Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приморский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 18.03.2020 |
Дата решения | 18.08.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Карсакова Наталья Геннадьевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | bfb8059d-6834-3ee0-b0b4-7a3a02eded1a |
Дело № 2а- 5805/2020 18 августа 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,
при секретаре Стяжкиной В.В.,
с участием административного истца Пашинского М.Л.,
представителя административных ответчиков Кинда А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пашинского [СКРЫТО] [СКРЫТО] к [СКРЫТО] Приморского района [СКРЫТО], [СКРЫТО] г. [СКРЫТО] о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
28 августа 2019 года адвокат [СКРЫТО] М.Л. обратился в прокуратуру Приморского района г. [СКРЫТО] с заявлением об оплате труда адвоката в связи с осуществлением защиты Ханипова А.М. при проведении в отношении него экстрадиционной проверки (л.д. 41).
06 сентября 2019 года прокурором Приморского района [СКРЫТО] вынесено постановление об оплате труда адвоката Пашинского М.Л. за оказание юридической помощи Ханипову А.М. в порядке уголовного судопроизводства за один день – 25 августа 2019 года (л.д.42-43).
25 сентября 2019 года адвокат [СКРЫТО] М.Л. обратился в прокуратуру Приморского района г. [СКРЫТО] с заявлением об оплате труда адвоката в связи с осуществлением защиты Ханипова А.М. при проведении в отношении него экстрадиционной проверки (л.д. 45).
30 сентября 2019 года прокурором Приморского района [СКРЫТО] вынесено постановление об оплате труда адвоката Пашинского М.Л. за оказание юридической помощи Ханипову А.М. в порядке уголовного судопроизводства за один день – 24 сентября 2019 года (л.д.47-48).
10 февраля 2020 года адвокат [СКРЫТО] М.Л. обратился в прокуратуру Приморского района г. [СКРЫТО] с заявлением об оплате труда адвоката в связи с осуществлением защиты Шарипова М-Ю.Ш.у. при проведении в отношении него экстрадиционной проверки (л.д. 49-50).
19 февраля 2020 года прокурором Приморского района [СКРЫТО] вынесено постановление об оплате труда адвоката Пашинского М.Л. за оказание юридической помощи Шарипова М.Ш. в порядке уголовного судопроизводства за один день – 24 сентября 2019 года (л.д.51-52).
[СКРЫТО] М.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Приморского района г. [СКРЫТО], прокуратуре г. [СКРЫТО] о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия.
В обоснование заявленных требований указывает, что административный истец является адвокатом Адвокатской консультации № 11 [СКРЫТО] городской коллегии адвокатов (реестровый номер 78/6599, удостоверение № 8630 выдано 25 января 2017 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по [СКРЫТО]). На основании статей 50-51 УПК РФ по назначению прокурора Приморского района [СКРЫТО] без заключения соглашения осуществлял защиту Ханипова А.М. при проведении в отношении него экстрадиционной проверки. В сентябре обратился с заявлениями об оплате труда адвоката. 06 сентября и 30 сентября 2019 года прокурором Приморского района [СКРЫТО] были вынесены два постановления о выплате процессуальных издержек, связанных с оплатой труда адвоката.
Также адвокат осуществлял защиту Шарипова М-Ю.Ш.у. при проведении в отношении него экстрадиционной проверки. 10 февраля 2020 года адвокат обратился в прокуратуру Приморского района [СКРЫТО] с заявлением о выплате вознаграждения. До настоящего времени денежные суммы, причитающиеся административному истцу на текущий (расчетный) счет адвокатского образования административными ответчиками не перечислены.
Просит суд признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в неоплате (несвоевременной оплате) труда адвоката Пашинского М.Л. по двум делам об экстрадиционных проверках, находившимся в производстве прокуратуры Приморского района [СКРЫТО].
В качестве меры по восстановлению своих нарушенных прав просит обязать административных ответчиков оплатить труд адвоката Пашинского М.Л. в соответствии с заявлениями адвоката и вынесенными постановлениями.
В судебном заседании административный истец, в связи поступившей оплатой труда адвоката, поддержал заявленные требования в части признания незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в несвоевременной оплате труда адвоката Пашинского М.Л.
Представитель административных ответчиков по доверенности помощник прокурора Приморского района [СКРЫТО] Кинда А.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что оплата труда адвоката произведена, нарушенные права восстановлены. Административным истцом допущено бездействие в части предоставления постановлений прокурора Приморского района [СКРЫТО] в бухгалтерию адвокатского образования, что повлекло увеличение срока оплаты труда адвоката.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, административный истец является адвокатом [СКРЫТО] Объединенной Коллегии адвокатов и привлекался в порядке ст. 51 УПК РФ для оказания юридической помощи по уголовным делам, находящихся в производстве прокуратуры Приморского района г. [СКРЫТО], указанным в представленных в материалы дела заявлениях адвоката, постановлениях прокурора Приморского района [СКРЫТО] об оплате труда адвоката (л.д. 41-53).
Согласно ст. 50 УПК РФ в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Адвокаты, на которых законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина по назначению органов дознания, следствия и судов, осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как это вытекает из ст. ст. 45 (ч. 1) и 48 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Такая деятельность, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.12.1999 г. N 18-П, не является предпринимательской и не преследует цель извлечения прибыли.
Согласно Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; данная деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу, и существенным условием которого является выплата доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь (п. 1 ст. 1, п. п. 1 и 2, пп. 3 п. 4, ст. 25).
В соответствии с п. 8 ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 131, 132 УПК РФ суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению, являются процессуальными издержками и взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, согласно положениям главы 7 УПК РФ защитник является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты, а оплата его труда регламентируется уголовно-процессуальным законом.
При указанных обстоятельствах разрешение вопроса об оплате труда адвоката является одной из стадий деятельности следователя по обеспечению подозреваемого, обвиняемого в период уголовного преследования защитником. Как следствие, полномочия следователя на принятие решения об оплате труда адвоката за оказание им юридической помощи подозреваемому и обвиняемому по уголовному делу следует признать связанными с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 г. N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации" предусмотрен порядок и размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.
В соответствии со ст. 25 Постановления Правительства РФ от дата N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров адрес и Правительства Российской Федерации" (далее - Постановления Правительства РФ N 1240) возмещение процессуальных издержек подотчетным лицам по уголовным делам в размере, установленном пунктами 2 - 11, 19, 20, 22, 23 и 24 настоящего Положения, а также выплата вознаграждения адвокату осуществляются на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определения суда (далее - решение уполномоченного государственного органа), вынесенного по результатам рассмотрения письменного заявления указанных лиц или их представителей, составленного в произвольной форме (далее - заявление), с приложением в случаях, предусмотренных пунктами 5, 9, 12 - 18, 22, 23 и 24 настоящего Положения, соответствующих документов, за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели федеральным судам общей юрисдикции, государственным органам, наделенным полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.
Из пункта 25 Постановления Правительства РФ N 1240 следует, что решение уполномоченного государственного органа, указанное в пункте 25, заверенное печатью этого органа, направляется в соответствующую финансовую службу (орган, подразделение органа) для выплаты денежных сумм подотчетным лицам или их представителям по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении денежных сумм на текущий (расчетный) счет подотчетного лица по его ходатайству.
Исходя из пункта 29 Постановления Правительства РФ N 1240 выплата денежных сумм по месту нахождения финансовой службы или перечисление средств на текущий (расчетный) счет подотчетным лицам или их представителям осуществляется не позднее 30 дней со дня получения указанного в пункте 25 настоящего Положения решения уполномоченного государственного органа.
Денежные суммы, причитающиеся адвокату, участвующему в деле по назначению дознавателя, следователя или суда, перечисляются на текущий (расчетный) счет адвокатского образования в течение 30 дней со дня получения указанного в пункте 25 настоящего Положения решения уполномоченного государственного органа.
Как следует из материалов дела, постановление от 06 сентября 2019 года об оплате вознаграждения Пашинскому М.Л. направлено в прокуратуру г. [СКРЫТО] 10 сентября 2019 года, аналогично постановление от 30 сентября 2019 года – 02 октября 2019 года, постановление от 19 февраля 2020 года – 20 февраля 2020 года (л.д. 54-56).
В процессе рассмотрения дела указанные суммы выплачены прокуратурой [СКРЫТО] в пользу адвоката Пашинского М.Л., что подтверждается представленными в материалы дела платежным поручением № 731971 от 17 июля 2020 года, счетом и счет-фактурой [СКРЫТО] Объединенной коллегии адвокатов от 15 июля 2020 года (л.д. 57-60), в связи с чем административным истцом не поддержаны заявленные требования в части обязания произвести оплату.
Вместе с тем, поскольку причитающиеся адвокату денежные суммы перечислены на текущий (расчетный) счет адвокатского образования с существенным нарушением тридцатидневного срока установленного в пункте 29 Положения, административный истец настаивал на удовлетворении административных исковых требований в части признания бездействия административных ответчиков, выразившееся в несвоевременной оплате труда адвоката.
В части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации закреплен один из принципов организации органов прокуратуры, составляющих единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений [СКРЫТО] Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно статье 18 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, судом учитывается, что согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В Определении от 25 мая 2017 года № 1006-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации).
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
Проверка судом общей юрисдикции законности решений, действий (бездействия) вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.
В данном случае, приведенная совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения административного иска, отсутствует.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения спора судом оплата труда адвоката Пашинского М.Л. по обращениям от 28 августа 2019 года, 25 сентября 2019 года, 10 февраля 2020 года произведена в полном объеме, принятие решения об удовлетворении административного иска в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.
Административным истцом в данном случае защищается формальное право, вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, удовлетворение административного иска не приведет к восстановлению прав.
При таких обстоятельствах требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Пашинского [СКРЫТО] [СКРЫТО] к [СКРЫТО] Приморского района [СКРЫТО], [СКРЫТО] г. [СКРЫТО] о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2020 г.