Дело № 33-1000/2021 (33-11081/2020;), апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым)
Дата поступления 15.12.2020
Дата решения 02.02.2021
Категория дела Иные социальные споры
Судья Синани Александр Михайлович
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 6048dd48-6d8a-31e8-afc8-8ac719d4c520
Стороны по делу
Истец
*.*. ********* *. ****** ******** *.*.
******** ****
Ответчик
************ ***** * ********** ****** **
*** ******** **** ******-********** ********** ** *** **** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 февраля 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Авериной Е.Г.,

Подлесной И.А.,

при секретаре Кульневе А.А.,

с участием представителя

Федерального казенного

учреждения «Главное

бюро медико-

социальной экспертизы

по Республике Крым»

Министерства труда и

социальной защиты

Российской Федерации Мамедовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора г. Судака Республики Крым в интересах [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании права, возложении обязанности, по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 октября 2020 года,

у с т а н о в и л а:

в апреле 2020 года прокурор г. Судака Республики Крым обратился в суд с иском в интересах [СКРЫТО] А. к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании права, возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что проверкой, проведенной прокуратурой города Судака по обращению [СКРЫТО] А. по вопросу установления статуса «ветеран Великой Отечественной войны», установлено, что [СКРЫТО] А., ДД.ММ.ГГГГ р., имеет статус ветерана войны - инвалида войны, что подтверждается удостоверением серии , выданным Судакским управлением социальной защиты населения. Указанный статус установлен [СКРЫТО] А. в связи с получением им в феврале 1942 года ранения, связанного с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны. Данный факт подтверждается протоколом опроса свидетелей от ДД.ММ.ГГГГ, составленным Комиссией по назначению пенсий. Согласно показаниям свидетелей, в феврале 1942 года [СКРЫТО] [СКРЫТО] во время бомбардировки был ранен <данные изъяты>, <данные изъяты>. Из справки МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что [СКРЫТО] А. присвоена <данные изъяты> группа инвалидности с формулировкой причины инвалидности: «ранение, полученное в период боевых действий во время ВОВ». С целью выдачи удостоверения российского образца [СКРЫТО] А. обратился в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с заявлением об установлении ему статуса «ветеран Великой Отечественной войны» как инвалиду с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»). Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, рассмотрев документы [СКРЫТО] А. на присвоение статуса «ветеран Великой Отечественной войны», 30.01.2020 приняло решение об отказе из-за несоответствия формулировки, указанной в справке МСЭК от 30.03.1999, требованиям пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». [СКРЫТО] А. рекомендовано обратиться в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» для изменения формулировки в соответствии с законодательством. 25.03.2020 [СКРЫТО] А. обратился в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» с соответствующим заявлением. Из ответа ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 01.04.2020 № 550 следует, что для рассмотрения вопроса об изменении [СКРЫТО] А. причины инвалидности на «инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимы сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое привело к стойким ограничениям жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся - до 18 лет) вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны. Однако, учитывая длительный период времени, прошедший с момента получения ранения, возможность получить первичные медицинские документы у [СКРЫТО] А. отсутствует. В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2015 № 3 н «Об установлении тождества формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации», до 31.12.2014 включительно формулировка причины инвалидности «ранение, контузия, увечье, заболевание, полученные в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) вследствие военных действий гражданской и Великой Отечественной войн и в послевоенный период» соответствует формулировке причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно: «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны». В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при предоставлении с 01.01.2015 мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II или III группу инвалидности либо категорию «ребенок-инвалид», которые установлены в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31.12.2014 включительно, указанные группы и категория считаются эквивалентными соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории «ребенок-инвалид», установленным законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, до проведения очередного освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31.12.2014 включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты. Полномочиями по установлению тождества формулировок причин инвалидности, установленных до 31.12.2014, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Минтруда России. Невозможность установления [СКРЫТО] А. статуса «ветеран Великой Отечественной войны» обусловлена несоответствием справки МСЭК украинского образца требованиям законодательства Российской Федерации, а именно отсутствием в справке указания на получение инвалидности «с детства». Учитывая возраст [СКРЫТО] А. при получении ранения, связанного с боевыми действиями, - 6 лет (1942 год), формулировка, указанная в справке МСЭК серии 2-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «инвалидность вследствие ранения, полученного в районе боевых действий во время ВОВ» фактически тождественна формулировке «инвалидность с детства вследствие ранения, связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Таким образом, ветеран Великой Отечественной войны, проживающий на территории Республики Крым и имеющий соответствующий статус в соответствии с законодательством Украины, не может быть лишен данного статуса, являясь гражданином Российской Федерации. [СКРЫТО] А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является пенсионером, ветераном Великой Отечественной войны, <данные изъяты> группы, что в силу возраста и состояния здоровья существенно ограничивает его возможности самостоятельно реализовывать право на судебную защиту. На основании изложенного прокурор просил: обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Минтруда России установить тождество формулировки причины инвалидности, указанной в справке МСЭК серии 2-04 АН № 005221 от 30.03.1999, требованиям пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и определить в качестве причины инвалидности [СКРЫТО] А. «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны»; признать за [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на присвоение статуса «ветеран Великой Отечественной войны» в соответствии с пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым установить [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ рождения, статус «ветеран Великой Отечественной войны» в соответствии с пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и выдать соответствующее удостоверение.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 октября 2020 года ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Минтруда России обязано установить тождество формулировки причины инвалидности, указанной в справке МСЭК серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, требованиям пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и определить в качестве причины инвалидности [СКРЫТО] [СКРЫТО] инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны. За [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ рождения признано право на присвоение статуса «ветеран Великой Отечественной войны» в соответствии с пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Министерство труда и социальной защиты Республики Крым обязано установить [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ рождения, статус «ветеран Великой Отечественной войны» в соответствии с пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и выдать соответствующее удостоверение.

В обоснование апелляционной жалобы Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, об отсутствии сведений о прохождении [СКРЫТО] А. освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы. Государственная услуга по проведению медико-социальной экспертизы [СКРЫТО] А. не оказывалась, а следовательно, его охраняемые законом права и свободы ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» Минтруда России не нарушались. Показания свидетелей, не являющихся бывшими командирами отряда и медицинскими работниками, оказывающими первую помощь, в соответствии с требованиями Инструкции Госкомтруда и Министерства здравоохранения СССР 1690-СН от 03.07.1995, не являются допустимыми доказательствами по делу. Судом не дана оценка, повлекло ли ранение, полученное в феврале 1942 года, нарушение здоровья [СКРЫТО] А. со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности, и, как следствие, возникновению у него права на установление инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ. Не является допустимым доказательством по делу и справка серии МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Республиканским МСЭК <адрес>, так как причина инвалидности [СКРЫТО] А. вследствие ранения, связанного с боевыми действиями в период ВОВ, не установлена Актом медико-социальной экспертизы.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] ДД.ММ.ГГГГ рождения, имея статус ветерана войны - инвалида войны, что подтверждается удостоверением серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Судакским управлением социальной защиты населения, обратился к прокурору города Судака Республики Крым с заявлением о защите его прав при решении вопроса о признании права на присвоение статуса «ветеран Великой Отечественной войны».

Из справки МСЭК серии 2-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что [СКРЫТО] А. присвоена <данные изъяты> группа инвалидности с формулировкой причины инвалидности: «ранение, полученное в период боевых действий во время ВОВ».

Согласно Протоколу опроса свидетелей от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссия по назначению пенсий Исполнительного комитета Судакского городского совета народных депутатов решила, что ранение [СКРЫТО] [СКРЫТО] возможно получено в период боевых действий во время Великой Отечественной войны.

Из представленной справки МСЭК , выданной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заявителю присвоена третья группа инвалидности с формулировкой причины инвалидности: «ранение, полученное в период боевых действий во время ВОВ».

04.02.2020 Министерством труда и социальной защиты Республики Крым, на основании Протокола комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с установлением статуса и выдачей соответствующих удостоверений от 30.01.2020 № 3, [СКРЫТО] А. отказано в установлении статуса «участник Великой Отечественной войны» и выдаче удостоверения в связи с несоответствием формулировки причины инвалидности. Рекомендовано обратиться в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы и предоставить первичные медицинские документы, подтверждающие инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Согласно ответу ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» от 01.04.2020, для рассмотрения вопроса об изменении причины инвалидности на «инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимы сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь и подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое привело к стойким ограничениям жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся до 18 лет) вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиям в период Великой Отечественной войны. В ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» сведения о прохождении заявителем освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы Республики Крым, не имеется.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 7 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.11.1993 № 3551-ХП, к лицам с инвалидностью в результате войны относятся также лица с инвалидностью из числа лиц, ставших лицами с инвалидностью в результате ранений или других повреждений здоровья, вследствие военных действий гражданской и Второй мировой войн, или ставшие лицами с инвалидностью по указанным причинам в несовершеннолетнем возрасте в военные и послевоенные годы.

Связь инвалидности с ранением или другим повреждением здоровья, полученным указанными лицами, устанавливается для совершеннолетних лиц - по заключению медико-социальной экспертизы, для лиц в возрасте до 18 лет врачебно-консультативными комиссиями лечебно-профилактических учреждений в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Ст.ст. 2, 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.

Федеральным законом от 9 мая 2004 № 36-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О ветеранах», вступившим в силу с 10 мая 2004 г., пп. "и" п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» изложен в новой редакции; к категории участников Великой Отечественной войны помимо лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», отнесены инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

В силу ст. 28 вышеуказанного Федерального закона, реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

Как установлено ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, определяет Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык.

Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Замена указанных документов осуществляется на основании утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1532 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как предусмотрено пп. 12 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат но обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях адрес и города федерального значения Севастополя», меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», предоставляются гражданам из числа лиц, ставших инвалидами в результате военных действий в период гражданской войны и Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте в военные годы.

В соответствии с пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в частности, инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил замены документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1532, замена документов производится по месту жительства на территории Российской Федерации на основании заявления, предоставленного гражданином (представителем гражданина) в органы (организации), уполномоченные на выдачу соответствующего документа.

Для произведения замены должны быть также представлены документы согласно п. 4 Правил, а именно: паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина (лица без гражданства); документ, подтверждающий, что по состоянию на 18 марта 2014 г. гражданин постоянно проживал на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя; подтверждающий документ, подлежащий замене; документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), - в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.

В силу п. 5 Правил, к замене принимаются подтверждающие документы, выданные в установленном порядке и являющиеся на территории, где они были выданы, и на дату их выдачи официальными документами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 № 1122 утверждена Инструкция «О порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны», в соответствии с п. 1 которой, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца (далее - удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 2 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.

Согласно п. 2 названной инструкции, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Из системного толкования законодательства, устанавливающего гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, суд пришел к выводу, что для различных категорий ветеранов Великой Отечественной войны, в числе которых поименованы и участники Великой Отечественной войны, определены меры социальной поддержки, реализация которых осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов соответствующими органами бывшего Союза ССР до 1 января 1992 г. или после этой даты - Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.7 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда России от 11.10.2000 № 69, права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности.

Тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31.12.2014 включительно, формулировкам инвалидности, предусмотренным законодательством Российской Федерации, предусмотрено приказом Минтруда России от 12.01.2015 № 3н.

Согласно указанию Министерства социального обеспечения РСФСР от 3 августа 1990 года № 1-110-У «О порядке установления инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями», в случае документально подтвержденного факта наступления инвалидности при указанных обстоятельствах причина инвалидности определяется: инвалидность с детства вследствие ранения, контузии, увечья (соответственно), связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны.

Как предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

В силу п. 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 95 от 20 февраля 2006 года, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медикосоциальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Как указано в п. 14 Правил, в случае признания лица инвалидом, в качестве причины инвалидности указывается, в том числе, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны.

При отсутствии документов, подтверждающих факт военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.

Как определено п. 4 Разъяснений, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 года № 17 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.

В соответствии с приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» при установлении инвалидности предоставляются сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое привело к стойким ограничениям жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся - до 18 лет) вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны - для установления причины инвалидности «инвалид с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанной с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны».

В соответствии с приказом Минтруда России от 12.01.2015 № 3н «Об установлении тождества формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации», формулировка причины инвалидности, предусмотренной законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, - «ранение, контузия, увечье, заболевание, полученные в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) вследствие военных действий гражданской и Великой Отечественной войн и в послевоенный период» - приравнивается к формулировке причины инвалидности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, - «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны».

Суд пришел к выводу о доказанности полученной истцом травмы в 1942 году, до достижения им 18-ти лет установления ему инвалидности 3 группы в связи с ранением на территории боевых действий в период Великой Отечественной войны, получения ранения, связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, до достижения возраста 18 лет с учетом положений приказа Минтруда России от 12.01.2015 №3н «Об установлении тождества формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренным законодательством Российской Федерации», нарушении прав истца и незаконности отказа ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Минтруда России в установлении тождества формулировки причины инвалидности, указанной в справке серии 2-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требованиям пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 5-ФЗ «О ветеранах», а также о незаконности отказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в установлении истцу статуса «ветеран Великой Отечественной войны» в соответствии с пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и выдаче соответствующею удостоверения.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального и процессуального законодательства.

Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы, поскольку правоотношения, возникшие между сторонами, урегулированы, в том числе, специальным законодательством Российской Федерации, принятым в связи с принятием Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, что ответчиками оставлено без внимания. Указанными нормативными актами ответчикам не предоставлено право ревизии действий государственных органов иного государства, установивших соответствующий статус истца, и выдавших ему соответствующее удостоверение на основании законодательства, ранее действовавшего на территории Республики Крым. Данные обстоятельства, в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» полагаются установленными.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации без удовлетворения.

Судьи:

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) на 15.12.2020:
Дело № 33-1014/2021 (33-11096/2020;), апелляция
  • Дата решения: 21.01.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шестакова Нина Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-989/2021 (33-11070/2020;), апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Аверина Елена Геннадьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-990/2021 (33-11071/2020;), апелляция
  • Дата решения: 02.02.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Синани Александр Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-993/2021 (33-11074/2020;), апелляция
  • Дата решения: 04.02.2021
  • Решение: решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Мотина Ирина Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-994/2021 (33-11075/2020;), апелляция
  • Дата решения: 02.02.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Рошка Марина Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1008/2021 (33-11090/2020;), апелляция
  • Дата решения: 14.01.2021
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кузнецова Елена Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1009/2021 (33-11091/2020;), апелляция
  • Дата решения: 28.01.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Богославская Светлана Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1010/2021 (33-11092/2020;), апелляция
  • Дата решения: 03.02.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Романова Любовь Владиславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-988/2021 (33-11069/2020;), апелляция
  • Дата решения: 02.02.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Синани Александр Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-995/2021 (33-11076/2020;), апелляция
  • Дата решения: 26.01.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гоцкалюк Владимир Дмитриевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-729/2020, апелляция
  • Дата решения: 16.12.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Воробьева Светлана Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-1297/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Воробьева Светлана Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-48/2021 (21-1297/2020;), апелляция
  • Дата решения: 11.01.2021
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Воробьева Светлана Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-728/2020, апелляция
  • Дата решения: 18.12.2020
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дяченко Любовь Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-3785/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Караваев Константин Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-3782/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Елгазина Лариса Павловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-3783/2020, апелляция
  • Дата решения: 17.12.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Осоченко Анатолий Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-3784/2020, апелляция
  • Дата решения: 17.12.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Осоченко Анатолий Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-72/2021 (22-3785/2020;), апелляция
  • Дата решения: 14.01.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Караваев Константин Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-3786/2020, апелляция
  • Дата решения: 16.12.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Капустина Людмила Павловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-3787/2020, апелляция
  • Дата решения: 16.12.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Редько Галина Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-3788/2020, апелляция
  • Дата решения: 16.12.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Редько Галина Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-388/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 29.12.2020
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Белинчук Татьяна Григорьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-387/2020, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шестакова Нина Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-386/2020, первая инстанция
  • Решение: Возвращено заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Аврамиди Татьяна Станиславовна
  • Судебное решение: НЕТ