Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 15.05.2019 |
Дата решения | 18.06.2019 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 8.2 |
Судья | Тимошенко Екатерина Григорьевна |
Результат | Вынесено решение по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | a12c0093-83ee-3ebf-a234-d501d799b024 |
Дело № 21-458/2019
Р Е Ш Е Н И Е
18 июня 2019 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» Вымятина Е.В. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года 12-45/2019,
у с т а н о в и л :
постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Галаева В.А. от 31 августа 2018 года № [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Данное постановление обжаловано [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» в судебном порядке.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года 12-45/2019 жалоба [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» оставлена без удовлетворения, указанное постановление должностного лица от 31 августа 2018 года <данные изъяты> – без изменения.
Не согласившись с указанным решением, представитель [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» Вымятин Е.В. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года.
Жалоба мотивирована тем, что вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела, оценка доказательств не была основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Так, заявитель указывает на то, что материалами дела не подтверждена вина [СКРЫТО] «МДЦ «Артек» в обращении с отходами, образованными от демонтажа самовольных построек, возведенных иными лицами, в связи с чем учреждение не правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав главного специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Галаева В.А., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 22.06.2018 г № 1135 в период с 03.07.2018 г. по 09.07.2018 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении [СКРЫТО] «МДЦ «Артек» с целью выявления возможных нарушений требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, исполнения требований земельного законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 09.07.2018 г. № 015.
Согласно указанному акту в ходе проведения проверки [СКРЫТО] «МДЦ «Артек» на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> галстуков и <адрес> выявлены факты несанкционированного размещения отходов, а именно: размещение отходов не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов. Примерные координаты согласно данных Яндекс карты: широта 44.561919° долгота 34.316105°. По морфологическому составу отходы представляли собой отходы от сноса и разборки зданий. Площадь одного из мест размещения отходов составляет 104,3 кв.м, второго – 12,2 кв.м. Также, на данном участке выявлены два места размещения растительных отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Площади мест несанкционированного размещения отходов растительности составили 7,9 кв.м и 176,3 кв.м.
Замеры площадей мест несанкционированных размещений отходов производства и потребления проводились рулеткой измерительной металлической.
Специалистами ГАУ РК «ЦЛАТИ» был произведен отбор проб отходов с целью отнесения их к определенному классу опасности отходов производства и потребления.
В адрес Министерства 12.07.2018 г. из ГАУ РК «ЦЛАТИ» поступили протоколы инструментально-лабораторных измерений проб отходов, в соответствии с которыми отобранные образцы отходов относятся:
1. пробоотборный участок № 1 относится к 5 классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду – отходы растительности площадью 7,9 кв.м;
2. пробоотборный участок № 2 относится к 5 классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду – отходы от сноса и разбора зданий площадью 104,3 кв.м;
3. пробоотборный участок № 3 относится к 4 классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду – отходы от сноса и разбора зданий площадью 12,2 кв.м;
4. пробоотборный участок № 4 относится к 4 классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду – отходы растительности площадью 176,3 кв.м.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» 20 июля 2018 г. протокола об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ № 010661.
Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Галаева В.А. от 31 августа 2018 года № [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» за нарушение требований п. 7 ст. 12, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2.1, 2.3, 24, 25 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994, привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт допущенного правонарушения и виновность [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» доказаны и подтверждены материалами дела об административном правонарушении в полном объеме.
Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Положениями Федерального закона № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В ходе проверки [СКРЫТО] «МДЦ «Артек», по мнению административного органа, установлены нарушения экологических норм и правил по обращению с отходами, а именно, земельный участок, который закреплен за [СКРЫТО] «МДЦ «Артек» на праве оперативного управления, используется предприятием для несанкционированного размещения отходов не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что материалы дела содержат письменные возражения руководителя службы экологической безопасности [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» Гугу Т.М., согласно которым 29.09.2016 г. рабочей группой Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым были выявлены самовольные строения, в том числе по <адрес> галстуков, территории обследованной в рамках проведения внеплановой проверки соблюдения природоохранного законодательства. В результате проведенных работ по сносу самовольных построек лицами, осуществившими такие строения, при участии [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» на месте снесенных строений образовался крупногабаритный мусор, остатки растительности и мусор из жилищ. Образовавшийся мусор вывозится с территории управлением жилищно-коммунального хозяйства [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек», посредством заключенных контрактов от 15.12.2017 г. с ООО «СПЕЦТЕХНИКА».
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут выступать лишь организации (учреждения, предприятия), которые осуществляют деятельность, связанную с обращением с отходами, то есть непосредственно осуществляющие сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.
В материалах дела не имеется доказательств того, что [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. При этом действия учреждения по сбору и транспортированию отходов с территории земельного участка, находящегося в пользовании учреждения, не являются действиями, исполнение которых охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, учреждение не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное исключает наличие в действиях [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.
Кроме того, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» предпринимаются все необходимые меры по исполнению возложенных на него обязанностей, в частности по организации действий, направленных на освобождение земельного участка от отходов.
Таким образом, в действиях [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку крупногабаритный мусор, остатки растительности и иные отходы образовались не в результате деятельности учреждения, а в результате сноса самовольных построек.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года 12-45/2019 и постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Галаева В.А. от 31 августа 2018 года № подлежат отмене, а производство по административному делу в отношении [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу представителя [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» Вымятина Е.В. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года 12-45/2019 – удовлетворить.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года 12-45/2019 и постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Галаева В.А. от 31 августа 2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении [СКРЫТО] «Международный детский центр «Артек» – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>