Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 20.01.2020 |
Дата решения | 11.02.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Аверина Елена Геннадьевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 67da000a-356b-3e65-9c30-50da8b321c84 |
Судья Микитюк О.А. дело№ 33-1533/2020
Феодосийский районный суд
Республики Крым
Гр.дело № 2-2415/2019
91RS0022-01 -2019-003105-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 11 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г. судей: Синани А.М. и Егоровой Е.С. при секретаре: Марковой Э.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной E.F. апелляционную жалобу [СКРЫТО] Любови [СКРЫТО] на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Коновой Любови [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о взыскании задолженности по выплате пенсии,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) указав, что 11.09.2019 года ею в адрес ответчика подано заявление о выплате суммы пенсии в размере 193093,20 руб. за период с 01.01.2015г. по 30.06.2019г., которая по мнению ответчика незаконно не начислена. Ответом от 07.10.2019 г. ответчик указал на то, что при предоставлении справки о заработной плате за период с 01.01.1986г. по 31.12.1990г. Управлением перерасчёт пенсии произведён в сторону увеличения и по состоянию на 18.07.2019г. пенсия составляет 12508,46 руб. вместо прежних 8932,66 руб. С указанными действиями ответчика [СКРЫТО] Л.А. не согласна и просит взыскать в ее пользу с ответчика денежные средства в размере 193093,20 руб. за период с 01.01.2015г. по 30.06.2019г.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Л.А. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, [СКРЫТО] Л.А. подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об удовлетворении требований истца в полном объеме. В качестве доводов апеллянт указал, что суд первой инстанции полностью принял позицию ответчика и руководствовался при принятии решения только возражениями на исковое заявление. Кроме того, при рассмотрении спора судом не было исследовано выплатное пенсионное дело [СКРЫТО] Л.А., в котором имеются справки о заработной плате с 1986 года по 1992 года и на основании которых ранее в 1995 году устанавливалась пенсия.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) не явился, извещены надлежащим
образом, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представили. В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, истца [СКРЫТО] Л.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы, исследовав материалы выплатного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от
г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение,, которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно п.26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального
2
развития Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N16/19nn, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года за период до регистрации в системе государственного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями или государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом следует, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], 14.07.1941 года рождения являлась получателем пенсии на территории Республики Крым в период действия законодательства Украины с момента достижения пенсионного возраста 55 лет, с 23.02.1995 года. Согласно, имеющимся в материалах пенсионного дела документам, страховой стаж [СКРЫТО] Л.А. учтен по 19.02.1995 года и составил более 33 лет.
29.06.2019 года [СКРЫТО] Л.А. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии по заработной плате, предоставив справку о заработной плате за период с января 1986 года по декабрь 1990 года. После перерасчета пенсии размер пенсии [СКРЫТО] Л.А. составил 12508,46 рублей.
Полагая, что данный размер пенсии ей полагался с 01.01.2015 года, и должен был быть рассчитан по материалам пенсионного дела, переданного после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, в пенсионный орган Российской Федерации, указывая на то, что работники Управления пенсионного фонда г. Феодосии неправильно рассчитали ей пенсию на дату 01.01.2015 года, по мнению истца за период с 01.01.2015 года до настоящего времени у Пенсионного органа перед ней образовалась задолженность, которую она просила взыскать с ответчика в размере 193093,20 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установив правильность произведенного [СКРЫТО] Л.А. расчета пенсии с 01.01.2015 года, ссылаясь при этом на нормы материального права, указывающие на заявительный характер требований о перерасчете пенсии, пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчика нарушений пенсионных прав истца.
Данные выводы суда, судебная коллегия находит несоответствующими обстоятельствам дела, установленным в ходе рассмотрения заявленных требований и вынесенными при неправильном применении норм материального права, а именно неприменении закона подлежащего применению и применении закона, не подлежащего применению.
Так постанавливая решение суд, ссылаясь на нормы ст.20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регламентирующие заявительный порядок перерасчета пенсий в связи с предоставлением новых справок о заработной плате, установил, что истцу пенсия пересчитана с первого числа месяца, следующего за подачей заявления, оставив без внимание нормы Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», указывающие на беззаявительный характер перерасчета пенсии гражданам, проживающим на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года и получающим на указанную дату пенсии в соответствии с законодательством
3
Украины.
Материалами дела установлено, что [СКРЫТО] Л.А. на 18 марта 2014 года, являлась жителем Республики Крым и получателем пенсии, которая ей была установлена на указанной территории в соответствии с законодательством Украины и размер которой в 2014 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя» поэтапно увеличен на 100%.
В соответствии с п.З ст. 3 Федерального Закона № 208-ФЗ от 21.07.2014 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов выплатного дела, переданных 31.12.2014 года в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда российской Федерации в г. Феодосию (межрайонное) без истребования заявления от гражданина Российской Федерации [СКРЫТО] Л.А., пенсионным органам пересчитана пенсия по законодательству Российской Федерации и ее размер составил менее, ранее установленной ей на 31.12.2014 года пенсии, то есть менее
рублей.
Признавая законными действия ответчика и ссылаясь на то, что [СКРЫТО] Л.А. пенсия была пересчитана ответчиком на основании ее заявления и в соответствии со справкой о заработной плате, суд устранился от выяснения обстоятельств расчета пенсии [СКРЫТО] Л.А на 01.01.2015 года и его проверки, не исследовал материалы выплатного дела, ограничившись формальными выводами о достоверности перерасчета и отсутствии оснований для выплаты [СКРЫТО] Л.А. пенсии в большем размере, чем был ей установлен на 31.12.2014 года.
Вместе с тем, согласно материалам выплатного пенсионного дела, истребованного из пенсионного органа, в связи с неправильным установлением судом юридически значимых обстоятельств. и исследованным судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что [СКРЫТО] Л.А., является получателем пенсии по старости с 23.02.1995 года(л.д.94,97-98).
По состоянию на 31.01.2014 года размер пенсии истца составлял
рублей(л.д.113).
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2034 г. N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации,
проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает особенности реализации права на пенсионное
обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города Севастополя.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2 Федерального Закона Российской
Федерации N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан
4
Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, назначенных вышеуказанной категории граждан в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан заявлений о перерасчете пенсий. В случае если при перерасчете размера пенсии гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигает размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере.
Вместе с тем, судебной коллегией исходя из материалов выплатного дела установлено, что расчет пенсии [СКРЫТО] Л.А. на 01.01.2015 года не производился (л.д.114-119; материалы выплатного дела л.д.70-80).
Так, материалы пенсионного дела содержат сведения об установлении размера пенсии [СКРЫТО] Л.А. на 31.12.2014 года (л.д.113). Далее сведений о перерасчете истцу пенсии на 01.01.2015 года материалы пенсионного дела не содержат. Согласно выплатному делу(листы выплатного дела 70-80) принятые пенсионным органом решения, свидетельствуют о расчете пенсии [СКРЫТО] Л.А. лишь на дату 16.04.2016 года, то есть спустя более года, в нарушение требований Федерального Закона № 208-ФЗ от 21.07.2014 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и по основаниям того, что она 28.03.2016 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии.
При этом пересчитывая размер пенсии [СКРЫТО] Л.А. в соответствии с законодательством Российской Федерации, пересчитанная пенсионным органом пенсия составила 5998,83 рублей менее чем установлена ей на 31.12.2014 года в связи с чем, ей продолжили выплачивать сохраненный размер пенсии 8932,66 рублей, до 01.07.2019 года.
Таким образом, при исследовании материалов выплатного дела [СКРЫТО] Л.А. судебной коллегией установлено, что [СКРЫТО] Л.А., перерасчет пенсии органами пенсионного фонда, как того требовало законодательство не производился, и пенсия на дату на 01.01.2015 года не определялась, а лишь стала пересчитываться после обращения истца к ответчику в 2016 году и в 2017 году. При этом, ответчиком в расчет пенсии учитывался не весь стаж работы [СКРЫТО] Л.А. и стаж подлежащий зачету в соответствии с законодательством, а выборочно. Так же как и выборочно принимались сведения о размере заработной платы, несмотря на то, что все документы пенсионного органа Украины содержали сведения о стаже истца и о выгодном размере ее заработной платы.
Согласно ответу пенсионного органа от 01.10.2019 года № 14-15-00360 (л.д.10-11) следует, что после обращения [СКРЫТО] Л.А. 28.06.2019 года в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии и предоставлении справки о заработной плате за период с 1986 года по 1990 года, размер ее пенсии увеличился и составил 12508,46 рублей.
5
Вместе с тем, из выплатного дела предоставленного пенсионным
органом следует, что при подаче заявления о назначении пенсии 23.02.1995 года
[СКРЫТО] Л.А. в пенсионный орган Украины (на момент обращения) представлен ряд документов необходимых для назначения пенсии в том числе: справка об увольнении с работы без выходного пособия; копия трудовой книжки; справка о заработной плате за период с 1986 года по 1990 года; копия диплома и копии свидетельств о рождении детей(л.д.94-102).
На основании указанных документов пенсионным органом
назначающим пенсию засчитан общий (полный) стаж работы [СКРЫТО] Л.А. на
года 33 года 7 месяцев 26 дней, который был рассчитан по состоянию на
года и принята во внимание справка о заработной плате за периоды с 01.01.1986 года по 01.01.1990 года(60 мес.)(л.д.ЮЗ).
Согласно заявлению [СКРЫТО] Л.А. о пересчете пенсии, ее пенсия на 01.03.1998 года рассчитана ей пенсионным органом Украины исходя из общего стажа - 33 года 8 месяцев 0 дней и справки о заработной плате [СКРЫТО] Л.А. за периода с 1988 года по 1990 года, а также за 1991 год и 1992 год, то есть за 60 месяцев, сведения указанные в ней подтверждены Актом пенсионного
органа(л.д. 105-112).
Данные справки содержат сведения о заработной плате аналогичные сведениям, представленным [СКРЫТО] Л.А. из архивного фонда АО «Феодоссийский оптический завод»(л.д.12) и на основании которых ей была пересчитана пенсия в сторону увеличения с 01.07.2019 года.
Таким образом, судом апелляционной инстанции, при проверке доводов апелляционной жалобы [СКРЫТО] Л.А. установлено, что в материалах выплатного дела поступившего в пенсионный орган 01.01.2015 года имелись все сведения, необходимые для расчета ее пенсии, а именно сведения о стаже работы, о наличии детей, а также сведения о ее заработной плате с 01.01.1986 года по 31.01.1992 года.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что материалы выплатного пенсионного дела [СКРЫТО] Л.А. иных сведений имеющихся на 01.01.2015 года не содержат, а представленная ею справка из архивного фонда АО «Феодоссийский оптический завод» (л.д.12) на основании которой ей пересчитана пенсия в сторону увеличения с 01.07.2019 года и назначена в размере 12508,46 рублей, содержит сведения аналогичные имеющимся в материалах пенсионного дела с 1995 года (л.д.102, 106,108,110,111).
Таким образом, сведения в представленной 28.06.2019 года справке были известны пенсионному фонду г. Феодосии и имелись в деле [СКРЫТО] Л.А. с 1995 года.
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и не обратились с
6
заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Положения статьи 5 этого же Федерального закона, предусматривают, что гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
В случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен); среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1 (часть 2);
Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями среднемесячный заработок граждан не подтверждается.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1
настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору,
имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1
настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору,
имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015
7
года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по
июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по
декабря 2015 года включительно, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско- правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации.
Сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного в соответствии с частями 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии, не индексируется.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу статьи 11 указанного закона, устанавливающей гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в
8
соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, предоставляется возможность получения пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Однако вышеуказанные правовые нормы, обязывающие пенсионный органон пересмотреть в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсию гражданам, проживающим на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, дабы дать им возможность получения пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, оставлены без внимания.
Лишь при обращении в марте 2016 года [СКРЫТО] Л.А. с заявлением о пересчете ее пенсии по другим основаниям в апреле 2016 года ей пересматривался размер пенсии и был оставлен в сохраненном размере. Вместе с тем, материалами выплатного дела установлено, что перерасчет произведен неверно исходя из неполных сведений о заработной плате и неправильной оценке ее страхового стажа, который пенсионным органом принят лишь в размере 28 лет.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами выплатного дела, согласно которому пенсионным органом впервые принято какое либо решение о размере пенсии [СКРЫТО] в марте 2016 года.
Отсутствуют в возражениях ответчика и объяснения каким образом рассчитывался ранее до 01.07.2019 года размер пенсии [СКРЫТО] Л.А., какие периоды eg.. работы приняты во внимание, какие нет, а также как рассчитывалась средняя заработная плата, указанная в справках, представленных ею в 1995 году, и в связи с чем, при наличии сведений о заработной плате, имеющихся на 01.01.2015 года и аналогичных сведениях на 01.07.2019 года размер пенсии последней изменился с 5998,83 рублей до 12508,46 рублей.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих
9
юридическое значение для правильного разрешения дела.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что суд обязан установить применительно к каждому из заявленных требований с учетом предмета и основания иска, имеются ли основания для их удовлетворения. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Между тем обстоятельства, имеющие значение для дела и определяющие характер возникших правоотношений между истцом и ответчиком, с учетом подлежащих применению норм пенсионного законодательства в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда первой инстанции в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текста судебного решения, судом первой инстанции при разрешении спора выполнены не были, юридически значимые обстоятельства в связи с неприменением судом первой инстанции норм материального права, регулирующих спорные отношения, не вошли в предмет доказывания, не были вынесены на обсуждение сторон спора и, соответственно, не получили правовой оценки, а исковые требования [СКРЫТО] Л.А о незаконности действий пенсионного органа фактически судом не разрешены.
. Также не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Однако ограничившись заявительным характером перерасчета пенсии, ссылаясь при этом на Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции не учел специальные нормы законодательства, возлагающие на пенсионных орган обязанность о приведении пенсионных дел и пенсий граждан, проживающих в Республике Крым на 18 марта 2014 года в соответствии с законами Российской Федерации без их заявлений, и не учел, что сведения, на которые ссылался пенсионный орган и в соответствии с которыми увеличился размер пенсии истца с июля 2019 года, имелись в выплатном деле с 23.02.1995 года.
10
Согласно ч.2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку решение суда первой инстанции является незаконным, постановлено в нарушении норма материального и процессуального права, оно подлежит отмене, с вынесением судебной коллегией нового решения об удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Л.А.
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений, а часть первая статьи 3 данного Кодекса в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина предусматривает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым в нормах гражданского процессуального законодательства, конкретизирующих положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).
Так в исковом заявлении [СКРЫТО] Л.А. просит возместить ей сумму недоплаченной пенсии в размере в размере 193093,20 руб. за период с 01.01.2015г. по 30.06.2019г.
Однако, поскольку расчет пенсионного обеспечения производится исходя из специальных норм и положений закона, с учетом предусмотренной счетной программы, доступ к которой имеется только у ответчика, выяснение точного расчета задолженности возможно только специалистами расчетного центра пенсионного органа.
При указанных обстоятельствах, в связи с невозможностью самостоятельного расчета размера задолженности по выплате пенсии, образовавшейся у пенсионного органа перед [СКРЫТО] Л.А., судебная коллегия считает возможным восстановить нарушенное право истца путем возложения обязанности на пенсионный орган произвести [СКРЫТО] Л.А. перерасчет пенсии с
года с учетом сведений имеющихся в пенсионном деле о страховом стаже и заработной плате за 60 месяцев с 01.01.1986 года по 31.12.1990 года, а также возложить обязанность назначить к выплате разницу между выплаченной ей пенсии за период с 01.01.2015 года по 01.07.2019 года и, пенсии которая ей должна была быть выплачена с учетом имеющихся в материалах выплатного дела сведений о страховом стаже и заработной плате за период с 01.01.1986 по 31.12.1990 года с
года.
Судебная коллегия полагает, что указанный способ взыскания денежных средств в пользу [СКРЫТО] Л.А. наиболее отвечает принципу защиты ее нарушенного права и оспариваемых прав, свобод и законных интересов и исключает судебную ошибку при установлении точной суммы задолженности
11
ответчика перед истцом в виде недоплаченной пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2.019 года отменить и вынести по делу новое решение.
Исковые требования Коновой Любови [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о взыскании задолженности гю выплате пенсии - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) произвести перерасчет пенсии [СКРЫТО] Л.А. с 01.01.2015 года с учетом имеющихся в материалах выплатного дела сведений о страховом стаже и полученной заработной плате за 60 месяцев в период с 01.01.1986 по 31.12.1990 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) назначить к выплате недоплаченную [СКРЫТО] Л.А. пенсию за период с 01.01.2015,года по 01.07.2019 года.
Председательствующий ^ Судьи
12