Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Байкитский районный суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 06.07.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0dac0ffd-98c2-4f39-82ea-ad89f0d82fbb |
Дело № 2а-91/2023
УИД 88RS0002-01-2023-000110-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2023 года с. Байкит
Байкитский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Навгиновой В.В,
при секретаре Иванченко Н.А.,
с участием
административного истца – помощника прокурора Эвенкийского района Красноярского края Фомина М.А.,
административного ответчика – Топоченок А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края к главе муниципального образования – сельское поселение село Мирюга Эвенкийского муниципального района Красноярского края Топоченок Анастасии Александровне о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Топоченок А.А., являясь главой муниципального образования – сельское поселение село Мирюга Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее- с. Мирюга) в соответствии с требованиями, установленными частью 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральным закон № 131-ФЗ) должна исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ), Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее- Федеральный закон № 230-ФЗ), Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее- Федеральный закон № 79-ФЗ). В соответствии с нормами названных законов, а также в соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений» лицо, замещающее должность, за исключением лиц, замещающих муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, представляет Губернатору края: а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание (денежное вознаграждение), денежное поощрение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря);
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая оплату труда, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря);
в) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
На основании решения схода граждан села Мирюга № 30 от 25 августа 2019 года Топоченок А.А. избрана главой села Мирюга. В рамках исполнения приказа прокурора Красноярского края от 08 июня 2023 года № 122 при проведении проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции установлено, что в Управление Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений не представлены спрвки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своего супруга и несовершеннолетних детей глава села Мирюга Топоченок А.А.
Главой с. Мирюга в результате не представления указанных сведений нарушены требования Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 273-ФЗ, в связи с чем полномочия данного лица подлежат досрочному прекращению. Допущенные нарушения являются существенными и свидетельствуют о наличии безусловных оснований для досрочного прекращения полномочий главы с. Мирюга.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ, от 03.12.2012 № 230-ФЗ, от 07.05.2013 № 79-ФЗ. С учетом уточненных требований просил признать незаконным бездействие главы с. Мирюга Топоченок А.А., выразившееся в неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", прекратить досрочно полномочия главы с. Мирюга Топоченок А.А.
В судебном заседании Фомин М.А. административное исковое заявление с учетом уточненных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Топоченок А.А., выступающая одновременно в лице заинтересованного лица – Схода граждан с. Мирюга, исполняющая обязанности председателя представительного органа – Схода граждан с. Мирюга, согласившись по существу с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, пояснила, что не представила указанные сведения за 2022 год ввиду сложившейся сложной жизненной ситуации. ДД.ММ.ГГГГ она была экстренно авиасанрейсом доставлен в <данные изъяты> в связи с <данные изъяты>, <данные изъяты>. В связи с <данные изъяты> <данные изъяты> Поэтому она с дочкой постоянно находилась на стационарном лечении до ДД.ММ.ГГГГ. Проходя лечение в указанном медицинском учреждении выяснилось, что ребенку нужно оперативное лечение в <данные изъяты>, была назначена дата госпитализации - с ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес> она с ребенком выехала ДД.ММ.ГГГГ, где они находились на лечении до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку она длительный период времени находилась в лечебном учреждении, то она не имела технической возможности составить справку о доходах и расходах и направить её. Просила признать причину непредставления сведений уважительной и учесть при принятии решения по настоящему административному делу.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктами 1.2, 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии коррупции" (далее- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации: граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.0.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы (руководителя) местной администрации по контракту (далее - лицо, замещающее должность), сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и порядок проверки достоверности и полноты указанных сведений установлен Законом Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1264 "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений" (подписан временно исполняющим обязанности Губернатора Красноярского края 26.12.2017) (далее по тексту - Закон Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264)
На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1264, ст. ст. 2-3 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" лицо, замещающее должность, за исключением лиц, замещающих муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, представляет по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" форме справки, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, Губернатору края:
а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание (денежное вознаграждение), денежное поощрение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря);
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая оплату труда, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря);
в) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Материалами дела подтверждается, что Решением Схода граждан села Мирюга от 25.08.2019 г. (видимо имеет место быть опечатка. Прим. суда) № 30 на основании протокола счетной комиссии Схода граждан села Мирюга № 1 от 25 сентября 2019 года, о результатах тайного голосования по выборам Главы села Мирюга, в соответствии со статьей 24 Устава села Мирюга, Положением «О сходе граждан села Мирюга» избрана Главой села Мирюга Топоченок А.А. Решение вступило в силу со дня его принятия.
Таким образом, в судебном заседании подтверждено, что Топоченок А.А. с 25.09.2019 года избрана и осуществляет полномочия Главы села Мирюга, то есть является выборным должностным лицом местного самоуправления и обязана в силу вышеназванных норм Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, Закона Красноярского края 19.12.2017 N 4-1264 представлять Губернатору Красноярского края сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Как следует из письма Администрации Губернатора Красноярского края, адресованного начальнику отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Красноярского края, Управлением Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений проанализированы сведения, представленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции лицами, замещающими муниципальные должности, и поведены итоги декларационной компании за отчетный 2022 год. По состоянию на 31.12.2022 обязанность по представлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей не исполнена лицами, указанными в данном письме, в том числе Топоченок А.А. – главой села, председателем Схода граждан села Мирюга Эвенкийского муниципального района.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт неисполнения административным ответчиком обязанности по представлению сведений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.
Согласно ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ непредставление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, сведений о своих расходах, представление заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представление заведомо недостоверных сведений о своих расходах или непредставление сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представление заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставом села Мирюга, принятым постановлением Схода граждан с. Мирюга от 08.11.2004 № 7, в редакции от 15.03.2023 № 5) также предусмотрена обязанность Главы муниципального образования соблюдать ограничения, запреты, исполнять вышеперечисленные обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (п. 5.1 ст. 24 Устава).
Пунктом 2.13 статьи 26 Устава с. Мирюга за неисполнение указанной обязанности предусмотрено досрочное прекращение полномочий Главы с. Мирюга.
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статьей 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
При этом частями 3 -5 названной нормы Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ предусмотрено освобождение физического лица от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
Для целей настоящего Федерального закона не зависящими от физического лица обстоятельствами признаются находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции. К таким обстоятельствам, в частности, относятся стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления. Не зависящими от физического лица обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств.
Условием признания не зависящих от физического лица обстоятельств основанием для освобождения этого лица от дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, является установленная комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (иным коллегиальным органом, осуществляющим функции указанной комиссии) причинно-следственная связь между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения таких ограничений, запретов и требований, а также исполнения таких обязанностей.
Как пояснила в судебном заседании Топоченок А.А. и подтверждается представленными ею медицинскими документами, она поступила на стационарное лечение в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты>. <данные изъяты>. Находилась она с дочерью в указанном лечебном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по 18.04.20232 года. До ДД.ММ.ГГГГ мать с ребенком находились в домашних условиях в г. Красноярске. ДД.ММ.ГГГГ она выехала с ребенком <адрес> для проведения оперативного лечения в <данные изъяты>, где находились с 22 по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в период с 18 апреля 2023 года по 21 мая 2023 года Топоченок А.А. имела возможность представить в установленные законом сроки обязательные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей.
Вместе с тем обстоятельства, независящие от административного ответчика и освобождающие её от ответственности за коррупционное правонарушение, предусмотренные статьей 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, в ходе судебного разбирательства не установлены и административным ответчиком не представлены, а обстоятельства, указанные административным ответчиком не могут быть признаны таковыми.
Вышеизложенное, приводит суд к выводу о том, что невыполнение административным ответчиком Топоченок А.А. обязанности по представлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей является правонарушением, влекущим освобождение её от замещаемой должности – досрочное прекращение полномочий Главы муниципального образования- сельское поселение с. Мирюга Эвенкийского района Красноярского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края к главе муниципального образования – сельское поселение село Мирюга Эвенкийского муниципального района Красноярского края Топоченок Анастасии Александровне о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, удовлетворить.
Признать не соответствующим требованиям Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", бездействие главы муниципального образования – сельское поселение село Мирюга Эвенкийского муниципального района Красноярского края Топоченок Анастасии Александровны, выразившееся в не представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей за 2022 год.
Прекратить полномочия главы муниципального образования – сельское поселение село Мирюга Эвенкийского муниципального района Красноярского края Топоченок Анастасии Александровны досрочно.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Байкитский районный суд Красноярского края.
Председательствующий- судья В. В. Навгинова
Решение в окончательной форме изготовлено 11 августа 2023 года.
Судья В. В. Навгинова