Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красносельский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 26.04.2016 |
Дата решения | 28.09.2016 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Асмыкович Вячеслав Александрович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 1833c412-e929-3d3a-98f0-e7ec390723bf |
Дело № 2а-6770/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 28 сентября 2016 года
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А.
при секретаре Костельковой В.Н.,
с участием административного ответчика [СКРЫТО] А. В., <дата> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу о взыскании с [СКРЫТО] А.В. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере <...> и пени в размере <...>
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 28 по Санкт-Петербургу обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о взыскании с [СКРЫТО] А.В. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере <...> и пени в размере <...>
В обоснование требований административный истец указал, что в 2014 году административный ответчик [СКРЫТО] А.В. в 2014 году обладал на праве собственности транспортным средством, являющимся объектом налогообложения, в связи с чем ему было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога, а затем выставлено требование. Поскольку [СКРЫТО] А.В. в установленный срок данный налог не уплатил, административный истец обратился в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик [СКРЫТО] А.В. в судебное заседание явился, требования административного иска в части взыскания задолженности по налогу признал. В части взыскания пени просил суд отказать административному истцу в удовлетворении его требований, поскольку он не получал налогового уведомления, так как оно было направлено по адресу его прежней регистрации.
Исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, выслушав административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К региональным налогам относится, в том числе транспортный налог (подпункт 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 НК РФ).
В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 НК РФ).
Ставки указанного налога в Санкт-Петербурге установлены Законом Санкт-Петербурга от 01.11.2002 № 487-53 «О транспортном налоге».
По общему правилу, заявление о взыскании недоимки с гражданина подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 2 статьи 48 НК РФ). Данное норме корреспондирует ч.2 ст. 286 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что административный ответчик [СКРЫТО] А.В. в 2014 году имел в собственности транспортное средство <...>, государственный регистрационный знак <№> являющееся объектом налогообложения.
За 2014 год МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу начислила [СКРЫТО] А.В. транспортный налог в сумме <...>, о чем 04.06.2015 направила ему налоговое уведомление № 1082936.
Расчет налога произведен с учетом налоговой базы, определяемой как мощность двигателя транспортного средства лошадиных силах и налоговой ставки, установленной Законом Санкт-Петербурга № 487-53.
В связи с неуплатой налога МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу начислила [СКРЫТО] А.В. пени в сумме <...>, и 30.10.2015 направила ему налоговое требование № 352896 об уплате задолженности по налогу и пеням. Срок исполнения требования указан - до 25.01.2016.
Факт направления административному ответчику налоговых уведомления и требования подтверждается представленными суду реестрами почтовых отправлений.
Срок на обращение в суд административным истцом соблюден.
Суд учитывает признание административным ответчиком административного иска в части взыскания недоимки по транспортному налогу и с учетом положений ст. ст. 357, 358, 362 и 363 Налогового кодекса Российской Федерации приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в указанной части.
Вместе с тем, имеются основания для вынесения судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления налогового органа в части взыскания с [СКРЫТО] А.В. пеней за несвоевременную уплату транспортного налога.
В силу п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в налоговый период 2014 года), физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Исходя из п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете,
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
По общему правилу учет физических лиц в целях проведения налогового контроля осуществляется по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ).
При этом местом транспортного средства (за исключением водных и воздушных транспортных средств) признается место жительства (пребывания) физического лица, за которым зарегистрировано транспортное средства.
В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных норм закона суд приходит к выводу о том, что направление налогового уведомления и налогового требования заказным письмом должно осуществляться по месту жительства налогоплательщика – физического лица.
Из материалов дела следует, что сформированные в отношении [СКРЫТО] А.В. налоговое уведомление и налоговое требование были направлены по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
Согласно полученным судом сведениям, [СКРЫТО] А.В. с 11.03.2014 зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
Таким образом, поскольку по последнему известному месту жительства налогоплательщика [СКРЫТО] А.В. уведомление и требование налоговым органом не направлялись, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части взыскания с административного ответчика пеней.
Кроме того, суду не представлены какие-либо доказательства, обосновывающие начисление пеней в связи с наличием недоимки по транспортному налогу за предшествующий период, то есть с 17.11.2014 по 01.01.2015.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части взыскания с [СКРЫТО] А.В. недоимки по транспортному налогу в сумме <...>.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части требований, в размере 750 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу удовлетворить частично.
Взыскать с [СКРЫТО] А. В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу сумму задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере <...>
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Взыскать с [СКРЫТО] А.В. в федеральный бюджет сумму государственной пошлины в размере 750 руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.А. Асмыкович