Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 07.04.2022 |
Дата решения | 27.04.2022 |
Статьи кодексов | ст.12.9 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Шкляр Татьяна Александровна |
Результат | Вынесено решение по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | 1ed2fa18-3f92-3b28-b416-9601be45e768 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№21-685/2022
РЕШЕНИЕ
27 апреля 2022 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Шкляр Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Крым капитана полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № и решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от 25 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора по исполнению административного законодательства ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Крым капитана полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Крым, [СКРЫТО] А.С. обратился с жалобой в Железнодорожный районный суд г.Симферополя Республики Крым, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока его обжалования.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 10 сентября 2021 года жалоба [СКРЫТО] А.С. с ходатайством о восстановлении срока на обжалование постановления должностного лица от 31 марта 2021 года передана в Сакский районный суд Республики Крым для рассмотрения по подсудности.
Решением судьи Сакского районного суда Республики Крым от 25 марта 2022 года ходатайство о восстановлении срока обжалования вышеуказанного постановления должностного лица удовлетворено, постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № оставлено без изменений, жалоба [СКРЫТО] А.С. без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, [СКРЫТО] А.С. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просил отменить постановление инспектора по исполнению административного законодательства ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Крым капитана полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № и решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от 25 марта 2022 года, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
[СКРЫТО] А.С., должностное лицо старший инспектор по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Крым капитан полиции ФИО6 в судебное заседание суда апелляционной инстанции 27 апреля 2022 года не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 (далее - Правила дорожного движения, Правила) участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В силу положений пункта 10.1 Правил дорожного движения, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Пунктом 10.2 Правил дорожного движения в населенных определено, что в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил дорожного движения лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно представленным материалам дела [СКРЫТО] А.С. привлечен к административной ответственности за то, что в нарушение пункта 10.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 34 минуты по адресу: <адрес>, водитель, управляя транспортным средством марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, превысил установленную скорость движения на 32 км/ч, двигаясь со скоростью 92 км/ч, при разрешенной 60 км/ч.
Допущенное нарушение установленной скорости движения зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством «Астра-Трафик», идентификатор №, свидетельство о поверке № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Крым в порядке части 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, в отношении [СКРЫТО] А.С. При этом в постановлении указано, что [СКРЫТО] А.С. является на момент фиксации нарушения собственником (владельцем) транспортного средства.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья районного суда пришел к выводу о том, что [СКРЫТО] А.С. обоснованно привлечен к административной ответственности, поскольку заявителем не приведено достаточных доказательств, подтверждающих, что автомобиль «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № в момент фиксации административного правонарушения находился в пользовании иного лица.
Между тем согласиться с указанным выводом судьи районного суда нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с положениями части 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Таким образом, анализ приведенных норм указывает на то, что в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к административной ответственности за нарушение требований Правил дорожного движения Российской Федерации, выявленных в автоматическом режиме, привлекается собственник (владелец) транспортного средства, который, в свою очередь, при обжаловании вынесенного в отношении него постановления по делу об административном правонарушении вправе представить доказательства нахождения транспортного средства во владении или в пользовании другого лица.
В жалобе на постановление инспектора по исполнению административного законодательства ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Крым капитана полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, в настоящей жалобе [СКРЫТО] А.С. указывает, что не является собственником транспортного средства – автомобиля марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, ссылается на свидетельство о регистрации транспортного средства, которое отсутствует в материалах дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, должностным лицом административного органа не предоставлено, а судьей районного суда не истребовано доказательств, подтверждающих, кто является собственником транспортного средства автомобиля марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № либо доказательств, подтверждающих управление указанным автомобилем в момент фиксации нарушения автомобилем скоростного режима (28 марта 2021 года) иным лицом, тогда как именно эти обстоятельства являются основанием для его привлечения к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае будут нарушены предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от 25 марта 2022 года, вынесенное в отношении [СКРЫТО] А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Сакский районный суд Республики Крым.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное выше, вынести законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного выше, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 – удовлетворить частично.
Решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от 25 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 – отменить, дело направить в Сакский районный суд Республики Крым на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты> Т.А. Шкляр
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>