Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 20.01.2020 |
Дата решения | 11.02.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Аверина Елена Геннадьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 57d460ac-7884-345a-b471-a472614362c9 |
Судья Староверова А.И. дело № 33-1623/2020
Красноперекопский районный суд
Республики Крым
Гр.дело №2-944/2019
91RS0010-01-2019-001126-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 11 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М и Егоровой Е.С.
при секретаре: Марковой Э.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 5 ноября 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению [СКРЫТО] Нины Аркадьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) об обязании включить в сельский стаж периоды работы и произвести перерасчет пенсии,
установила:
[СКРЫТО] Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) указав, что 5.06.2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении причин, по которым ей не добавили к пенсии 25 % суммы фиксированной выплаты. Решением ответчика, изложенным в ответе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) № 5-9-000115 oт 04.07.2019 года, указано, что истице не включены в сельский стаж периоды ее работы: с 09.12.1999 г. по 16.04.2000 г. в должности старший заправщик в КСП «Днепровский», с 17.04.2000 г. по 30.10.2001 г. в должности старший заправщик в СООО «Днепровский», с 01.11.2001 г. по 17.01.2008 г. в должности старший заправщик в ООО «Днепр агро», с 18.01.2008 г. по 30.04.2011 г. в должности старший заправщик ГСМ в ООО «Днепровский-2006», с 07.09.2011 г. по 18.01.2014 г. в должности старший раздатчик нефтепродуктов в ООО «Днепровский-2006», в связи с чем, ее сельский стаж составил 17 лет 5 месяцев и 9 дней, что не является достаточным для установления указанных выплат. С таким решением ответчика истец не согласна и просила суд признать его незаконным и обязать ответчика включить в сельский стаж указанные выше периоды работы и произвести перерасчет пенсии согласно ч. 14 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2019 года.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 5 ноября 2019 года исковые требования [СКРЫТО] Н.А. удовлетворены в полном объеме. Решение, изложенное в ответе Государственного Учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) № 5-9-000115 от 04.07.2019 года признано незаконным. На Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республике Крым ([СКРЫТО]) возложена обязанность включить [СКРЫТО] Нине Аркадьевне в сельский стаж периоды ее работы: с 09.12.1999 г. по 16.04.2000 г. в должности старший заправщик в КСП «Днепровский», с 17.04.2000 г. по 30.10.2001 г. в должности старший заправщик в СООО «Днепровский», с 01.11.2001 г. по 17.01.2008 г. в должности старший заправщик в ООО «Днепр агро», с 18.01.2008 г. по 30.04.2011 г. в должности старший заправщик ГСМ в ООО «Днепровский-2006», с 07.09.2011 г. по 18.01.2014 г. в должности старший раздатчик нефтепродуктов в ООО «Днепровский-2006» и произвести ей перерасчет пенсии с 01.01.2019 года. Также разрешен вопрос относительно взыскания государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) подало апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе Ответчиком ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, поскольку судом при вынесении решения нарушены нормы материально и процессуального права, дана неправильная оценка юридически значимым обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика изложенную в суде первой инстанции.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного Учреждения–Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) не явился, о месте, дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя. В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного надлежащим образом.
Заслушав докладчика, истца [СКРЫТО] Н.А. и ее представителя Бавбекова З.Р., возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и изучив апелляционную жалобу на основании п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах ее доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018г. N 1441 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности».
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 утвержден список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, среди которых не предусмотрена должность старшего заправщика.
Однако данное обстоятельство не может повлечь отмену судебного решения суда первой инстанции.
Подпунктом «б» пункта 6 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. N 1440, при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», на основании сведений персонифицированного учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что [СКРЫТО] Н.А. является получателем страховой пенсии по старости. 05.06.2019 [СКРЫТО] Н.А. обратилась с заявлением к ответчику за разъяснением о размере выплачиваемой ей страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в связи с наличием стажа работы в сельском хозяйстве продолжительностью более 30 лет. 04.07.2019 года [СКРЫТО] Н.А. получила разъяснение об отказе во включении указанных в иске периодов в сельхоз стаж.
Разрешая спор, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018г. N 1441 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности», суд первой инстанции установил, что в спорные периоды истец осуществляла работы в сельском хозяйстве и имеет стаж продолжительностью более 30 лет.
Судебная коллегия данные выводы суда находит правильными и соответствующими нормам материального и процессуального права.
В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Включая в трудовой стаж истца периоды работы за 1993 год и 2001, 2002 года, суд правомерно исходил из того, что обязанность по надлежащему ведению и заполнению трудовых книжек, лежит на работодателе, который свою обязанность надлежащим образом не исполнил, в связи с чем, истец не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение работодателем своей обязанности по ведению трудовой книжки истца.
Согласно трудовой книжке [СКРЫТО] Т.А., она с 09.09.1976г. по 06.06.1977г., с 20.10.197 г. по 31.10.1979г., с 11.07.1984г. по 31.12.1991г., с 01.01.1992 г. по 19.05.1994 г., в Опытном хозяйстве «Днепровское» с 20.05.1994г. по 08.03.1998 г., в госхозе «Днепровский» с 09.03.1998 г. по 19.08.1999 г., в КСП «Днепровский» с 20.08.1999г. по 08.12.1999г. в должности заведующей центральным складом ГСМ, с 09.12.1999г. по 16.04.2000 г. в должности старший заправщик, в СООО «Днепровский» с 17.04.2000 г. по 30.10.2001 г. в должности старший заправщик, в ООО «Днепр агро» с 01.11.2001 г. по 17.01.2008 г. в должности старший заправщик, в ООО «Днепровский-2006», с 18.01.2008 г. по 30.04.2011 г. в должности старший заправщик ГСМ, с 07.09.2011г по 18.01.2014 г. в должности старший раздатчик нефтепродуктов (л.д. 7-11).
Допрошенные судом первой инстанции свидетели Журбенко А.С. и Кружко Н.В. подтвердили, что работали с истицей в совхозе «Днепровский»: Кружко А.С. с 1990г. по 2014г., а Журбенко А.С. с 1987г. по 2000г. При этом пояснили, что совхоз находился в селе, много раз переименовывался и реорганизовывался. Название должности истицы тоже часто менялось, но трудовые функции все время были одинаковыми, она работала заведующей нефтебазы ГСМ, выдавала солярку сельхоз транспорту, была у них бригадиром. Данные периоды работы свидетелям в сельхоз стаж для установления надбавки учтены пенсионным органом, а факт работы свидетелей в указанные периоды на сельскохозяйственном предприятии в котором работала истец, подтверждены трудовыми книжками, представленными в материалы дела.
В соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 г. N 367, предусмотрена должность Раздатчик нефтепродуктов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 N 1440, вступившим в силу с 14.12.2018, был утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В пункте 4 указанного Списка предусмотрена работа (деятельность) в колхозах, на машино-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г. независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "«рабочих всех наименований»", указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года N 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Статьей ст. 33 Закона СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР» предусмотрено, что колхоз представлял собой одну из форм производственного сельскохозяйственного кооператива. Колхоз был призван, рационально используя закрепленную за ним землю и другие природные ресурсы, наращивать производство продукции растениеводства и животноводства высокого качества с целью удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности - в сельскохозяйственном сырье.
В свою очередь, ссылка стороны ответчика на то, что в трудовой книжке отсутствуют сведения об отрасли сельского хозяйства (растениеводство, животноводство или рыболовство), в которой работала истец, является несостоятельной, поскольку как следует из показаний свидетелей, основным видом деятельности колхозы совхоза «Путь ЛенинаДнепровский», который впоследующем неоднократно переименовался, является растениеводство, животноводство, садоводство.
В силу пункта 5 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за сельский стаж с 01.01.2019 года.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 5 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи