Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 20.01.2020 |
Дата решения | 13.02.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Шестакова Нина Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 1754ee11-7e25-3c7f-8fee-2253fe3eafca |
Судья Дмитриев Т.М. дело №33-1554/2020
91RS0020-01-2019-000467-67 дело №2-392/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2020 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Мотиной И.И. и Подлесной И.А.
при секретаре Лыфарь Л.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Советского районного суда Республики Крым от 14 октября 2019 года по гражданскому делу по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения № от 10.04.2019 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по возрасту, возложении на ответчика обязанности по включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы:
- с 15 декабря 1989 года по 26 июля 1992 года - работа учителем в Советской средней школе № 1;
- с 15 сентября 1994 года по 15 декабря 1994 года и с 16 января 1995 года по 30 августа 1996 года – работа учителем начальных классов в Советской средней школе №2;
- с 05 сентября 1996 года по 05 марта 1997 года – работа подменным преподавателем начальных классов в Советской средней школе №2;
- с 11 марта 1997 года по 25 августа 2000 года - период работы истицы преподавателем делопроизводства в Техникуме гидромелиорации и механизации сельского хозяйства Крымского государственного аграрного университета;
- с 01 сентября 2002 года по 31 августа 2003 года и с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2006 года - работа воспитателем группы продленного дня и учителем украинского языка в Средней общеобразовательной школе № 4 Муниципального образования Городской Округ Симферополь;
- периоды прохождения курсов повышения квалификации с 17 мая 1993 года по 21 мая 2003 года, 04 марта 2013 года по 22 марта 2013 года, с 05 сентября
2
2017 года по 07 сентября 2017 года, с 17 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года;
возложении на ответчика обязанности назначить истице досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей согласно п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения к ответчику с заявлением, то есть с 19 февраля 2019 года.
Исковые требования мотивированы тем, что педагогический стаж истицы составляет более 25 лет, однако пенсионный орган необоснованно отказал во включении в педагогический стаж вышеуказанных периодов и в назначении досрочной страховой пенсии по возрасту.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: признать частично незаконным решение пенсионного органа № от 10.04.2019 года об отказе в назначении истице досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального
закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях»; обязать пенсионный орган включить в стаж истицы, который дает право на досрочное назначение пенсии: периоды трудовой деятельности [СКРЫТО] О.В. с 15 декабря 1989 года по 26 июля 1992 года - работа учителем в Советской средней школе № 1; с 11 марта 1997 года по 25 августа 2000 года - период работы истицы преподавателем делопроизводства в Техникуме гидромелиорации и механизации сельского хозяйства Крымского государственного аграрного университета; с 01 сентября 2002 года по 31 августа 2003 года и с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2006 года - работа воспитателем группы продленного дня и учителем украинского языка в Средней общеобразовательной школе № 4 Муниципального образования Городской Округ Симферополь; периоды прохождения курсов повышения квалификации с 17 мая 1993 года по 21 мая 2003 года, 04 марта 2013 года по 22 марта 2013 года, с 05 сентября 2017 года по 07 сентября 2017 года, с 17 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года и произвести назначение и выплату пенсии с момента обращения к ответчику, то есть с 19 февраля 2019 года.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения иска с принятием нового решения об отказе в иске, указывая на то, что выводы суда сделаны с нарушением норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции явилась истица.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, предварительно предоставив оригинал пенсионного дела [СКРЫТО] О.В.
3
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Истица возражала против доводов апелляционной жалобы, решение суда просили оставить без изменения.
Выслушав истицу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных исковых требований в удовлетворенной части.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащими применению нормам материального права, за исключением вывода в части возложения на ответчика обязанности относительно включения в специальный стаж [СКРЫТО] О.В. периода работы с 01.09.2002 года по 31.08.2003 года воспитателем группы продленного дня и учителем украинского языка в Средней общеобразовательной школе № 4 Муниципального образования Городской Округ Симферополь.
Судом первой инстанции установлено, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], 23 февраля 1968 года рождения, гражданка Российской
4
Федерации, имеет высшее педагогическое образование, свою трудовую деятельность по специальности начала в 1987 году и занимается педагогической деятельностью по настоящее время.
В связи с тем, что стаж работы по профессии у истицы составляет более 25 лет, 19.02.2019 года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года, представив необходимые документы.
Решением органа пенсионного обеспечения № от 10.04.2019 года [СКРЫТО] О.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет; в специальный стаж истицы ответчиком не включены вышеуказанные спорные периоды; льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил по подсчетам ответчика 20 лет 1 месяц 5 дней.
Согласно письменным пояснениям ответчика истице не засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы: учителем в Советской средней школе № 1 с 15 декабря 1989 года по 26 июля 1992 года в связи с отсутствием в уточняющей справке даты увольнения; учителем начальных классов в Советской средней школе № 2 с 16 сентября 1994 года по 14 декабря 1994 года, с 16 января 1995 года по 30 августа 1996 года, подменным учителем начальных классов в Советской средней школе № 2 с 05 сентября 1996 года по 05 марта 1997 года в связи с отсутствием педагогической деятельности и в соответствии с уточняющей справкой замена часов была только в сентября 1994 года, в декабре 1994 года, в январе 1995 года; преподавателем делопроизводства в Техникуме гидромелиорации и механизации сельского хозяйства Крымского государственного аграрного университета с 11 марта 1997 года по 25 августа 2000 года в связи с не предоставлением льготной справки и на основании п. 14 Правил № 781; воспитателем группы продленного дня и учителем украинского языка в Средней общеобразовательной школе № 4 Муниципального образования Городской Округ Симферополь с 01 сентября 2002 года по 31 августа 2003 года и с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2006 года в связи с отсутствием нормы часов педагогического нагрузки за ставку; периоды прохождения курсов повышения квалификации с 17 мая 1993 года по 21 мая 2003 года, 04 марта 2013 года по 22 марта 2013 года, с 05 сентября 2017 года по 07 сентября 2017 года, с 17 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года в связи с тем, что в данные периоды не выполнялась педагогическая деятельность.
Согласно записям в трудовой книжке [СКРЫТО] О.В. № №, заполненной 20 августа 1987 года, с 01 сентября 1987 года по 26 июля 1997 года истица работала учителем начальных классов в Советской средней школе № 1, с 27 июля 1997 года по 31 августа 1996 года в порядке перевода
5
работала учителем начальных классов Советской средней школе № 2; с 05 сентября 1996 года по 05 марта 1997 года работала подменным учителем в начальных классах в Советской средней школе 2; с 11 марта 1997 года по 25 августа 2000 года работала преподавателем делопроизводства в Техникуме гидромелиорации и механизации сельского хозяйства Крымского государственного аграрного университета; с 28 августа 2001 года по 22 августа 2014 года воспитателем группы продленного дня и учителем украинского языка начальных классах в Средней общеобразовательной школе № 4 г. Симферополь; с 22 августа 2014 года по 10 марта 2016 года учителем начальных классов в УВК школа - лицей «Открытый космический лицей».
В соответствии с данными справки, уточняющей особый характер работы № от 27 сентября 2019 года, выданных МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» муниципального образовании городской округ Симферополь Республики Крым выработка нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) [СКРЫТО] О.В. в период с 01 сентября 2002 года по 31 августа 2003 года составляла 24 часа в неделю, в период с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2006 года составляла 29 часов в неделю (л.д. 121).
Вместе с тем, в обжалуемом решении пенсионного органа период работы воспитателем группы продленного дня и учителем украинского языка в Средней общеобразовательной школе № 4 Муниципального образования Городской Округ Симферополь с 01 сентября 2002 года по 31 августа 2003 года включен в подсчет специального стажа (л.д.15).
В апелляционной жалобе ответчика в перечне учтенных в стаж педагогической деятельности периодов указан период с 01.01.2002 г. по 31.08.2002 г.; в неученных – с 01.09.2002 г. по 31.08.2003 г., поскольку отсутствует подтверждение норма часов педагогической нагрузки.
При этом согласно данным о стаже истице по материалам пенсионного дела, предоставленного ответчиком, а также оспариваемому решению органа пенсионного обеспечения период работы [СКРЫТО] О.В. с 01.09.2002 г. по 31.08.2003 г. был учтен пенсионным органом в расчет стажа, необходимого для назначения пенсии.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности по включению в учет стажа указанного спорного периода.
В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст.6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую,
6
кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Как предусмотрено ч.6 ст.11 данного Закона, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включает обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 N 208-ФЗ208 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии с п.п.1,2 ст. 2 указанного Федерального закона с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в ч.1 ст.1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 01 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
Как предусмотрено ч.1 ст.4 ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.07.2014 N 208-ФЗ, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ч.4.1 ст.7 ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 05.05.2014 N 84-ФЗ - лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на
7
территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей до 31.12.2018 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пп. «м» п.1 Постановления Правительства РФ №665 от 16.07.2014 года «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в
8
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей",
с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного
постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» № 30 от 11 декабря 2012 года разъяснено, что, разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно ст.11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
9
Как предусмотрено п.2.8.1 Приложения №1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным). Указанная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (18 часов в неделю) также установлена Постановлением Правительства РФ №191 от 03.04.2003 года, Приказом Минобразования и науки РФ № 2075 от 24.12.2010 года.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.10.2002 N 781, - периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1-1.14 раздела «Наименования учреждений» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименования учреждений» списка.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в
10
разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной
общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", период работы, подлежащей, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы,
11
выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Принимая во внимание то, что предметом иска является, в частности, включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и
назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
Согласно п.3 Списка, утвержденного Постановлением №665 от 16.07.2014 года, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 и Правил исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781.
В силу п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, - работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж работы при наличии следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Согласно п.13 вышеуказанных Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных
12
подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), колледж.
Как предусмотрено п.4.1, ч.2 ст.22 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную
пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Положениями ст.66 ТК РФ предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу п.2 Заключительных положений Закона Украины «0б общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09 июля 2003 года №1058-IV назначение и выплата пенсий за выслугу лет осуществляется при достижении пенсионного возраста и наличии трудового стажа, предусмотренного Законом Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788-XII.
В соответствии со ст.52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 года №1788-ХП право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно п. «е» ст. 55.
Согласно п. «е» ст.55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 года право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, сохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
13
Как установлено Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной зашиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года №909, право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучению, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.
Работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
За периоды работы после 1 сентября 2000 года следует учитывать положения ч.ч.3,4 ст.30 ФЗ №400-Ф3, согласно которым периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Поскольку в вышеуказанные периоды работы истицы право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось п. «е» ст.55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», не устанавливающей ограничений в части зачета периодов работы с учетом нагрузки, - выводы суда о включении данных периодов в специальный стаж являются обоснованными.
Отсутствие даты увольнения в справке, уточняющей особый характер работы, за период работы с 16.12.1989 года по 26.07.1992 года, не может служить основанием для исключения данного периода из педагогического стажа истицы, поскольку трудовая книжка содержит записи о работе истицы в указанный период.
Отсутствие данных об обучении в образовательном учреждении среднего профессионального обучения не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет не лишает истицу права на включение периода работы преподавателем техникума гидромелиорации и механизации сельского
14
хозяйства в педагогический стаж, учитывая то, что в спорный период действовало украинское законодательство, которое не устанавливало в качестве обязательного условия включения периода работы в педагогический стаж обучение в вышеуказанном учебном заведении определенного количества детей в возрасте до 18 лет.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка установленным обстоятельствам и представленным доказательствам с учетом особенностей правового регулирования спорных правоотношений в отношении спорных периодов за исключением периода с 01.09.2002 года по 31.08.2003 года.
Также являются обоснованными выводы суда в части включения в педагогический стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации.
В силу ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Как предусмотрено ст.122 КЗоТ Украины, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст.56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 г. №1788-ХП обучение на курсах повышения квалификации и переквалификации засчитывается в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно Основам законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, ст.122 КЗоТ РСФСР, ст.187 ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, предоставлялись такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время, и было установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.
15
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Соответственно, обучение на курсах повышения квалификации в вышеуказанные периоды осуществлялись с сохранением заработной платы и уплатой взносов на государственное социальное страхование.
С учетом изложенного периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы в указанной части.
В части включения в страховой стаж истицы периода работы с 01.09.2002 года по 31.08.2003 года судебное решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Принимая во внимание то, что с учетом включения в педагогический стаж истицы спорных периодов (кроме периода с 01.09.2002 года по 31.08.2003 года) специальный стаж истицы составит по состоянию на 31.12.2018 года 26 лет 3 месяца 17 дней, истица имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с для подачи заявления о назначении пенсии – с 19.02.2019 года.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Республики Крым от 14 октября 2019 года отменить в части включения в специальный стаж [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] периода работы с 01.09.2002 года по 31.08.2003 года.
Отказать в удовлетворении иска [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в части включения в специальный стаж периода работы с 01.09.2002 года по 31.08.2003 года.
В остальной части решение Советского районного суда Республики Крым от 14 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: