Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 15.12.2020 |
Дата решения | 21.01.2021 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Шестакова Нина Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 99ec9d49-31f1-3c70-9c38-04f92a62484e |
Судья Цыкуренко А.С. дело №33-1014/2021
УИД 91RS0002-01-2020-004229-33 дело №2-2657/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2021 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Мотиной И.И. и Подлесной И.А.
при секретаре Брожиной К.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 22 сентября 2020 года по гражданскому делу по иску [СКРЫТО] Юрия [СКРЫТО] к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), Государственному Учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности по осуществлению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), Государственному Учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным решения ответчика от 21.02.2019 г. № и от 08.10.2019 г. №; обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии с учетом размера дополнительной оплаты труда с 29.11.2018 г. согласно архивным справкам за 1976 г. (исх. № от 16.02.2018 г.); за 1981 г., 1982г., 1983 г., 1984 г., (исх. № от 16.02.2018 г.); за 1986 г., 1987г., за 1988 г., за 1989 г. (исх. № от 16.02.2018 г.); за 1990 г., 1991 г., 1992 г исх. № от 16.02.2018 г.); согласно трудовой книжке № № и справки № от 30.12.2014 года за период с 13.01.2014 года по 29.12.2014 года; согласно справки № от 30.12.2014 года ООО «ЗЕНИТ»; согласно справки исх. № от 28.12.2013 ООО «ЛОТОС-97».
Исковые требования мотивированы тем, что истец с 21.05.2018 года является получателем страховой пенсии по старости.
2
29.11.2018 года истец обратился в отдел пенсионного обеспечения с заявлением о перерасчёте страховой пенсии по старости, предоставив решение Белогорского районного суда Республики Крым от 23.10.2018 года об установлении факта принадлежности вышеуказанных архивных справок.
Пенсионным органом с 01.12.2018 года произведен перерасчет размера пенсии истца и ее размер с 01.12.2018 г. составил 9 643,15 руб.
Вместе с тем, ответчиком при перерасчете размера страховой пенсии не были включены в заработок для исчисления размера пенсии сведения о дополнительной оплате труда в период работы в КСП «За мир» (Колхоз «За мир») согласно представленным архивным справкам: за 1976 г. (исх. № от 16.02.2018 г.); за 1982г., 1983 г., 1984 г., (исх. № от 16.02.2018 г.); за 1986 г., 1987, 1988 г., 1989 г. (исх. № от 16.02.2018 г.); за 1990 г., 1991 г., 1992 (исх. № от 16.02.2018 г.); также не учтена трудовая книжка № № и справка № от 30.12.2014 года, подтверждающие официальную трудовую деятельность за период с 13.01.2014 г. по 29.12.2014 г.
Согласно ответу № от 21.02.2019 г. Отдела Пенсионного фонда РФ в Белогорском районе Республики Крым и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ Симферопольском районе Республики Крым (межрайонного) истец проинформирован о том, что ответчиком будет проводиться проверка сведений о начислении взносов государственного социального страхования на дополнительную оплату за период с 1981 г. по 1992 г.
Не согласившись с указанным ответом [СКРЫТО] Ю.А. обратился в порядке п.4 ст.5 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в сентябре 2019 г. за защитой своих интересов вышестоящему государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с обращением о проверке законности действий Управления и перерасчете размера пенсии.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, направило письмо №№ от 08.10.2019 г. об отказе в перерасчёте пенсии.
Истец считает указанные письма Отдела Пенсионного фонда РФ в Белогорском районе Республики Крым государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонного) и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым незаконными.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: признать незаконными письмо (решение) Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от 21.02.2019 г. № и письмо решение Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым
3
от 08.10.2019г. №№; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии с учетом размера дополнительной оплаты труда с 29.11.2018 г. согласно архивным справкам о заработной плате, выданным Архивным отделом (Муниципальный архив) Администрации Белогорского района: № от 16.02.2018 г. за период с августа 1975 г. по декабрь 1979 г.; № от 16.02.2018 г. за период с января 1980 года по декабрь 1984 г.; № от 16.02.2018 г. за период с января 1985 г. по декабрь 1989 г.; № от 16.02.2018 г. за период с января 1990 года по декабрь 1994 года; № от 16.02.2018 г. за период с января 1995 года по декабрь 1999 года; № от 16.02.2018 г. за период с января 2000 года по май 2000 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) ставит вопрос об отмене судебного решения в части удовлетворения иска с принятием нового решения об отказе в иске, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В письменных возражениях истец просил оставить без изменения судебное решение, считая необоснованными доводы апеллянта.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель истца.
Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Истец о причинах неявки не сообщил; представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставив на запрос суда оригинал пенсионного дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся истца и представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, а также пенсионного дела, предоставленного представителем ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
4
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части решения соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован в Республике Крым с 1995 года; с 21.05.2018 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г.
Письмом (решением) Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от 21.02.2019 г. № и письмом (решением) Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 08.10.2019г. №№ [СКРЫТО] Ю.А. отказано в перерасчете размера пенсии.
5
При рассмотрении заявления истца пенсионным органом не приняты в расчет архивные справки о заработной плате, выданные Архивным отделом (Муниципальный архив) Администрации Белогорского района Республики
Крым: № от 16.02.2018 г. за период с августа 1975 г. по декабрь 1979 г.; № от 16.02.2018 г. за период с января 1980 г. по декабрь 1984 г.; № от 16.02.2018 г. за период с января 1985 г. по декабрь 1989 г.; № от 16.02.2018 г. за период с января 1990 г. по декабрь 1994 г.; № от 16.02.2018 г. за период с января 1995 г. по декабрь 1999 г.; № от 16.02.2018 г. за период с января 2000 г. по май 2000 г.; указано, что в данных справках ФИО истца не совпадает с паспортными данными истца, а также в них не указан вид денежных единиц, в которых начислялась заработная плата, отсутствуют данные о начислении в спорные периоды взносов на государственное социальное страхование, единого социального налога и взносов в ПФ на дополнительную заработную плату.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию. В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 201.4 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно п.1 ст.4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят
о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
6
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации о гражданстве, имеют право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном
страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В силу ст.12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ч.ч.1,2 статьи 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 №208 - ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обращении граждан, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города
7
федерального значения Севастополя, за назначением пенсии, пенсия назначается с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. При этом заявление назначении пенсии может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
В силу ст.3 Федерального закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как предусмотрено ч.ч.3.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах забот, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как предусмотрено ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
8
В силу п.1 ст.23 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии со ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" в новой редакции право на страховую пенсию
по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляла шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 01 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год.
С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения пенсионного возраста.
С учетом положений ч.ч.1,2,3 ст.35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2018 году составляет 9 лет, величина ИПК 13,8 независимо от года назначения указанной страховой пенсии.
Согласно п.2 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 год определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В силу ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении
9
работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно п.п.11.60 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав представленные сторонами документальные данные о стаже работы истца, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения иска.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что вышеуказанные справки о заработной плате истца по существу соответствуют Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 августа 1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии», поскольку по каждому календарному году указаны периоды, принятые в подсчет заработка, а также размеры заработной платы.
Принадлежность истцу указанных архивных справок установлена решением Белогорского районного суда Республики Крым от 23 октября 2018 года.
В силу ст.100 Закона РСФСР от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР» в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера.
Кроме того, согласно Постановлению Президиума ВЦСПС от 29.02.1960 года "Об утверждении Инструкции о порядке взимания страховых взносов, расходования и учета средств государственного
10
социального страхования" страховые взносы начисляются на заработную плату всех рабочих и служащих, в числе штатных, нештатных, сезонных, временных, работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы, а также на заработную плату трудящихся других категорий (кроме рабочих и служащих), на которых специальными решениями распространено социальное страхование.
В соответствии с Постановлением Президиума ВЦСПС от 22.11.1974 года "О Перечне видов вознаграждений, премий и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы» страховые взносы не начисляются, в том числе на премии и поощрительные вознаграждения единовременного характера, выплачиваемые из фонда заработной платы или иных фондов.
I Предусмотренными системой оплаты труда считаются премии за трудовые результаты, которые установлены и выплачиваются на оснований соответствующих нормативных актов, а также Положений о премировании, принимаемых предприятиями в рамках коллективных договоров (трудовых соглашений, контрактов).
Соответственно, дополнительная оплата труда работников, предусмотренная локальными нормативными актами организации, не является единовременной выплатой, на которую начисляются страховые взносы.
Ответчик, оспаривая включение в заработок, определяемый для назначения истцу страховой пенсии по старости, дополнительных сумм заработной платы согласно архивным справкам, не представил доказательств того, что данные суммы не предусмотрены системой оплаты труда в колхозе, не относятся к заработной плате, носят поощрительный и единовременный характер.
Поскольку в спорные периоды истец работал на территории Украины, данные периоды работы подлежат зачету в страховой стаж на основании ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» без дополнительного подтверждения периодов работы и подтверждения уплаты страховых взносов.
Дата, с которой необходимо произвести перерасчет пенсии, судом также определена правильно.
С учетом положений п.2 ч.1 ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающих перерасчет размера страховой пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения, - суд правомерно указал на обязанность ответчика произвести перерасчет пенсии по возрасту с даты назначения пенсии с 04.02.2020 г., поскольку все
11
необходимые документы для включения указанных периодов в стаж были представлены истцом при обращении с заявлением о назначении пенсии.
В указанной части решения судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка установленным обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам с учетом особенностей правового регулирования спорных правоотношений.
Следует считать обоснованными выводы суда первой инстанции в части определения денежных единиц, указанных в архивных справках.
В силу ст.5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от 21.07.2014 года, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины –
гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года 56,6723 рубля за 10 украинских гривен. Среднемесячный заработок (доход)
переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
В соответствии со ст.1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13
марта 1992 года), пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст.6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Как предусмотрено п.п.10,11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших
на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» - в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, Центральным банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление
пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о
12
возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке. Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.
В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исчисляются из подсчета.
Согласно Приложению №1 к Указаниям до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица «купон», с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта «карбованец».
Как установлено Указом Президента Украины от 07 ноября 1992 года №549 -1 «О реформе денежной системы Украины», с 23 часов 00 минут 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа на территории Украины стал карбованец.
Согласно Указу Президента Украины «О денежной реформе в Украине» №762/96 от 25.08.1996 года со 2 сентября 1996 года в Украине введена гривна, предусмотрен обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1.
В соответствии с п.11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года №99р (ред. от 28.01.2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года У1-1 -У).
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 года №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.
Судебная коллегия считает, что отсутствие в справках о заработной плате указания на денежную единицу не является препятствием к зачету данной справки. Вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, ответчик может самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате.
13
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа по существу спора являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции соответствуют нормативным требованиям.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: