Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 15.12.2020 |
Дата решения | 04.02.2021 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Мотина Ирина Ивановна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | d3fd92ff-0f61-3e3f-8e09-986c7fa54408 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ФИО5
Дело № председательствующий судья суда первой инстанции ФИО6
91RS0№-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Подлесной И.А., Шестаковой Н.В.
при секретаре Брожина К.А.
рассмотрела 04 февраля 2021 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец [СКРЫТО] С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы с 15.03.1993 по 12.01.1994 в должности медицинской сестры санатория профилактория, с 13.08.1999 по 16.02.2005 в должности фельдшер-диспетчера отделения скорой медицинской помощи, с 01.01.2015 по 30.09.2015 в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи, с 05.02.2016 по 28.08.2017 в должности медицинской сестры профилактория летного состава войсковой части №45451, с 29.08.2017 по 25.09.2017 в должности фельдшера в кабинете неотложной медицинской помощи, с 13.01.1994 по 14.11.1996 период отпуска по уходу за ребенком, с 15.11.1999 по 11.12.1999, с 10.11.2003 по 05.12.2003, с 20.10.2008 по 14.11.2008. с 20.03.2013 по 16.04.2013 с 26.02.2018 по 23.04.2018 период нахождения на курсах повышения квалификации, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 19.12.2019 года.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 октября 2020 года иск [СКРЫТО] С.А. удовлетворен. Суд признал незаконным отказ ответчика №433 от 17.06.2020, возложил обязанность на ответчика по включению в специальный стаж периодов работы с 15.03.1993 по 12.01.1994 в должности медицинской сестры санатория профилактория, с 13.08.1999 по 16.02.2005 в должности фельдшер-диспетчера отделения скорой медицинской помощи, с 01.01.2015 по 30.09.2015 в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи, с 05.02.2016 по 28.08.2017 в должности медицинской сестры профилактория летного состава войсковой части №45451,с 29.08.2017 по 25.09.2017 в должности фельдшера в кабинете неотложной медицинской помощи, период отпуска по уходу за ребенком с 13.01.1994 по 14.11.1996, период нахождения на курсах повышения квалификации с 15.11.1999 по 11.12.1999, с 10.11.2003 по 05.12.2003, с 20.10.2008 по 14.11.2008. с 20.03.2013 по 16.04.2013 с 26.02.2018 по 23.04.2018, а также по назначению досрочной страховой пенсии с 19.12.2019 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец [СКРЫТО] С.А. и ее представитель Чорный С.Н. в судебном возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Представитель ответчика – в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в сое отсутствие.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в настоящее время в части 1 статьи 8, пункте 20 части 1 и части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Судом установлено, что 19.12.2019 года [СКРЫТО] С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Решением УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) от 17.06.2020 года № 433 было ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
При определении продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по пп.20 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», ответчик отказал во включении в специальный стаж периода работы [СКРЫТО] С.А. с 15.03.1993 по 12.01.1994 в должности медицинской сестры санатория – профилактория ЖКО, поскольку в приказе о приеме на работу имеются исправления, период работы с 13.08.1999 по 16.02.2005 фельдшер- диспетчер отделения скорой медицинской помощи исключен ответчиком из специального стажа, поскольку должность не поименована соответствующими списками, периоды работы с 01.01.2015 по 30.09.2015 в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи, с 05.02.2016 по 28.08.2017 в должности медицинской сестры профилактория летнего состава войсковой части №45451, с 29.08.2017 по 25.09.2017 в должности фельдшера в кабинете неотложной медицинской помощи не включены в специальный стаж ответчиком по причине отсутствия в лицевом счете застрахованного лица данных льготного стажа, также ответчик исключил из специального стажа истца период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 13.01.1994 по 14.11.1996, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.11.1999 по 11.12.1999, с 10.11.2003 по 05.12.2003, с 20.10.2008 по 14.11.2008, с 20.03.2013 по 16.04.2013 с 26.02.2018 по 23.04.2018, со ссылкой на то, что включение указанных периодов не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно расчету ответчика специальный стаж [СКРЫТО] С.А. составил 18 лет 00 месяцев 12 дней.
Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 с последующими изменениями, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки [СКРЫТО] С.А. следует, что 15.03.1993 года [СКРЫТО] С.А. принята медсестрой профилактория ЖКО и 10.10.1996 года уволена по собственному желанию, с 13.08.1999 года по 16.02.2005 года работала в Гвардейской районной больнице № 1 в должности фельдшера –диспетчера, с 13.01.2013 года принята на должность фельдшера станции скорой помощи и неотложной медицинской помощи Симферопольской экстренной медицинской помощи «Крымского республиканского учреждения «Территориальное медицинское объединение «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» в порядке перевода из гвардейской РБ Симферопольского РТМО, с 01.01.2015 года должность фельдшер станции скорой и неотложной медицинской помощи переименована на фельдшер скорой медицинской помощи, 04.02.2016 года уволена по собственному желанию, 09.10.2017 принята на должность фельдшера отдела медицинского обеспечения Симферопольской станции скорой медицинской помощи ГБУ ЗРК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» (приказ от 09.10.2017 № 1945-К) и продолжает работать по настоящее время (л.д.13-15).
Отказывая [СКРЫТО] С.А. во включении периода работы с 15.03.1993 года по 12.01.1994 года в должности медицинской сестры санатория профилактория, ответчик сослался на наличие исправлений в приказе о принятии на работу.
Данный довод ответчика не нашел своего подтверждения при рассмотрении спора, так как при исследовании судом трудовой книжки истца было установлено отсутствие исправлений в записи о приеме на работу. Кроме того, ответчиком не были приняты во внимание копия приказа о приеме на работу в санаторий профилакторий, архивная справка № №434, 435 от 07.11.2019 года, подтверждающие период работы истца, а также реквизиты документов, на основании которых вносились сведения в трудовую книжку.
Согласно приказу по совхозу «Гвардейский Симферопольского района № 40 от 15.03.1993 года [СКРЫТО] С.А. принята медсестрой санатория-профилактория ЖКО с 15.03.1993 года (л.д.92 оборот).
Архивной справкой № 434 от 07.11.2019 года, выданной МБУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым» подтверждены сведения о том, что [СКРЫТО] С.А. принята медсестрой санатория-профилактория ЖКО с 15.03.1993 года и уволена по собственному желанию с 10.10.1996 года.
Также указанный период работы [СКРЫТО] С.А. подтверждается архивной справкой № 435 от 07.11.2019 года, выданной МБУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым» о заработной плате, начиная с марта 1993 года (ежемесячно).
Кроме того, ответчик провел документальную проверку льготного стажа работы и заработной платы [СКРЫТО] С.А. в МБОУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, о чем был составлен акт №305 от 26.12.2019 года. Согласно акту №305 первичные документы, использованные при проведении проверки, признаны достоверными, подтверждающими льготный стаж работы [СКРЫТО] С.А..
На основании изложенного, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа во включении в специальный стаж работы [СКРЫТО] С.А. периода с 15.03.1993 года по 12.01.1994 года.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода работы [СКРЫТО] С.А. с 13.08.1999 года по 16.02.2005 года в должности фельдшер-диспетчер ОСМП Гвардейской районной, судебная коллегия так же согласилась с выводами суда первой инстанции об удовлетворении требований.
Указанный период работы подтвержден справкой № 4481 от 19.11.2019 года, выданной ГБУЗ РК «Симферопольская центральная районная клиническая больница» о том, что [СКРЫТО] С.А. с 16.10.1996 года осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и с 13.08.1999 года работала в должности фельдшера -диспетчера отделения скорой медицинской помощи Гвардейской районной больницы на 1,0 ставку, постоянно. С 01.11.1999 года выполнялись нормы рабочего времени в объеме полной ставки (л.д.89).
Справка о заработной плате №82 от 07.11.2019 года подтверждает период работы [СКРЫТО] С.А. с октября 1996 года по январь 2013 года, отчисления единого социального налога за указанный период в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд Украины (л.д.88).
Приказом ГБУЗ Республики Крым «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» № 01/1-ЗП от 19.01.2015 года должности, указанные в штатном расписании с 01.01.2015 года были переименованы, в том числе, переименована должность истца: фельдшер станции скорой и неотложной медицинской помощи (диспетчер по приему и передаче вызовов) на должность фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Как было указано ранее, ответчик отказал истцу о включении в специальный стаж периода работы в должности фельдшера – диспетчера, так как занимаемая истцом должность не поименована в Постановлении №781 от 29.10.2002 года.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ, списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которым может быть досрочно назначена страховая пенсия по старости, утверждены Постановлениями Правительства РФ N 1066 и от 29.10.2002 года N 781.
Действительно, в указанных списках должность "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи", в которой истец работала в спорный период не поименована.
В тоже время, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то, что на истца также распространяются положения закона, регулирующего правоотношения на момент их возникновения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный трудовой стаж периодов работы, выполняемых истцом, до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
В периоды работы истца с 13.08.1999 года по 16.02.2005 года право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось в соответствии со ст. 52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года №1788-XII, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники здравоохранения, согласно пункту "е" ст. 55.
Пунктом "е" ст. 55 указанного Закона предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04 ноября 1993 года N 909, предусмотрено, что такое право дает работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должностей).
В соответствии с данным Постановлением все должности среднего медицинского персонала, независимо от их наименования имели право выхода на пенсию при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Согласно Перечню высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, утвержденный приказом Министерства охраны здоровья Украины от 25 декабря 1992 г. N 195, фельдшер относится к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с нормами законодательства Украины периоды работы [СКРЫТО] С.А. в должности фельдшер-диспетчер отделения скорой медицинской помощи Гвардейской районной больницы относящейся к младшему медицинскому персоналу, подлежал включению в специальный стаж, не зависимо от наименования должности, и учреждения здравоохранения и иных условий выполнения работы, ввиду чего, в соответствии с положениями Закона N 208-ФЗ приведенный выше стаж до 18 марта 2014 года приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что работа [СКРЫТО] С.А. в период с 13.08.1999 года по 16.02.2005 года в должности фельдшер-диспетчер отделения скорой медицинской помощи Гвардейской районной больницы подлежит включению в специальный стаж.
Отказывая [СКРЫТО] С.А. в зачете в специальный стаж работы периоды с 01.01.2015 но 30.09.2015 в должности фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи, выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи подстанции №8 пгт. Гвардейское, выездного фельдшера ОСМП Гвардейской районной больницы с 05.02.2016 по 28.08.2017 в должности медицинской сестры профилактория летнего состава войсковой части №45451, с 29.08.2017 по 25.09.2017 в должности фельдшера в кабинете неотложной медицинской помощи ответчик, ссылается на отсутствие в лицевом счете застрахованного лица данных льготного стажа.
Однако судебная коллегия не может признать действия ответчика в указанной части законными и обоснованными, исходя из следующего.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
Статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Законом, в том числе по их учетным данным.
Довод ответчика, что в лицевом счете застрахованного лица отсутствует код льготной профессии, не подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как указано выше, факт работы истца в спорный период по профессии, работодатель подтверждает.
В материалах дела имеются справки, уточняющие особый характер работ и условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий №01/477-06 от 20.11.2019 года, № 45-06 от 27.07.2020 года, выданные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», которыми подтверждены периоды работы с 13.01.2013 года по 04.02.2016 года в должности фельдшера станции скорой помощи и неотложной медицинской помощи Симферопольской экстренной медицинской помощи «Крымского республиканского учреждения «Территориальное медицинское объединение «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф», фельдшера скорой медицинской помощи, с 09.10.2017 в должности фельдшера отдела медицинского обеспечения Симферопольской станции скорой медицинской помощи ГБУ ЗРК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» (приказ от 09.10.2017 № 1945-К) по настоящее время (л.д. 16, 17).
В обоснование льготного характера работы работодатель сослался на результаты оценки условий труда, утвержденной приказом ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» от 08.07.2016 года № 401, а также на квалификационные справочники, карточку Т-2, приказы по личному составу.
Также в материалах дела имеются справки, содержащие сведения о суммах заработка [СКРЫТО] С.А. за периоды работы с 01.01.2015 по 30.09.2015 в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи, с 05.02.2016 по 28.08.2017 в должности медицинской сестры профилактория летного состава войсковой части №45451,с 29.08.2017 по 25.09.2017 в должности фельдшера в кабинете неотложной медицинской помощи.
Кроме того, специалистами УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] РК была проведена документальная проверка ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», о чем был составлен акт № 351 от 06.03.2010 года, согласно которому ответчиком были проверены первичные документы, на основании которых работодатель выдал справку, уточняющую периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии, каких-либо замечаний по первичным документам акт проверки не содержит.
При наличии надлежащих доказательств выполнения лицом, в указанные периоды, работы, дающей право на льготное назначение пенсии, отсутствие соответствующих сведений в выписке свидетельствует лишь о ненадлежащем выполнении работодателем возложенных на него нормами ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанностей по предоставлению в пенсионный орган сведений, в том числе, о периодах деятельности работника, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, что при таких обстоятельствах не может умалять право на досрочное пенсионное обеспечение гражданина ввиду ошибочности данных сведений, внесенных работодателем за спорный период.
Все указанные документы имелись у ответчика на момент принятия пенсионным органом решения об отказе [СКРЫТО] С.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с этим суд обоснованно включил в специальный стаж периоды работы [СКРЫТО] С.А. с 15.03.1993 по 12.01.1994 в должности медицинской сестры санатория профилактория, с 01.01.2015 по 30.09.2015 в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи, с 05.02.2016 по 28.08.2017 в должности медицинской сестры профилактория летного состава войсковой части №45451,с 29.08.2017 по 25.09.2017 в должности фельдшера в кабинете неотложной медицинской помощи.
Относительно включения спорных периодов работы [СКРЫТО] С.А. в специальный стаж в льготном исчислении, как период работы в сельской местности или поселке городского типа из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец осуществляла работу в пгт. Гвардейское Симферопольского района Республики Крым.
Согласно справке администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 28.10.2019 года № Ф-935/02-16/4 поселок городского типа является сельским населенным пунктом (л.д.92).
В связи с тем, что работа истца проходила только в сельской местности, следовательно, льготный порядок исчисления продолжительности стажа не применяется, продолжительность специального стажа для возникновения права на досрочную пенсию должна составлять 25 лет в календарном исчислении.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда в части удовлетворения требования [СКРЫТО] С.А. о включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 13.01.1994 года по 14.11.1996 года, исходя из следующего.
Учитывая, что при выполнении работы в спорные периоды на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, в связи с этим суд первой инстанции обоснованно применил нормы, действующие в Крыму до 31.12.2014 года.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со статьей 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII предусмотрено, что время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы. В соответствии со ст. 181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Поскольку законодательством, действовавшим на дату предоставления [СКРЫТО] С.А. отпуска по уходу за ребенком до трех лет, было предусмотрено включение такого отпуска в специальный стаж, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении указанной части исковых требований.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Также, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что [СКРЫТО] С.А. находилась на курсах повышения квалификации с 15.11.1999 по 11.12.1999, с 10.11.2003 по 05.12.2003, с 20.10.2008 по 14.11.2008. с 20.03.2013 но 16.04.2013 с 26.02.2018 по 23.04.2018.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.
Таким образом, работнику, направленному на повышение квалификации, гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, по сути, законодателем установлено, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям, предусмотренным соответствующими Списками.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подтверждены справкой № 4481 от 19.11.2019 года, выданной ГБУЗ РК «Симферопольская центральная районная клиническая больница», №01/477-06 от 20.11.2019 года, № 45-06 от 27.07.2020 года, выданными Государственным бюджетным учреждением здравоохранения РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», за данные периоды за [СКРЫТО] С.А. сохранялась средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, судом установлено, что как до направления истца на курсы повышения квалификации, так и после них непосредственно предшествовала и за ними следовала работа, которая учтена Пенсионным фондом Российской Федерации в специальный стаж истца по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений, трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением N 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию в 2019 г. срок ее назначения - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее Федеральный закон N 350-ФЗ) гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В то же время в силу положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
С учетом спорных периодов трудовой деятельности истца и периодов работы, зачтенных ответчиком, стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, на дату обращения в Управление с заявлением о назначении пенсии (19.12.2019) составил 25 лет 08 месяцев 19 дней.
Право на досрочную пенсию истец имеет при достижении продолжительности специального стажа 25 лет, то есть на 30.03.2019 года.
В силу положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ право на назначение пенсии истец приобрел 30.09.2019 года (30.03.2019 года + 6мес.)
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии 19.12.2019 года, следовательно, пенсия с учетом спорных периодов подлежит назначению с дату обращения в УПФР - 19.12.2019 года.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]), без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
Н.В. Шестакова