Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приморский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 18.07.2019 |
Дата решения | 23.07.2019 |
Категория дела | Об оспаривании решений избирательных комиссий по вопросам регистрации кандидатов при проведении выборов Президента Российской Федерации |
Судья | Карсакова Наталья Геннадьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 5395e62e-cf6b-3e7c-b94e-e5856dbc82c3 |
Дело № 2а- 9236/2019 23 июля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.
при секретаре Басалаевой Н.А.,
с участием прокурора Кинда А.Г.,
административного истца [СКРЫТО] А.В.,
представителя административного истца Новикова А.В.,
представителей административного ответчика Стригалева Б.Р., Царенковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве депутата муниципального образования и решения о регистрации кандидата, обязании зарегистрировать кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги 5-го созыва от 19.06.2019 года № 132 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 28).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии № 12-3 от 26 сентября 2017 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги в количестве 8 членов комиссии с правом решающего голоса (л.д. 26-27).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги от 03.10.2017 года N 1/17 председателем комиссии избрана Полочанская Л.П. (л.д. 23).
Решением ИКМО Коломяги от 09 июля 2019 года № 6-3 отказано в регистрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], 16.07.1990 года рождения, являющегося индивидуальным предпринимателем, проживающим в Санкт-Петербурге, кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208 на основании подпунктов в, г, д пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга (л.д. 80-81).
Решением ИКМО Коломяги от 15 июля 2019 года № 11-4 решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги № 6-3 от 09.07.2019 года отменено. [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], 16.07.1990 года рождения, являющийся индивидуальным предпринимателем, проживающий в Санкт-Петербурге, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208 (л.д. 82).
[СКРЫТО] А.В. 18.07.2019 года обратился в суд с административным исковым заявлением, просит:
- отменить решение ИКМО Коломяги от 09.07.2019 года № 6-3 «Об отказе в регистрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208».
- обязать ИКМО Коломяги зарегистрировать [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], 27.04.1971 года рождения, кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208.
- отменить решение ИКМО Коломяги от 15.07.2019 года № 11-4 «О регистрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208».
В обоснование заявленных требований указывает, что с решением ИКМО Коломяги от 09.07.2019 года № 6-3 не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что в части недостатков в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату, выразившихся в неуказании сведений, кандидатом в форме сведений проставлены «0», что соответствует рекомендациям ЦИК РФ. Кроме того, факт представления кандидатом недостоверных сведений не является основанием к отказу в регистрации, а является основанием для передачи сведений об этом в СМИ и в информационный бюллетень о кандидате. В части несоответствия сведений о месте жительства кандидата, указанным в заявлении о согласии баллотироваться, считает отсутствие указания на район города не препятствует однозначному восприятию сведений о месте жительства кандидата. В сведениях о роде деятельности в заявлении кандидатом было указано «индивидуальный предприниматель». В подтверждение указанных сведений кандидатом был представлен документ – заверенная кандидатом копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя. Кроме того, указанные в решении ИКМО недостатки в представленных кандидатом документах являются устранимыми. Между тем, в результате упущений в работе ИКМО, которое выразилось в не извещении кандидата о недостатках в представленных документах, у административного истца не было реальной возможности исправить указанные недостатки. Исходя из изложенного, решение ИКМО было принято в отсутствие законных оснований для отказа в регистрации кандидата, а невозможность исправить указанные ИКМО недостатки связана с упущениями в работе ИКМО, что препятствует принятию ИКМО решения об отказе в регистрации кандидата. Административный истец также не согласен с решением ИКМО от 15.07.2019 года № 11-4, считает его незаконным и вынесенным с превышением полномочий ИКМО и за пределами ее компетенции, поскольку ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ не установлено полномочие избирательной комиссии, принявшей решение об отказе в регистрации кандидата, на отмену указанного решения, поскольку такое решение в силу положений той же статьи может быть отменено судом (ч.1 ст. 75 № 67-ФЗ), а также вышестоящей комиссией (ч.6 ст. 75 № 67-ФЗ). Считает решение ИКМО Коломяги от 15.07.2019 года № 11-4 принято с превышением полномочий комиссии и за пределами ее компетенции, установленной законом, а потому является незаконным и подлежит отмене.
Административный истец, представитель административного истца по устному ходатайству Новиков А.В., имеющей высшее юридическое образование, в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представители административного ответчика по доверенности Стригалев Б.Р., Царенкова Е.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, поддержали представленные возражения на административное исковое заявление (л.д. 29-33).
Вышестоящая избирательная комиссия – Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена судом о принятии к производству суда административного искового заявления [СКРЫТО] А.В. к ИКМО Коломяги об отмене решений, обязании зарегистрировать кандидата (л.д. 15).
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего частичному удовлетворению заявленные требования, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (КАС РФ).
В соответствии со ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Судом установлено, подтверждено материалами дела, что 01.07.2019 года административный истец подал в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального совета данного муниципального образования шестого созыва по избирательному округу N 208. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться [СКРЫТО] А.В. были представлены сведения о размере и источниках его доходов, а также о принадлежащем ему имуществе на праве собственности и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта) и сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий) (л.д. 35, оборот, 38-52).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 названного Федерального закона.
Решением ИКМО Коломяги от 09 июля 2019 года N 6-3 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги по основаниям, изложенным в подпунктах «в», «г» и «д» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга":
- в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не заполнены графы «земельные участки», «жилые дома», «дачи», «гаражи», «иное недвижимое имущество», то есть не проставлены какие либо знаки подтверждения наличия или отсутствия имущества, что делает невозможным определить их наличие или отсутствие;
- в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения о месте жительства заявителя не соответствуют сведениям о регистрации, указанным в паспорте заявителя – сведения о районе проживания в соответствии с регистрационными данными паспорта в заявлении не указаны. Отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом является основанием для отказа в регистрации кандидата.
- заявителем не представлены документы, подтверждающие род занятий на момент подачи заявления. Представленные сведения за 2011 год не могут считаться надлежаще подтверждающими род занятий заявителя на момент подачи документов.
Правомочность состава ИКМО Коломяги по принятию оспариваемого решения № 6-3 от 09 июля 2019 года подтверждена материалами дела, а именно: решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 26 сентября 2017 года № 12-3 о формировании избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги (л.д. 26-27); протоколом № 6 заседания ИКМО Коломяги от 09 июля 2019 года (л.д. 84-87).
Согласно пункту 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05 декабря 2006 года N 225-ФЗ) при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Частью 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
По смыслу приведенной нормы, соответствующая избирательная комиссия назначает день заседания комиссии по вопросу о регистрации кандидата и извещает кандидата о выявлении неполноты сведений или несоблюдения требований к оформлению документов и о дне и времени заседания комиссии.
Как следует из материалов дела, ИКМО Коломяги направило административному истцу извещение об устранении указанных в оспариваемом решении недостатков посредством ММС- сообщения 05.07.2019 года на мобильный телефон абонентский номер +<данные изъяты> который был указан административным истцом в уведомлении от 01.07.2019 года в качестве средства связи, являющимся достаточным и надлежащим способом его официального уведомления (л.д. 34, 67-71).
Судом отклоняется представленная стороной административного истца детализация оказанных услуг связи за период с 05.07.2019 года по 06.07.2019 года по номеру <данные изъяты> в качестве относимого и допустимого доказательства, поскольку указанная детализация не содержит сведений о том, кем она выдана; представленная детализация не имеет никакого заверения лицом (организацией) ее выдавшей.
При таких обстоятельствах к моменту рассмотрения комиссией вопроса о регистрации административного истца в качестве кандидата, последний был извещен в установленном законом порядке о необходимости исправить недостатки в представленных документах.
Избирательная комиссия муниципального образования, таким образом, исполнила надлежащим образом возложенные на нее законом обязанности по своевременному информированию кандидата о существующих в поданных им документах недостатках.
Указанные выше недостатки в поданных документах не были исправлены административным истцом.
Вместе с тем, удовлетворяя требование административного истца об отмене решения ИКМО Коломяги от 09.07.2019 года № 6-3, суд исходит из следующего.
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования приведен в пункте 24 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года одним из оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом.
Под отсутствующими сведениями, согласно оспариваемому решению избирательной комиссии, следует понимать сведения о земельных участках, жилых домах, дачах, гаражах, ином недвижимом имуществе кандидата.
Вместе с тем, среди представленных заявителем в ИКМО документов имеется справка утвержденного образца, содержащая сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (л.д. 50 - 52).
При этом в графах «земельные участки», «жилые дома», «дачи», «гаажи», «иное недвижимое имущество», «ценные бумаги» указано "0".
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункта 14.5 Правил оформления сведений о кандидатах, избирательных объединениях, в том числе с использованием ГАС «Выборы», утвержденных секретарем Центральной избиательной комиссии Российской Федерации 11 апреля 2016 года, в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумаг, сведения должны быть внесены в каждую графу таблицы. Если кандидат не имеет имущества какого-либо вида, то в соответствующей графе таблицы необходимо указать цифру «0» (не следует писать «сведения отсутствуют», «сведений нет» и т.п.).
Кроме того, факт представления кандидатом недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием к отказу в регистрации не является, а является основанием для передачи сведений об этом в СМИ и в информационный бюллетень о кандидате (пункт 8 статьи 33, подпункт "е" пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 10, 12 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Суд считает, что избирательная комиссия в качестве оснований для отказа заявителю в качестве кандидата в депутаты необоснованно указала на положения подпункта "д" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, поскольку указанная норма закона предполагает полное отсутствие необходимых к указанию сведений.
В то время, заявителем были указаны сведения о доходах, посредством внесения записи "0" в соответствующую графы справки.
Как отмечено ранее, неполнота и недостоверность указанных сведений не могут расцениваться как основания к отказу в регистрации, а порождают иные правовые последствия.
Таким образом, заявителем в представленных в избирательную комиссию документах были указаны те сведения, на отсутствие которых ссылается комиссия.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из заявления [СКРЫТО] А.В. о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по 208 многомандатному округу, последним указан адрес места жительства: <адрес> (л.д. 38).
Согласно сведений о месте жительства в представленном в материалы дела паспорте, [СКРЫТО] А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 41).
Вместе с тем, отсутствие указания о наименовании административного района в заявлении о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по 208 многомандатному округу, в данном случае не может быть расценено как грубое нарушение избирательного законодательства, поскольку административный истец, не указавший район регистрации в Санкт-Петербурге, указал в заявлении о том, что проживает в г. Санкт-Петербурге.
Город Санкт-Петербург является субъектом Российской Федерации - городом федерального значения, в связи с чем, отсутствие указания на наименование района не дает оснований для двоякого толкования места жительства административного истца.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата.
Подпункт "б" части 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает обязанность кандидата вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представить заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Судом установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по 208 многомандатному округу сведения о роде занятий [СКРЫТО] А.В. указаны в соответствии с положениями пункта 57 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ. Согласно данной норме, род занятий – это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход.
Статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
По смыслу названной нормы во взаимосвязи с положениями статьи 50 этого же Кодекса предпринимательской деятельностью является та деятельность, которая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Судом отклоняется довод стороны административного ответчика о том, что надлежащим документом, подтверждающим род деятельности – индивидуальный предприниматель, является выписка из ЕГРИП на дату подачи документов.
Проанализировав приведенные положения избирательного законодательства, суд приходит к выводу о том, что в них не содержится прямого указания на вид документа, которым могут быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и не предусматривают обязательного представления в подтверждение данного обстоятельства в отношении индивидуального предпринимателя выписки из ЕГРИП.
В заявлении о согласии баллотироваться [СКРЫТО] А.В. указал на то, что он является индивидуальным предпринимателем, в подтверждение чего им было представлено свидетельство о внесении в ЕГРИП соответствующей записи (л.д. 49), что является допустимым и достаточным доказательством подтверждения рода его занятия.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика по доверенности Царенковой Е.Н. после принятия оспариваемого решения от 09.07.2019 года № 6-3, ИКМО Коломяги пришло к выводу о несущественности указанных в решении нарушений избирательного законодательства, в связи с чем ИКМО Коломяги было принято решение № 11-4 от 15.07.2019 года об отмене решения ИКМО Коломяги № 6-3 от 09.07.2019 года и о регистрации [СКРЫТО] А.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208.
Удовлетворяя требование административного истца об отмене решения ИКМО Коломяги от 15.07.2019 года № 11-4, судом отклоняется довод стороны административного ответчика о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов административного истца, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Действующим избирательным законодательством не установлено полномочие избирательной комиссии, принявшей решение об отказе в регистрации кандидата, на отмену указанного решения.
Таким обазом, решение ИКМО Коломяги от 15.07.2019 года № 11-4 принято с превышением полномочий комиссии и за пределами ее компетенции, установленной законом, в связи с чем является незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Административный истец в качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать избирательную комиссию зарегистрировать [СКРЫТО] А.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходит из того, что признавая незаконным решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, суд не вправе обязать избирательную комиссию принять решение о регистрации данного кандидата, поскольку согласно положениям законодательства о выборах регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке.
В рассматриваемом случае в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца, суд считает необходимым возложить на избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги обязанность рассмотреть вопрос о регистрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги 6-го созыва по многомандатному избирательному округу № 208, в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Администативные исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги № 11-4 от 15 июля 2019 года о регистрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги 6-го созыва по многомандатному избирательному округу № 208.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги № 6-3 от 09 июля 2019 года об отказе в регистрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги 6-го созыва по многомандатному избирательному округу № 208.
Возложить на избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги обязанность рассмотреть вопрос о регистрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги 6-го созыва по многомандатному избирательному округу № 208, в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено 24.07.2019 г.