Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 31.01.2022 |
Дата решения | 15.03.2022 |
Статьи кодексов | ст.8.2 ч.1 КоАП РФ |
Судья | Тимошенко Екатерина Григорьевна |
Результат | Вынесено решение по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | a3b4c5be-68ab-3527-912b-9e6ac997bc82 |
Дело № 21-314/2022
Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2022 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Османова К.Э. на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года № 12-93/2021,
у с т а н о в и л :
постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Османова К.Э. от 28.09.2021 года, ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 31000 рублей.
Данное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года № 12-93/2021 жалоба ИП [СКРЫТО] И.В. удовлетворена. Постановление должностного лица от 28.09.2021 года отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в действиях заявителя.
Не согласившись с указанным решением суда, заведующий сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старший государственный инспектор Республики Крым Османов К.Э. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.
Жалоба мотивирована тем, что выявленные в ходе проведения внеплановой выездной проверки факты несанкционированного складирования заявителем отходов производства и потребления не в специально оборудованных сооружениях, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
На основании ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 12 августа 2021 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки по адресу: <адрес> в отношении ИП [СКРЫТО] И.В. должностным лицом экологического надзора, выявлен факт нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в части несанкционированного складирования отходов производства и потребления (отходов, образующихся в результате обогащения песка строительного не загрязненного) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местности с твёрдым (песчано-гравийным) покрытием, фрагментарно, на общей площади <данные изъяты>
По результатам проверки был составлен акт от 12.08.2021 года за №08/06.3-2021
Постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Османова К.Э. от 28.09.2021 года ИП [СКРЫТО] И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица от 28.09.2021 года и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях [СКРЫТО] И.В., судья районного суда исходил из того, что материалы дела об административном правонарушении не содержат безусловных доказательств того, что хозяйствующим субъектом ведется деятельность с нарушениями требований природоохранного законодательства, в понимании Федерального закона №89-ФЗ.
С таким решением Белогорского районного суда Республики Крым соглашается и суд апелляционной инстанции.
Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Положения ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Так, под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: по сбору отходов; по накоплению отходов; по использованию отходов; по обезвреживанию отходов; по транспортированию отходов; по размещению отходов.
При этом, ИП [СКРЫТО] И.В. не вменяется ни один из вышеуказанных видов деятельности. Из анализа текста постановления о привлечении к административной ответственности и протокола об административном правонарушении следует, что фактически вменяемое в вину нарушение допущено им при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы.
Между тем, из постановления должностного лица следует, что доказательством вины ИП [СКРЫТО] И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, должностным лицом административного органа приведены протоколы инструментально - лабораторных измерений проб отходов от 23.08.2021 года, согласно которым, пробы отходов относятся к IV-V классу опасности.
Порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован статьей 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений приведенной статьи закона, соответствующее изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, о чем составляется протокол с соблюдением требований данной статьи и подписывается участвовавшими при изъятии лицами.
По смыслу вышеуказанных норм права установленный порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
Усматривается, что должностным лицом экологического надзора Османовым К.Э. 12 августа 2021 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ИП [СКРЫТО] И.В., по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, отбор проб отходов в данном конкретном случае осуществлялся 21.08.2021 года, без соблюдения процедуры, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках возбужденного производства по делу об административном правонарушении, при этом участие понятых либо производство видеозаписи при совершении данного процессуального действия обеспечено не было (протоколы измерений, акт отбора проб л.д.31-42, материалов дела об административном правонарушении № 019094/0982-2021).
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо графические изображения, которые позволяют оценить общий вид территории и опровергнуть доводы [СКРЫТО] И.В., о том, что глина (суглинок) является товарным продуктом, относится к грунтам, а не к отходам IV-V класса опасности.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей соблюден.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на решение суда.
Доводы жалобы о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оценка доказательств не была основана на всестороннем, полном и объективом исследовании всех материалов дела, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость.
Учитывая, что жалоба на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года № 12-93/2021, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для его отмены отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Османова К.Э. на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года № 12-93/2021 - оставить без удовлетворения.
Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года № 12-93/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО2 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>