Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красносельский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 26.04.2016 |
Дата решения | 04.10.2016 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Асмыкович Вячеслав Александрович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 65622683-5e03-3c3e-944b-446562c7ae83 |
Дело № 2а-6022/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 04 октября 2016 года
Судья Красносельского районного суда г. Санкт-Петербурга Асмыкович В.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее МИФНС России) № 22 по Санкт-Петербургу о взыскании с [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] задолженности по транспортному налогу за 2012 и 2013 гг. и пеней,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о взыскании с [СКРЫТО] А.С. недоимки по транспортному налогу за 2012 и 2013 гг. в размере 78 000 рублей 00 копеек и пеней в размере 3883 рублей 39 копеек.
В обоснование требований административный истец указал, что в 2012 и в 2013 гг. административный ответчик [СКРЫТО] А.С. имел в собственности транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, в связи с чем ему было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога, а затем выставлено требование. Вынесенный в отношении должника мировым судом судебный приказ о взыскании задолженности отменен в связи с поступлением от него возражений. Поскольку [СКРЫТО] А.С. налог не уплатил, административный истец обратился в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик [СКРЫТО] А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. ст. 101 и 102 КАС РФ, суд признает административного ответчика извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Поскольку в судебное заседание, лица, участвующие в деле и надлежащим образом, извещенные о месте и времени его рассмотрения, не явились, судом в соответствии с ч. 7 ст. 150, ст. 291, ст. 292 КАС РФ вынесено определение о рассмотрении данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
К региональным налогам относится, в том числе, транспортный налог (подпункт 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 НК РФ).
В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 НК РФ).
Ставки указанного налога в Санкт-Петербурге установлены Законом Санкт-Петербурга от 01.11.2002 № 487-53 «О транспортном налоге».
По общему правилу, заявление о взыскании недоимки с гражданина подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 2 статьи 48 НК РФ). Данное норме корреспондирует часть 2 статьи 286 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Кроме того, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога и пеней может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что административный ответчик [СКРЫТО] А.С. в 2012 и в 2013 гг. имел в собственности транспортное средство <...>, государственный регистрационный знак <№>
МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу начислила [СКРЫТО] А.С. транспортный налог за 2012 год в сумме 39 000 рублей 00 копеек, о чем 06.05.2013 направила ему налоговое уведомление № 1203159, с указанием срока уплаты налога до 05.11.2013.
В связи с неуплатой налога МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу направила [СКРЫТО] А.С. 29.11.2013 налоговое требование № 212929, в котором указывалось на задолженность по транспортному налогу за 2012 год, а также на необходимость уплаты пеней за просрочку уплаты транспортного налога в размере 75 рублей 08 копеек. Срок исполнения требования указан до 25.12.2013.
Однако транспортный налог и пени [СКРЫТО] А.С. уплачены не были, в связи с чем у него образовалась недоимка по налогу за 2012 год.
В отношении указанной недоимки 23.05.2014 мировым судьей судебного участка № 150 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ, который отменен 24.07.2015.
Кроме того, МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу начислила [СКРЫТО] А.С. транспортный налог за 2013 год в сумме 39 000 рублей 00 копеек, о чем 05.06.2014 направила ему налоговое уведомление № 1665300 с указанием срока уплаты налога до 05.11.2014.
В связи с неуплатой налога МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу направила [СКРЫТО] А.С. 29.11.2014 налоговое требование № 286705, в котором указывалось на задолженность по транспортному налогу за 2013 год, а также на необходимость уплаты пеней за просрочку уплаты транспортного налога в размере 3883 рублей 39 копеек. Срок исполнения требования указан до 26.12.2014.
Однако транспортный налог и пени [СКРЫТО] А.С. уплачены не были, в связи с чем у него образовалась недоимка по налогу за 2013 год.
В отношении указанной недоимки 17.04.2015 мировым судьей судебного участка № 150 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ, который отменен 12.10.2015.
Срок на обращение в суд с требованиями о взыскании недоимки налоговым органом соблюден.
Вместе с тем, имеются основания для вынесения судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления налогового органа.
В силу п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Исходя из п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете,
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
По общему правилу учет физических лиц в целях проведения налогового контроля осуществляется по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ).
При этом местом транспортного средства (за исключением водных и воздушных транспортных средств) признается место жительства (пребывания) физического лица, за которым зарегистрировано транспортное средства.
В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных норм закона суд приходит к выводу о том, что направление налогового уведомления и налогового требования заказным письмом должно осуществляться по месту жительства налогоплательщика – физического лица.
Из материалов дела следует, что сформированные в отношении [СКРЫТО] А.С. налоговые уведомления об уплате транспортного налога за 2012 и 2013 гг. и налоговые требования были направлены по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
Согласно справке формы 9, [СКРЫТО] А.С. с 11.02.2013 был зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург<адрес>, кв. 103, 26.06.2014 снят с регистрационного учета в связи с регистрацией по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
Как следует из ответа УФПС по Санкт-Петербургу, почтовые отправления, которыми [СКРЫТО] А.С. были направлены налоговые уведомления, были получены адресатом. Вместе с тем, серия и номер паспорта лица, получившего данные отправления, не совпадает с серией и номером паспорта [СКРЫТО] А.С., имеющиеся в материалах дела.
Таким образом, поскольку по последнему известному месту жительства налогоплательщика [СКРЫТО] А.С. уведомления и требования налоговым органом не направлялись и плательщиком не получались, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290, 293, 294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления МИНФС № 22 по Санкт-Петербургу о взыскании с [СКРЫТО] А.С. задолженности по транспортному налогу за 2012 и 2013 г. в сумме 78000 рублей и пеней в сумме 3 883 рублей 39 копеек отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: В.А. Асмыкович