Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приморский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 16.10.2020 |
Дата решения | 15.02.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Петрова Наталья Юрьевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | ebf31aea-ed2a-34e4-bc87-b52cc9bacda6 |
Дело № 2а-3256/2021 | 15 февраля 2021 года |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Приморского районного суда Санкт-Петербурга Петрова Н.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению МИ ФНС России № 11 по Краснодарскому краю к [СКРЫТО] Николаю [СКРЫТО] о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени,
установил:
Административный истец обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к административному ответчику, в котором просил взыскать недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 2 317 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 44 рубля 87 копеек, недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 1 857 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год в размере 35 рублей 96 копеек, а всего 4 254 рубля 83 копейки.
В обоснование иска административный истец указал, что административный ответчик в спорный период владел имуществом, указанным в налоговом уведомлении № 27493638 от 08.09.2017 г. Заявленные суммы налогов и пени не оплачены.
Административный иск принят к производству суда и рассмотрен по правилам ч. 3 ст. 291 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства без вызова сторон и проведения устного разбирательства.
Стороны извещались надлежащим образом о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного (письменного) производства, сроках представления возражений, доказательств (л.д. 22, 23), возражений против рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представили.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Административным истцом в адрес административного ответчика 01.10.2017 г. было направлено налоговое уведомление № 27493638 от 08.09.2017 г. (л.д. 9, 10).
В соответствии с данным налоговым уведомлением налогоплательщик обязан в срок не позднее 01.12.2017 г. уплатить земельный налог за 2016 год в размере 1 857 рублей, налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 2 317 рублей.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Административным истцом в адрес административного ответчика 22.02.2018 г. было направлено требование № 4541 по состоянию на 14.02.2018 г. на основании налогового уведомления № 27493638 от 08.09.2017 г. об уплате земельного налога за 2016 год в размере 1 857 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 35 рублей 96 копеек, налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 2 317 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 44 рубля 87 копеек, со сроком исполнения до 27.03.2018 г. (л.д. 7,8).
Административный истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением от 27 декабря 2019 г. мировым судьей судебного участка № 162 Санкт-Петербурга отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] Николая [СКРЫТО] в пользу МИ ФНС России № 11 по Краснодарскому краю недоимки за 2016 год по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени в сумме 4 254 рубля 83 копейки, поскольку заявление было подано с нарушением срока на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени (л.д. 14-15).
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Поскольку в данном случае судебный приказ, определение об отмене судебного приказа мировым судьей не выносились, в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано по причине пропуска срока обращения в суд, суд приходит к выводу о том, что административный истец утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по налогу и пени за спорный период, так как истек срок принятия решения о ее взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ, административное исковое заявление направлено в суд за пределами установленного законом срока.
Исходя из обстоятельств дела, налоговый орган должен был обратиться в суд за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций в срок не позднее 27 сентября 2018 года.
Административное исковое заявление направлено в суд 12 октября 2020 года (л.д. 21).
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
В административном исковом заявлении налоговым органом заявлено ходатайство о признании причин пропуска срока уважительными и восстановлении срока.
При этом конкретных обстоятельств, которые бы могли свидетельствовать о наличии уважительных причин пропуска административным истцом срока на обращение в суд, административным истцом не приведено, соответствующих доказательств не представлено.
Таким образом, срок на подачу административного иска не подлежит восстановлению.
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в восстановлении срока на принудительное взыскание заявленных в административном исковом заявлении сумм обязательных платежей и санкций, в связи с чем административный иск не подлежит удовлетворению.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 175-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований МИ ФНС России № 11 по Краснодарскому краю к [СКРЫТО] Николаю [СКРЫТО] отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2021 г.
Судья Н.Ю.Петрова