Дело № 2а-2049/2019 ~ М-1479/2019, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Октябрьский районный суд (Город Санкт-Петербург)
Дата поступления 20.03.2019
Дата решения 15.04.2019
Категория дела Гл. 22 КАС РФ -> прочие дела по защите нарушенных... -> об оспаривании признания информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией
Судья Николаева Елена Владимировна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 5bdcb085-c338-348a-8bca-c917ec7d23e6
Стороны по делу
Истец
******** ***************** ****** *. *****-**********
Ответчик
********** *********** ****** ** ******* * ***** *****
************** ********** * ******** ************ ********** ********* ** ******-********* ************ ******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Решение в окончательной форме изготовлено 15.04.2019

дело №: 2а-2049/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 15 апреля 2019 года

Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга в составе

Председательствующего судьи Е.В. Николаевой,

при секретаре Коромзиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределённого круга лиц, о признании информации, распространяемой на Интернет-сайте по сетевому ресурсу запрещённой,

установил:

Прокурор Василеостровского района Санкт-Петербурга, действующий в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявление, в котором просил признать информацию, размещенную в Интернете на сайте <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Уварова Т.П. в заседание явилась, требования и доводы поддержала.

Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации в лице территориального органа – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу в судебное заседание не явился, извещён судом надлежащим образом о дне рассмотрения заявления, ходатайств об отложении слушания не направил, уважительности причин своей неявки суду не сообщил.

Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закреплённое ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 6 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод", суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом мнения участников процесса, суд признаёт возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

На основании части 1 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу частей 1-3, пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Материалами дела подтверждено, что прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет на предмет нарушений законодательства Российской Федерации в области размещения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В ходе проверки проведен осмотр Интернет-сайта <адрес> и установлено, что на нем содержатся сведения об оказании услуги по обналичиванию денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности.

Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к его доступу по кругу лиц.

Актом осмотра вышеуказанного сайта, составленного сотрудником прокуратуры, зафиксированы вышеуказанные обстоятельства, к акту приложены скриншоты страниц, из которых также следует, что прокурору в ходе проверки не удалось установить информацию о владельце сайта в сети «Интернет», провайдере хостинга, операторе связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к ИТС «Интернет».

Признавая требования прокурора подлежащими удовлетворению, суд исходит из следующего.

Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Под обналичиванием понимается операция по переводу денежных средств из безналичной формы в наличную форму путем их снятия с банковского счета физического или юридического лица. При поступлении денежных средств на банковский счет на основании мнимых сделок и фиктивных документов, их обращение в наличную форму путем получения неучтенных наличных денег, является незаконным.

Статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление незаконной банковской деятельности.

Юридическая наука проводит аналогию между деятельностью «нелегальных банков» и банковскими операциями, предусмотренными ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»:

1) открытие и управление расчетными счетами фирм-однодневок соответствует банковской операции по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц;

2) незаконный транзит денег соответствует банковской операции по переводу денежных средств по поручению физических и юридических лиц;

3) незаконное обналичивание денег соответствует банковской операции по кассовому обслуживанию физических и юридических лиц.

Вышеуказанные операции представляют собой квазибанковские операции, которые по существу, а не по юридической форме соответствуют указанным выше банковским операциям.

Вместе с тем, диспозиция ст. 172 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за осуществление банковских операций без регистрации, предоставляет возможность отнесения таких операций к незаконной банковской деятельности.

В силу ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Вместе с тем, в нарушение приведенных норм законодательства на указанном интернет-сайте осуществляется деятельность по обналичиванию денежных средств без лицензии.

Кроме того, предоставление указанной услуги может осуществляться с целью неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), или других неправомерных действий (бездействия), за что предусмотрена налоговая ответственность в соответствии со ст. 122 НК РФ.

Согласно п. 2.3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе, организацию, планирование, подготовку террористического акта, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.

В соответствии с п.п. 7, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия

терроризма относится приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В силу ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

Предоставление услуги по обналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций.

Положения ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе запрещая распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность

В нарушение вышеуказанных норм размещение названной информации ведёт к нарушению прав и интересов граждан.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, доступ к спорному электронному адресу сайта, на котором размещена вышеуказанная информация, следует ограничить.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований и необходимости признания информации, размещенной вышеназванной интернет-странице, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Данное решение суда является основанием для включения спорной электронной страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в Интернете на сайте <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сайтов с адресом <адрес> в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга.

Судья –

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Октябрьский районный суд (Город Санкт-Петербург) на 20.03.2019:
Дело № М-1449/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Немченко Александра Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-1461/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Немченко Александра Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-1458/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зубкова Анастасия Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2077/2019 ~ М-1483/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 15.04.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Николаева Елена Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № М-1495/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Николаева Елена Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2067/2019 ~ М-1494/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 15.04.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Николаева Елена Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-2054/2019 ~ М-1504/2019, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Николаева Елена Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-1485/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Николаева Елена Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9а-286/2019 ~ М-1464/2019, первая инстанция
  • Решение: ОТКАЗАНО в принятии заявления
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Николаева Елена Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-376/2019 ~ М-1472/2019, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пазюченко Ирина Жоржовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-142/2019, апелляция
  • Дата решения: 29.04.2019
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сергеева Елена Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-138/2019, апелляция
  • Дата решения: 29.04.2019
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сергеева Елена Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-140/2019, апелляция
  • Дата решения: 29.04.2019
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сергеева Елена Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-141/2019, апелляция
  • Дата решения: 29.04.2019
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сергеева Елена Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-143/2019, апелляция
  • Дата решения: 29.04.2019
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сергеева Елена Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-121/2019, первая инстанция
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сергеева Елена Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 5-120/2019, первая инстанция
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сергеева Елена Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-139/2019, апелляция
  • Дата решения: 29.04.2019
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сергеева Елена Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-122/2019, первая инстанция
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сергеева Елена Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-133/2019, первая инстанция
  • Решение: Уголовное дело ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Керро Ирина Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-132/2019, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сопилова Ирина Васильевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/7-122/2019, первая инстанция
  • Решение: Отказано в принятии к производству
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Керро Ирина Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/7-120/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 28.03.2019
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сопилова Ирина Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3/7-121/2019, первая инстанция
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калитко Роман Евгеньевич
  • Судебное решение: НЕТ