Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Могойтуйский районный суд (Забайкальский край) |
Дата поступления | 30.05.2023 |
Судебное решение | Есть |
ID | 2631cb7e-3d29-4664-8938-b9157c4a0880 |
Дело №2а-227/2023
УИД 80RS0002-01-2023-000434-04
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Могойтуй 22 июня 2023 года
Могойтуйский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цыцыковой Д.В. единолично
при секретаре Дашиевой С.В.,
с участием помощника прокурора Могойтуйского района Дабаевой Е.Б.,
представителя административного ответчика главы администрации сельского поселения «Хила» Бальжинимаева Б-Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Могойтуйского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Хила» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда и понуждении создать маневренный жилищный фонд сельского поселения «Хила» в достаточном количестве,
установил:
Прокуратурой Могойтуйского района в ходе проверки исполнения требований жилищного законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья установлено, что на территории сельского поселения «Хила» имеются 14 многоквартирных домов, которые обследовались в 2016 г. ООО Агентство «Оценка +», по результатам которых признаны аварийными по следующим адресам:
- <адрес>;
- ст. 71 разъезд, <адрес>;
- п/<адрес>;
- <адрес>.
Данные многоквартирные дома в 2017 г. обследованы межведомственной комиссией СП «Хила», по результатам составлены соответствующие акты. Проведена строительно-техническая экспертиза конструкций жилых домов специализированной организацией ООО Агентство «Оценка+», по результатам выданы соответствующие заключения. Распоряжением администрации СП «Хила» №-р от <ДАТА> утверждены заключения о признании жилых домов аварийными, выполненных ООО Агентство «Оценка+».
Согласно информации администрации сельского поселения «Хила» маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения «Хила» отсутствует.
23.01.2023г. прокуратурой района на имя главы СП «Хила» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в части отсутствия на территории СП «Хила» жилых помещений маневренного фонда. Ответ на представление об устранении нарушений жилищного законодательства из администрации СП «Хила» в прокуратуру района не поступил. Исходя из этого следует, что до настоящего времени маневренный жилой фонд на территории СП «Хила» не создан.
Необходимость наличия жилых помещений маневренного фонда обусловлена тем, что на территории сельского поселения «Хила» имеются факты проживания граждан в помещениях, не пригодных для проживания в результате признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и реконструкции.
Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст.95 ЖК РФ.
Выполнение ответчиком обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом, и не может ставиться в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия денежных средств в бюджете и материальных ресурсов сельского поселения.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку длительное непринятие мер к сносу аварийного дома и отселению из него граждан, может повлечь при дальнейшей его эксплуатации обрушение и создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийных домах, а также лиц, которые могут находиться внутри дома или в непосредственной близости от него, чем нарушается их право на безопасные условия жизни.
Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Хила», выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда. Обязать администрацию сельского поселения «Хила» создать маневренный жилищный фонд сельского поселения «Хила» в достаточном количестве для обеспечения граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
В судебном заседании прокурор, заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения «Хила» заявленные требования признал, суду пояснил, что в бюджете отсутствуют средства, как для капитального ремонта, так и для строительства домов. Признанные аварийными дома ранее принадлежали ОАО «РЖД», в них проживали и до настоящего времени живут их работники.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию ч.ч. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Исходя из положений п. п. 6, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как следует из положений ч. 2 ст. 19, п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.
Статьей 95 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (п. 1); граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (п. 2); граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3); граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4).
Из указанного правового регулирования следует обязанность органов местного самоуправления, в том числе и административного ответчика, создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 и 12 января 2017 г. межведомственной комиссией, назначенной главой сельского поселения «Хила» проведено обследование жилых помещений в многоквартирных жилых домах, о чем составлены акты, при этом признана не допустимой дальнейшая эксплуатация домов, расположенных по адресам: <адрес>; разъезд 71, <адрес>; <адрес>; <адрес>. Указанные дома признаны аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации (л.д.237-250 т.1, л.д. 1-14 и.2).
Согласно выводам ООО Агентство «Оценка+» по результатам обследований технического состояния конструкций жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, ст. 71 разъезд, <адрес>; п/<адрес>; <адрес>; <адрес>; ст.71 разъезд, <адрес>, по состоянию на 22 ноября 2016 года установлено аварийное состояние домов, необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий, что следует из заключений №№, 143/16, 144/16, 145/16, 146/16, 147/16, 148/16, 149/16, 150/16, 151/16, 153/16, 154/16, 155/16, (л.д.6-202, 220-236 т.1) по адресу: <адрес> (заключение №) установлено недопустимое техническое состояние строительных конструкций и здания в целом, существует опасность пребывания людей в жилом помещении (л.д.203-219 т.1) соответственно.
Распоряжением главы сельского поселения «Хила» №-р от 05.04.2019г. утверждены заключения о признании жилых домов, выполненных ООО «Агентство «Оценка+», расположенных по адресам: <адрес>, дом, <адрес>, ст.71 разъезд, <адрес>, п/ст Ага, <адрес> (л.д.15 т.2).
Согласно информации администрации СП «Хила» на требование прокурора от 14.12.2022г. на территории сельского поселения «Хила» маневренного жилья не имеется (л.д.16 т.2).
23 января 2023 г. прокурором Могойтуйского района в адрес главы сельского поселения «Хила» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Из информации администрации сельского поселения «Хила», представленной на требование о проведении проверки законности предоставления в коммерческий и социальный найм жилых помещений находящихся в муниципальной собственности следует, что по договорам социального найма предоставлено 39 жилых помещений, пустует в настоящее время 14 помещений. Количество жилых помещений, признанных аварийными – 14 многоквартирных домов, 53 помещения. Количество лиц, состоящих в очереди по состоянию на 20.03.2023г. в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма – отсутствуют (л.д.24 т.2).
В жилых помещениях, непригодных для проживания в результате признания выше указанных многоквартирных домов аварийными, проживают граждане.
В настоящее время все дома эксплуатируется, однако с момента признания их аварийными, какие-либо работы по поддержанию дома в работоспособном состоянии не проводились. Проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется реальная угроза их самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание, что указанные многоквартирные дома представляют опасность для граждан, в них проживающих, администрация сельского поселения «Хила» в силу возложенных на нее законом обязанностей обязана создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.
При изложенных обстоятельствах, в соответствии с положениями ст.ст. 14, 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по созданию и управлению маневренным жилым фондом, являющимся одним из видов специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК РФ), на территории сельского поселения «Хила» относятся к его компетенции, из приведенного правового регулирования следует обязанность органов местного самоуправления, в том числе и административного ответчика, создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в ст. 95 ЖК РФ, они остаются без жилья.
Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Мероприятия по отселению из многоквартирного дома могут быть начаты в любое время. Учитывая, что многоквартирные дома в установленном законом порядке признаны аварийными, в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, вызванной обрушением домов, мероприятия по отселению из многоквартирных домов, в том числе, создание необходимо количества жилых помещений маневренного фонда, должны быть проведены заблаговременно.
Непринятие мер по созданию маневренного фонда свидетельствует о бездействии администрации сельского поселения «Хила», которая не принимает необходимых мер к формированию маневренного жилищного фонда.
Поскольку в целях устранения выявленного нарушения административный ответчик обязан создать маневренный жилищный фонд сельского поселения «Хила» для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда, суд считает необходимым обязать ответчика создать маневренный жилищный фонд сельского поселения «Хила» для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда.
Административные исковые требования прокурора Могойтуйского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд полагает необходимым установить администрации сельского поселения «Хила» срок для выполнения работ - до 1 сентября 2025 г.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
решил:
Административный иск заместителя прокурора Могойтуйского района Забайкальского края удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации сельского поселения «Хила», выразившееся в непринятии по созданию маневренного жилищного фонда.
Обязать администрацию сельского поселения «Хила» создать маневренный жилищный фонд сельского поселения «Хила» в срок до 1 сентября 2025 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий судья Д.В. Цыцыкова
<адрес> <адрес> <адрес> <адрес> № <ДАТА> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> № <адрес> № № <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>