Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Салехардский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) |
Дата поступления | 30.05.2017 |
Дата решения | 16.06.2017 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Токмакова Наталья Александровна |
Результат | Дело присоединено к другому делу |
Судебное решение | Есть |
ID | 1342b1db-6de1-3235-974d-7b1085e47258 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2017 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Брожко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-978/2017 по административному иску ФИО2 к Управлению по вопросам миграции УМВД России по <адрес>, УМВД России по <адрес> о признании незаконными заключений служебных проверок Управления по вопросам миграции УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности исключить паспорт из реестра недействительных,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к к Управлению по вопросам миграции УМВД России по <адрес>, УМВД России по <адрес> о признании незаконными заключений служебных проверок Управления по вопросам миграции УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности исключить паспорт из реестра недействительных.
В обоснование иска указано, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоял на государственной гражданской службе ФИО3 в должности главного специалиста отдела лингвистической экспертизы организационного управления аппарата Законодательного ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением председателя Законодательного ФИО3 №-лс служебный контракт прекращен, освобожден от занимаемой должности и уволен по инициативе нанимателя с государственной гражданской службы ФИО3 в связи с нарушением установленных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, которое исключает возможность замещения должности государственной гражданской службы, в соответствии с п. 11 ч.1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ. Основанием увольнения указано письмо начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №/-4469 и п. 13 ст. 46 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ. При увольнении было установлено, что ФИО2 гражданином РФ не является, так как гражданства не принимал. Согласно данным сайта ГУ по вопросам миграции МВД России паспорт ФИО2 является необоснованно выданным. В ходе рассмотрения Салехардским городским судом гражданского дела по иску ФИО2 о восстановлении на работе, установлено, что письмо начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №/-4469 основывается на заключении служебной проверки Управления по вопросам миграции УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. С указанным заключением ФИО2 смог ознакомиться лишь ДД.ММ.ГГГГ год в Салехардском городском суде В последующем, в ходе рассмотрения административного искового заявления ФИО2 стало известно о наличии еще одного заключения Управления по вопросам миграции УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предшествующего вынесению заключения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ. С содержанием заключения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ в Салехардском городском суде. Указанные заключения считает вынесенными с нарушением действующего ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ "О гражданстве РФ" и как следствие незаконными. При поступлении в 2015 году на государственную гражданскую службу ФИО3 проверка подтвердила наличие гражданства РФ. Заключение не содержит доказательств оформления гражданства в нарушение установленного порядка или при "отсутствии" гражданства. В РФ единственным основанием, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица, является ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ, в соответствии с которой "решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом под подложным подразумевается официальный документ, содержащий ложную информацию". В оспариваемом заключении указано, что во втором паспорте, полученном ФИО2 по достижении 20-ти лет, не указано основание приобретения гражданства. Однако, основание указывается при первичном получении паспорта, а при его замене указывается отделение полномочного органа, которым он выдан. В заключении установлено, что мать ФИО2 - гражданка России по рождению на основании Постановления КС РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ. УВМ УМВД России по <адрес> полагает, что ее следует считать гражданкой РФ, и что паспорта гражданина РФ оформлялись ей законно. Мать ФИО2 на самом деле является гражданином РФ по рождению на основании ст. 13 ч. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О гражданстве Российской Федерации". ФИО2 гражданство было оформлено в соответствии с п. 3.5 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации" (на который имеется ссылка в Заключении): 3.5. организовать с ДД.ММ.ГГГГ в первоочередном порядке выдачу паспортов гражданина Российской Федерации лицам, достигшим 14-16-летнего возраста, военнослужащим, а также другим гражданам согласно планам организационных и практических мероприятий поэтапной выдачи и замены паспортов. Гражданство РФ ФИО2 должны были оформить и на основании ч.1 ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О гражданстве Российской Федерации", поскольку отец был гражданином бывшего СССР, то есть формально лицом без гражданства. Хотя ему гражданство могло быть оформлено и по ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О гражданстве Российской Федерации" либо как беженцу (все члены семьи были беженцами). ФИО2 является гражданином России по рождению с даты своего рождения - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес> Таджикской ССР. Мама, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась в <адрес>, по национальности русская. Отец, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Таджикской ССР, по национальности русский. Родители в 1982 году на момент рождения ФИО2 являлись гражданами СССР и имели паспорта граждан СССР. Согласно ч. 7 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ "О гражданстве РФ" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. КС РФ разъяснял: "Согласно ч. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О гражданстве Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) лица, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в ФИО1 гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.Употребленное в ч. 2 ст. 13 Закона РФ "О гражданстве РФ" применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве РФ" означает, что такие лица считаются состоявшими в ФИО1 гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять ФИО1 гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами РФ на момент вступления в силу названного Закона, так как в его ст. 4 установлено, что проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает ФИО1 гражданства. Из данной правовой позиции следует, что признание гражданства РФ по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П является в силу принципа "права крови", действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства РФ по рождению и их ребенка независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению. Данная позиция также согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №-О". Статья 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ устанавливает, что документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указания на гражданство лица. В заключении указано, что семья ФИО9 на дату ДД.ММ.ГГГГ не проживали на территории РФ. Однако в силу п. "в" ч. 1 ст. ДД.ММ.ГГГГ гражданство Российской Федерации приобреталось не только в результате его признания, но и по рождению и в порядке регистрации. Согласно ст. ДД.ММ.ГГГГ гражданство Российской Федерации в порядке регистрации приобретали: граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ, если они до конца 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Семья ФИО9 заявляли о желании, иначе не получили бы паспортов. Проверка проведена с нарушением п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в последнем абзаце которого указана необходимость проверить не только факт проживания гражданина на территории РФ на ДД.ММ.ГГГГ, но и наличие гражданства в соответствии с п. 7 ст. ДД.ММ.ГГГГ. В 1993 году в связи с распадом СССР и боевыми действиями в <адрес> семья ФИО9 переехала в <адрес> - в Россию. По приезду родители обратились в орган миграционной службы <адрес> и получили удостоверение и статус беженцев. ФИО2 было всего 11 лет, его родители не принимали гражданства иной республики СССР (CНГ). ФИО2 как ребенок получил паспорт гражданина РФ ранее, чем его родители - ДД.ММ.ГГГГ в Шатровском ОВД <адрес> - серия 3799 №, о чем имеется соответствующая отметка в свидетельстве о рождении. ДД.ММ.ГГГГ в ОВД <адрес> по достижении 20-ти лет ФИО2 был оформлен новый паспорт серии 3703 №. ДД.ММ.ГГГГ отделом ФМС 725 <адрес> ФИО2 был оформлен заграничный паспорт серии 64 №. Информацию, предоставленную в Управление по вопросам миграции УМВД России по ФИО3, ФИО2 считает незаконной, поскольку гражданство РФ, согласно законодательству РФ, приобретается при рождении - от родителей. Иное приобретается (то есть изменяется) при достижении совершеннолетнего возраста, но по собственному волеизъявлению. ФИО2 является гражданином РФ по рождению, на основании ч. 1 ст. ДД.ММ.ГГГГ, так как на день его рождения мать была гражданка РСФСР, согласно ч. 2 ст. 13 Закона "О гражданстве" 1991 года, а отец - уроженец Таджикской ССР, и оба родителя были гражданами СССР. В силу ст. ДД.ММ.ГГГГ гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей, гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.
Представители административного ответчика и соответчика Управления по вопросам миграции УМВД России по <адрес>, УМВД России по <адрес>, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. От представителя УМВД России по <адрес> поступило ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. Также поступил отзыв.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по ФИО3 ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, указал, что в соответствии со ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются Президент Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, дипломатический представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. В соответствии с п. 28 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Президент Российской Федерации решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, а также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов в связи с исполнением Федерального закона. В соответствии с п. "а" ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ "О гражданстве РФ" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относиться к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов. Вопрос о приеме либо об отклонении в приеме в гражданство Российской Федерации относится к исключительной компетенции органов исполнительной власти, перечень которых законодателем установлен и является исчерпывающим. Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ "О гражданстве РФ", наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается у лица соответствующего гражданства. На основании запроса Законодательного ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по ФИО3 была проведена проверка наличия (отсутствия) гражданства РФ в отношении государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы ФИО3 в Законодательном ФИО3, согласно прилагаемого списка к запросу. В списке государственных гражданских служащих, подлежащих проверке на наличие (отсутствие) гражданства РФ, гражданства иного государства значился ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии 3703 № выдан ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что ФИО2 был документирован паспортом серии 3703 № выданным ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес УВМ УМВД России по <адрес> 28.12.2016г. направлен запрос о проверке наличия гражданства Российской Федерации, обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации серии 3703 № ОВД <адрес> ФИО2 По данным УВМ УМВД России по <адрес> ФИО2, уроженец <адрес> Таджикской ССР, с заявлением о приеме в гражданство РФ не обращался. При возникновении сомнений в обоснованности выдачи паспорта, руководствуясь п.п. 51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. ДД.ММ.ГГГГ УВМ УМВД России по <адрес> направлена копия заключения служебной проверки по обоснованности выдачи паспортов гражданина Российской Федерации, согласно которой, ФИО2 гражданином Российской Федерации не является, паспорт гражданина Российской Федерации серии 3703 №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> на имя ФИО2 считается выданным необоснованно, объявлен в федеральный розыск. УВМ УМВД России по <адрес> на законных основаниях вынесено заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 О полученных сведениях по проверке наличия гражданства Российской Федерации, обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации серии 3703 № ОВД <адрес> ФИО2 04.04.2017г. направлена информация в адрес Законодательного ФИО3.
Представитель заинтересованного лица Законодательного ФИО3 Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании вопрос удовлетворения требований истца оставила на усмотрение суда.
Заинтересованные лица ФИО5 и ФИО6 в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного ответчика и соответчика, а также заинтересованных лиц.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в силу следующего.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По смысл ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением установленного законом срока на обращение в суд, лежит на административном истце.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает, что с административным иском об оспаривании заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок. С административным иском об оспаривании заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился ДД.ММ.ГГГГ, при этом с указанным заключением он ознакомился в Салехардском городском суде ДД.ММ.ГГГГ, в рамках рассмотрения гражданского дела № по иску ФИО2 к Законодательному ФИО3 о признании незаконным и отмене распоряжения Председателя Законодательного ФИО3 о прекращении служебного контракта, восстановлении в должности.
С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что установленный законом срок для обращения с административным иском в суд административным истцом ФИО2 соблюден.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что семья ФИО9, в том числе административный истец, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории Республики Таджикистан. В мае 1993 года семья ФИО9 переехала в <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ получили статус беженцев. С ДД.ММ.ГГГГ все члены семьи были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
ФИО5 и ФИО6 являются родителями ФИО2 - административного истца.
ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> была документирована паспортом гражданина РФ серии 3700 № на основании паспорта гражданина СССР Н-НБ №, выданного ОВД Кумсангирского райисполкома Таджикской ССР ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ паспорт был заменен на паспорт гражданина Российской Федерации серия 3703 №.
В заявлениях на выдачу паспортов формы 1П статья закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве Российской Федерации» не указана.
ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> был документирован паспортом гражданина РФ серия 3700 № на основании паспорта гражданина СССР 1-НБ №. выданною ОВД Кумсангирского райисполкома Таджикской ССР ДД.ММ.ГГГГ Этим же подразделением ДД.ММ.ГГГГ паспорт был заменен на паспорт гражданина Российской Федерации серия 3703 №.
В заявлениях па выдачу паспортов формы 1П статья закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О гражданстве Российской Федерации" не проставлена.
Административный истец ФИО2, в связи с достижением шестнадцатилетнего возраста, ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> был документирован паспортом гражданина РФ серия 3799 помер 034568, ДД.ММ.ГГГГ этим же подразделением паспорт был заменен на паспорт гражданина РФ серия 3703 помер 798716.
В заявлениях на выдачу паспортов формы III статья закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О гражданстве Российской Федерации» не проставлена.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № "О гражданстве Российской Федерации" (действующего в указанный период) гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу (ДД.ММ.ГГГГ) если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. В остальных случаях гражданство Российской Федерации приобретается в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом "а" ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу ч. 7 ст. 4 наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации. РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации. РСФСР или СССР. действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации по состоянию па ДД.ММ.ГГГГ, не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации. Обстоятельством, исключающим такое признание, являлось наличие гражданства другого государства.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрел для граждан бывшего СССР возможность получить гражданство в упрощенном порядке при условии их регистрации по месту жительства на ДД.ММ.ГГГГ, либо при наличии у них разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, если они заявят об этом до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что при отсутствии либо регистрации по месту жительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, ФИО1 гражданство не могло быть приобретено.
В связи с тем, что по учетам УВМ УМВД России по <адрес> члены семьи ФИО9, в том числе административный истец, приобретшими гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке не значатся, не значатся они и по учетам ГУВМ МВД России и КД МИД России в качестве лиц, изменивших гражданство на территории Российской Федерации и за ее пределами, заключением УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, установлено, что члены семьи ФИО9, в том числе административный истец, гражданами Российской Федерации не являются, о чем сведения внесены в учеты УВМ УМВД по <адрес>.
Из возражений административного ответчика следует, что в ходе служебной проверки было установлено, что ФИО5 на дату ДД.ММ.ГГГГ регистрации по месту жительства на территории РФ не имела. Однако, учитывая, что она родилась на территории Российской Федерации, добровольно не изъявила своего желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, выехала с территории РФ до ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР, и вернулась па постоянное жительства в пределы Российской Федерации, не являясь гражданином иностранного государства, она признается гражданином Российской Федерации на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-И.
При документировании паспортами гражданина РФ ФИО6, ФИО2 в нарушение п.п. 14.4, 21 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, бывший начальник ПВС ОВД <адрес> не истребовал документ, свидетельствующий о принадлежности к гражданству РФ, что повлекло необоснованную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации на их имя.
Согласно же п. 21 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № поступившие от должностных лиц или граждан документы рассматриваются начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности, которые обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом обращается на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме №П, визуально определяется подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта.
На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 5 указания ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № НС-1/6-3870 паспорт гражданина РФ серии 3799 № от ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> на имя ФИО2 признан выданным необоснованно, паспорт гражданина РФ серии 3703 № от ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> на имя ФИО2 также признан выданным необоснованно и объявлен в федеральный розыск, что отражено в заключении служебной проверки УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод административного истца ФИО2 о наличии у него оснований для приобретения гражданства по праву рождения, так как родители являлись гражданами СССР не основаны на нормах права.
Так, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению: в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О гражданстве Российской Федерации" ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка): б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим. или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства: г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Согласно определению КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № положение пункта а ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О гражданстве Российской Федерации" не препятствует лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства Российской Федерации по рождению, если только это лицо не утратило гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению.
В соответствии с п. 22.2 Положения "О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ заявление о приеме в гражданство Российской Федерации или о признании гражданином Российской Федерации подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту жительства или месту пребывания (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Сведения о том обращался ли административный истец ФИО2 с таким заявлением в органы УФМС России по месту жительства в материалах дела отсутствуют, а сам административный истец пояснил, что он с таким заявлением не обращался в компетентные органы, поскольку на протяжении многих лет полагает себя гражданином Российской Федерации.
На момент получения административным истцом ФИО2 паспорта гражданина Российской Федерации его родители гражданами Российской Федерации не являлись и документированы паспортами РФ не были, мать административного истца была признана гражданином Российской Федерации только ДД.ММ.ГГГГ и впервые получила паспорт гражданина Российской Федерации.
Административным ответчиком соблюден порядок проведения проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации административного истца и проверки по факту необоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, установленный п.п. 51 - 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исходя из п. п. 51 и 52 Положения и требований норм действующего законодательства, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, вправе осуществлять проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, составлять мотивированное заключение о результатах такой проверки и отменять соответствующие решения по вопросам гражданства РФ.
При рассмотрении возникшего спора суд приходит к выводу о том, что паспорт гражданина Российской Федерации выдан административному истцу ФИО2 в нарушение действующего законодательства, поскольку отсутствуют сведения о его принадлежности к гражданству Российской Федерации. Доказательств приобретения гражданства административный истец ФИО2 не представил. В данном случае, суд приходит к выводу о том, что решение о приобретении ФИО2 ФИО1 гражданства уполномоченным органом исполнительной власти в установленном законом порядке не принималось.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, ст. 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению по вопросам миграции УМВД России по <адрес>, УМВД России по <адрес> о признании незаконными заключений служебных проверок Управления по вопросам миграции УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности исключить паспорт из реестра недействительных оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова