Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приморский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 06.03.2020 |
Дата решения | 20.07.2020 |
Категория дела | исполнителя, связанного с применением мер принудительного исполнения |
Судья | Петрова Наталья Юрьевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b6af26a2-803e-341f-b9ea-39f65271df46 |
Дело № 2а-5450/2020 20 июля 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Федосеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] к судебному приставу-исполнителю Восточного отдела судебных приставов Приморского района Санкт-Петербурга ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу Пристенской Анне Анатольевне, ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Восточного отдела судебных приставов Приморского района ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу Пристенской А.А., Восточному отделу судебных приставов Приморского района ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу, в котором первоначально просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства № 11243/18/78016-ИП, выразившееся в нерассмотрении заявления административного истца от 27.01.2020 г.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права [СКРЫТО] А.Е. просил обязать административных ответчиков отменить постановление о расчете задолженности по алиментам от 19.12.2019 г., произвести перерасчет задолженности по алиментам за период с 01.04.2019 г. по 30.11.2019 г.
В обоснование административного иска указано, что в отношении [СКРЫТО] А.Е. возбуждено исполнительное производство № 11243/18/78016-ИП от 29.01.2018 г. с предметом исполнения – алименты на содержание ребенка ФИО15 в размере ? всех видов заработка ежемесячно, начиная с 08.06.2017 г. и до совершеннолетия ребенка в пользу взыскателя Москвиной С.О.
В постановлении о расчете задолженности по алиментам от 19.12.2019 г. определена задолженность по алиментам за период с 01.04.2019 г. по 30.11.2019 г. в сумме 226 099,50 рублей. Расчет произведен исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
27.01.2020 г. административный истец обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением об отмене постановления от 19.12.2019 г. о расчете задолженности по алиментам, указав, что является индивидуальным предпринимателем, применяющим систему налогообложения – ЕНВД, в связи с чем исчисление задолженности, исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, не является правомерным.
До настоящего времени ответ на заявление не получен, перерасчет задолженности не произведен.
Должником были представлены судебному приставу-исполнителю копии налоговых деклараций, документы, подтверждающие произведенные расходы, иных документов судебным приставом-исполнителем истребовано не было.
Наличие вышеуказанных обстоятельств существенно нарушает права административного истца, поскольку возлагает на него обязанность по уплате алиментов в неправомерно завышенном размере.
В судебном заседании 29.06.2020 г. представителем административного истца Федоровой М.Л., действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, было заявлено об отказе от административных исковых требований в части требования о признании незаконным бездействия (л.д. 71-72).
Определением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29.06.2020 г. принят отказ от административного иска [СКРЫТО] А.Е. к судебному приставу-исполнителю Восточного отдела судебных приставов Приморского района ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу Пристенской А.А., Восточному отделу судебных приставов Приморского района ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу о признании незаконным бездействия, производство по делу в данной части прекращено (л.д. 77-78).
Кроме того, в судебном заседании 29.06.2020 г. представителем административного истца Федоровой М.Л., действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, было заявлено об уточнении предмета административных исковых требований (л.д. 71-72).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 29.06.2020 г., указанное уточнение принято к рассмотрению (л.д. 255).
Административный истец [СКРЫТО] А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (л.д. 259, 261), об отложении судебного заседания не просил.
О времени и месте судебного заседания извещен представитель административного истца (л.д. 258).
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Восточного отдела судебных приставов Приморского района Санкт-Петербурга ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу Прситенская А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 258), об отложении судебного заседания не просила.
Ранее данный административный ответчик представила письменные возражения на административный иск, в соответствии с которым против удовлетворения административного иска возражала, указав, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с законом, поскольку налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности отражает лишь величину вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности п. 3 ст. 346.29 НК РФ.
Вмененный доход – это потенциально возможный доход, а не фактически полученный доход в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности.
Единый налог на вмененный доход используется исключительно в целях налогообложения и не отражает реальных доходов лица от занятия предпринимательской деятельностью, в связи с чем сведения, указанные в налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход, не могут учитываться при расчете уплачиваемых алиментов. Такой способ определения дохода установлен исключительно для налоговых целей. Иные документы, подтверждающие доход должника от ведения предпринимательской деятельности, не предоставлены.
05.02.2020 г. поступило заявление должника об отмене постановления от 19.12.2019 г. о расчете задолженности по алиментам и перерасчете задолженности в соответствии с предоставленными документами.
19.02.2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства в связи с отсутствием оснований для перерасчета на основании предоставленных документов. Данное постановление направлено заявителю заказной почтовой корреспонденцией, вручено адресату 21.03.2020 г. (л.д. 81-83).
Определениями суда, занесенными в протокол судебного заседания 29.06.2020 г., первоначально заявленный административный ответчик Восточный отдел судебных приставов Приморского района ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу заменен на ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу, а также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена взыскатель по исполнительному производству Москвина Светлана Олеговна (л.д. 256-257).
Административный ответчик ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу в лице представителя Хомутовой Е.А., действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, представитель данного административного ответчика против удовлетворения требований административного иска возражала.
Заинтересованное лицо Москвина С.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом (л.д. 262), об отложении судебного заседания не просила.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа серии ФС № от 23.01.2018 г., выданного Приморским районным судом Санкт-Петербурга по делу № 2-457/2018 (л.д. 247-249), заявления взыскателя от 25.01.2018 г. (л.д. 246) судебным приставом-исполнителем Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Пристенской А.А. было возбуждено исполнительное производство № 11243/18/78016-ИП от 29.01.2018 г. Должник – [СКРЫТО] А.Е., взыскатель – Москвина С.О., предмет исполнения – алименты на содержание ребенка ФИО16 в размере ? части всех видов заработка ежемесячно, начиная с 08.06.2017 г. и до совершеннолетия ребенка.
В данном постановлении указано, что оно подлежит немедленному исполнению – в течение суток момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 243-245).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Пристенской А.А. от 17.04.2018 г. произведен расчет задолженности по алиментам за период с 08.06.2017 г. по 31.03.2018 г. по состоянию на 31.03.2018 г. в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации исходя из среднемесячной заработной платы, которая по данным Госкомстата за данный период составила 391 540,76 рублей. Задолженность за указанный период составила 97 885,19 рублей. В данном постановлении указано, что должник о месте работы не сообщил, сведения о доходах не предоставил (л.д. 239).
Заявлением от 27.04.2018 г. [СКРЫТО] А.Е. выразил несогласие с данным расчетом, указывая, что он является индивидуальным предпринимателем, состоит на режиме налогообложения ЕНВД, предоставлял судебному приставу-исполнителю налоговые декларации индивидуального предпринимателя, с требованием судебного пристава-исполнителя о предоставлении книги учета доходов и расходов не согласен, просил произвести расчет задолженности по алиментам согласно налоговым декларациям (л.д. 236).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Пристенской А.А. от 17.05.2018 г. в удовлетворении данного ходатайства [СКРЫТО] А.Е. отказано, указано на необходимость предоставления должником книги учета доходов и расходов либо первичной финансовой документации, в противном случае расчет задолженности по алиментам производится исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации (л.д. 234).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Пристенской А.А. от 25.05.2018 г. произведен расчет задолженности по алиментам за период с 01.04.2018 г. по 30.04.2018 г. по состоянию на 30.04.2018 г. в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации исходя из среднемесячной заработной платы, которая по данным Госкомстата за данный период составила 40 443,00 рублей. Задолженность за указанный период составила 10 110,75 рублей. Частичная оплата произведена в размере 6 000 рублей. Итоговый размер задолженности составил 101 995,94 рублей. В данном постановлении указано, что должник о месте работы не сообщил, сведения о доходах не предоставил (л.д. 233).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Пристенской А.А. от 04.10.2018 г. произведен расчет задолженности по алиментам за период с 08.06.2017 г. по 30.09.2018 г. по состоянию на 30.09.2018 г. в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации исходя из среднемесячной заработной платы, которая по данным Госкомстата за данный период составила 656 821,69 рублей. Задолженность за указанный период составила 164 205,42 рублей. Частичная оплата произведена в размере 6 000 рублей. Взыскано с расчетных счетов 12 087,74 рублей. Итоговый размер задолженности составил 146 117,68 рублей. В данном постановлении указано, что должник о месте работы не сообщил, сведения о доходах не предоставил (л.д. 182).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Пристенской А.А. от 19.12.2019 г. произведен расчет задолженности по алиментам за период с 01.04.2019 г. по 30.11.2019 г. по состоянию на 30.11.2019 г. в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации исходя из среднемесячной заработной платы, которая по данным Госкомстата за данный период составила 904 398,00 рублей. Задолженность за указанный период составила 226 099,50 рублей. Общая сумма задолженности по алиментам составляет 323 984,69 рублей. Частичная оплата за данный период составляет 48 267,74 рублей. Итоговый размер задолженности составил 275 716,95 рублей. В данном постановлении указано, что должник о месте работы не сообщил, сведения о доходах не предоставил (л.д. 163).
Данное постановление получено представителем должника Федоровой М.Л. по доверенности 16.01.2020 г. (л.д. 163).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Пристенской А.А. от 08.04.2020 г. внесены изменения в постановление от 19.12.2019 г. о расчете задолженности по алиментам путем указания верной даты начала периода расчета – с 01.04.2018 года (л.д. 85).
05.02.2020 г. в Восточный отдел судебных приставов Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу поступило заявление [СКРЫТО] А.Е., в котором он просил отменить постановление от 19.12.2019 г. о расчете задолженности по алиментам, пересчитать размер задолженности по алиментам за период с 01.01.2020 г. по 30.09.2020 г., указав, что не является безработным, а имеет статус индивидуального предпринимателя, применяет систему налогообложения – ЕНВД, полагал, что необходимо учитывать его доход от предпринимательской деятельности, уменьшенный на сумму расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения (л.д. 89-90).
К данному заявлению административный истец приложил копии налоговых деклараций за 2019 год, копии договоров аренды, копии платежных поручений, подтверждающих оплату [СКРЫТО] А.Е. арендных платежей, копии квитанций, подтверждающих оплату [СКРЫТО] А.Е. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов (л.д. 93-156).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Пристенской А.А. от 19.02.2020 г. отказано в удовлетворении данного ходатайства [СКРЫТО] А.Е. в связи с тем, что приложенные к заявлению документы нее подтверждают доход должника в полном объеме (л.д. 88).
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно положениям пункта 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации в их совокупности с положениями части 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229 "Об исполнительном производстве", размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
В силу пункта 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 этого же Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В соответствии с подразделом 5.1 раздела V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 19 июня 2012 года N 01-16, в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.
В соответствии с п. 1 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.
В соответствии с разделом 5.3 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России 19.06.2012 N 01-16, с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.07.2010 N 17-П, расчет алиментов (задолженности) рекомендуется производить с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.
При расчете размера алиментов должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, судебному приставу-исполнителю рекомендуется затребовать у должника в соответствии с положениями ФЗ "О бухгалтерском учете" первичную финансовую документацию (накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчетности, расходные счета и др.) и произвести расчет задолженности по алиментам с учетом указанных документов.
С целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения "доход" и ЕНВД, судебный пристав-исполнитель может рекомендовать индивидуальным предпринимателям вести книгу доходов и расходов.
При этом во всех указанных случаях порядка расчета размера алиментов (задолженности) для должника - индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться п. 2 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
В случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) полагаем возможным определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ.
Судом отклоняется довод административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем не были истребованы иные документы, помимо представленных должником налоговых деклараций, документов, подтверждающих произведенные расходы, поскольку из заявления [СКРЫТО] А.Е. от 27.04.2018 г. усматривается, что судебным приставом-исполнителем предъявлялось требование о предоставлении должником книги учета доходов и расходов, с которым [СКРЫТО] А.Е. был не согласен (л.д. 236).
Кроме того, в постановлении судебного пристава-исполнителя Пристенской А.А. от 17.05.2018 г. от отказе в удовлетворении ходатайства [СКРЫТО] А.Е. указано на необходимость предоставления должником книги учета доходов и расходов либо первичной финансовой документации, в противном случае расчет задолженности по алиментам производится исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации (л.д. 234).
Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке
В соответствии со ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1).
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2).
Таким образом, сведения о доходе, содержащиеся в налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежат применению исключительно для целей налогообложения и не могут рассматриваться в качестве сведений о фактически полученном доходе.
Согласно ч. 3 ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Суд приходит к выводу о том, что при вышеназванных обстоятельствах, поскольку должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведения о доходах, содержащиеся в первичной финансовой документации, а также книге доходов и расходов, судебный пристав-исполнитель вправе был произвести расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
Оспариваемое постановление о расчете задолженности по алиментам по своему содержанию соответствует требованиям части 2 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", произведенный расчет задолженности действующему законодательству не противоречит, прав административного истца не нарушает.
Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования административного иска подлежат отклонению в полном объеме по причине отсутствия совокупности условий для их удовлетворения.
Кроме того, суд полагает пропущенным срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд 03.03.2020 г. ( л.д. 5).
Копия оспариваемого постановления от 19.12.2019 г. получена представителем административного истца 16.01.2020 г. (л.д. 163).
Поскольку о нарушении прав оспариваемым постановлением от 19.12.2019 г. административному истцу стало известно 16.01.2020 г., то суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с данным требованием.
Обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд, административным истцом не приведено.
Поскольку административным истцом пропущен срок для обращения в суд, в удовлетворении административного иска надлежит отказать, в том числе, и по основанию пропуска данного срока.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
В окончательной форме решение принято 23 июля 2020 г.
Судья Н.Ю.Петрова