времени № 2111/1/07-02 и № 2111/2/07-02, с указанием дней/часов, следует, что продолжительность рабочего времени (смены) [СКРЫТО] Ю.Л. составляла 8 часов.
Исходя из того, что 100% продолжительность ежедневной работы (смены) составляла 8 часов, а нормальная продолжительность рабочего времени не могла превышать 40 часов в неделю, что за месяц составляет 160 часов рабочего времени, соответственно выполнение работы не менее 80% рабочего времени составляет не менее 128 часов в месяц.
Однако, в нарушение Правил, а также норм трудового законодательства, периоды, в которых количество отработанного времени истца составляло более 128 часов но менее 160 часов, зачтены ГУ-УПФ РФ по г. Керчи РК не в календарном порядке, а по фактически отработанному времени.
Таким образом, периоды с 19.12.1987 по 31.12.1987 - 13 дней (отработали 144 часа за месяц); с 01.10.1989 но 30.11.1989 - 2 месяца 1 день (отработано с 01.10.1989 по 31.10.1989 144 часа за месяц, а с 01.11.1989 по 30.11.1989 - 136 часов за месяц); с 20.10.1991 по 31.10.1991 - 12 дней (отработано 152 часа за месяц); с 17.12.1992 по 31.12.1992 - 15 дней (отработано 128 часов за месяц); с 20.07.1993 по 31.07.1993 - 12 дней (отработано 152 часа за месяц); с 19.08.1993 по 31.08.1993 - 13 дней (отработано 144 часа за месяц) подлежат включению в льготный стаж [СКРЫТО] Ю.А.
Суд первой инстанции не согласился с решением ГУ-УПФ РФ по г. Керчи РК от 07.05.2021 и в части исключения из льготного стажа истца периодов: 10.08.1989 по 31.08.1989 - 22 дня, с 01.08.1992 по 02.08.1992 - 2 дня; с 11.08.1992 по 31.08.1992 - 21 день, с 15.09.1992 по 30.09.1992 - 16 дней, поскольку в архивных справках и личной карточке [СКРЫТО] Ю.А имеются сведения о его нахождении в ежегодных отпусках.
Так, пенсионным органом за август 1989 года зачтен в льготный стаж истца период с 01.08.1989 по 09.08.1989 исходя из фактически отработанного времени 9 дней/72 часа, период с 10.08.1989 но 31.08.1989 — 22 дня не зачтен, однако в личной карточке [СКРЫТО] Ю.А. имеется отметка о нахождении в отпуске с 14.07.1989 по 14.08.1989, соответственно после выхода из отпуска истцом отработано 9 дней/72 часа, то есть оставшаяся часть месяца, что по количеству часов соответствует выполнению работы не менее 80% рабочего времени в режиме полного рабочего дня.
За август 1992 года и сентябрь 1992 года ответчиком зачтены в льготный стаж истца периоды с 03.08.1992 по 10.08.1992, с 01.09.1992 по 14.09.1992, однако не зачтены периоды с 01.08.1992 но 02.08.1992 - 2 дня, с 11.08.1992 по 31.08.1992 - 21 день, с 15.09.1992 по 30.09.1992 - 16 дней, при этом, согласно архивной справке № 2112/2/07-02 в августе 1992 года получена оплата за отпуск текущего месяца (август 1992 года) и отпуск будущего месяца (сентябрь 1992 года), а в личной карточке [СКРЫТО] Ю.Д. имеется явная ошибка в периоде нахождения в отпуске с 03.08.1992 по 10.08.1992 - а всего 53 дня, из чего суд первой инстанции сделал вывод, что [СКРЫТО] Ю.А. находился в отпуске весь август 1992 года и часть сентября 1992 года, соответственно после выхода из отпуска отработал в сентябре 14 дней/112 часов, то есть оставшуюся часть месяца, что по количеству часов соответствует выполнению работы не менее 80% рабочего времени в режиме полного рабочего дня.
На основании вышеизложенного, периоды: с 10.08.1989 по 31.08.1989 - 22 дня; с 01.08.1992 по 02.08.1992 - 2 дня; с 11.08.1992 по 31.08.1992 - 21 день; с 15.09.1992 но 30.09.1992 - 16 дней включены судом в льготный стаж [СКРЫТО] Ю. Д..
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (ред. от 25.03.2013), периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.
Таким образом, имеются основания включить в льготный стаж на соответствующих видах работ- с тяжелыми условиями работу [СКРЫТО] Ю.А. по фактически отработанному времени в следующие периоды: в период с 01.09.1989 по 30.09.1989 - 10 дней (фактически отработанное время 80 часов; в период с 01.12.1989 по 31.12.1989 13 дней (фактически отработанное время 104 часа); в период с 01.05.1990 по 31.05.1990 - 10 дней (фактически отработанное время 80 часов).
Ответчиком засчитан в льготный стаж истца период выполнения работ в декабре 1992 года с 01.12.1992 по 16.12.1992. При этом в декабре 1992 года, согласно архивной справке № 2112/2/07-02, имел место простой без указания периода, однако [СКРЫТО] Ю.А. отработано 16 дней/129 часов, в связи с чем, указанный период засчитан ответчиком в льготный стаж исходя из фактически отработанного времени. Аналогичные периоды работы [СКРЫТО] Ю.А., в которых имеются сведения о простоях без указания периода, но присутствуют сведения об отработанных часах, по фактически отработанному времени, не зачтены.
В виду отсутствия указания времени простоя в периодах с 01.03.1992 по 31.03.1992 и с 01.01.1993 но 28.01.1993 в архивных документах предприятия, но в связи с наличием сведении о количестве отработанного [СКРЫТО] Ю.А. времени, данные периоды подлежали включению ответчиком в льготный стаж истца по фактически отработанному времени.
Таким образом, суд пришел к выводу о необходимости включения в льготный стаж [СКРЫТО] Ю.А. фактически отработанного времени в периоды: с 01.03.1993 по 31.03.1991 - 21 день (отработано 168 часов) с 01.01.1993 по 28.01.1993 - 3 дня (отработано 24 часа).
Согласно ст. 165 ТК РФ, при исполнении государственных или общественных обязанностей работнику предоставляются гарантии, которые обеспечивают осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений.
Ст. 111 КЗоТ РСФСР предусматривала, что на время выполнения государственных обязанностей, если по действующему законодательству эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Таким образом, в льготный стаж [СКРЫТО] Ю.А. на соответствующих видах работ с тяжелыми условиями судом включены следующие периоды, в которые имело место исполнение гособязанностей: с 01.07.1989 по 31.07.1989 - 1 месяц 1 день; с 01.08.1991 по 31.08.1991 - 1 месяц 1 день; с 01.03.1993 по 31.03.1993 - 1 месяц 1 день.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно ст. 34 которого, с момента вступления в силу настоящего Федерального закона, федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
До вступления в законную силу Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-Ф3 о т 17 декабря 2001 года. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - национальной валюте.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года № 762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине проведена денежная реформа -введение в обращение национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть - копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 100000 карбованцев на 1 гривну.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общеизвестной.
В связи с изложенным суд удовлетворил требования истца о возложении на ответчика обязанности принять к учету в расчет заработка для назначения пенсии архивную справку о заработной плате, выданную 14.09.2020 № 2112/2/07-02 МКУ «Муниципальный архив г. Керчи» в следующих денежных единицах: за период с апреля 1992 года по октябрь 1992 года в купонах, с ноября 1992 года по июнь 1994 года в украинских карбованцах.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в общий трудовой стаж истца периода работы в должности автослесаря 2-го разряда в фирме <данные изъяты>» с 09.06.1994 по 15.06.1995, в зачете которого ответчиком отказано в связи с наличием исправлений в дате приказа о принятии на работу, а также не поступлением документов вышеуказанной организации из Управления архива Администрации Одинцовского городского округа Московской области на запрос пенсионного органа ввиду их отсутствия, суд указал, что согласно заявлению [СКРЫТО] Ю.А. о назначении пенсии от 15.04.2021, им собственноручно указано, что в случае не поступления подтверждающих архивных справок в ГУ-УПФ РФ в г. Керчи но РК относительно работы [СКРЫТО] Ю.А. в <данные изъяты>» - просит стаж не учитывать.
Запрашиваемые документы на запрос ответчика не поступили, также они не содержатся в материалах пенсионного дела и материалах гражданского дела.
С такими выводами суда первой инстанции не в полном объеме соглашается судебная коллегия и считает, что они сделаны с нарушением норм материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 г. № 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.
Так, в специальный стаж [СКРЫТО] Ю.А. ответчиком зачтено 6 лет 6 месяцев 26 дней, судом 11 месяцев 6 дней. Таким образом, суммарно специальный стаж истца составляет 07 лет 6 месяцев 2 дня, в связи с чем, с учетом требований п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013, страховая пенсия истцу могла быть назначена со снижением пенсионного возраста на 3 года, то есть не ранее 03 марта 2021 года, а с учетом ч. 1 ст. 22 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения – 15.04.2021.
Суд первой инстанции не выполнил возложенные на него полномочия и не произвел расчет специального стажа истца с целью определения момента возникновения права на назначение страховой пенсии досрочно.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В п. 46 постановления от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.
При таких обстоятельствах, с учетом социальной защиты истца, решение суда первой инстанции в части понуждения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Ю.А. о назначении страховой пенсии с учетом включенных спорных периодов и архивной справки подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
В остальной части доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 ноября 2021 года в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанности рассмотреть заявление [СКРЫТО] Юрия [СКРЫТО] от 15.04.2021 о назначении страховой пенсии с учетом включенных спорных периодов и архивной справки отменить и принять новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым назначить [СКРЫТО] Юрию [СКРЫТО] досрочно страховую пенсию по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 с 15.04.2021.
В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 ноября 2021 года оставить без изменения.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 24 февраля 2022 года.
Судьи: