Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красносельский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 18.06.2019 |
Дата решения | 08.10.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Асмыкович Вячеслав Александрович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b59b4dc7-dfcb-3da5-82db-5a8b8dbdbbbb |
Дело № 2а-4407/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 08 октября 2019 года
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А. при секретаре Божко А.А.,
с участием:
- административного истца [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], <дата> года рождения, проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>,
- Сафроновой Дарьи Игоревны, представляющей интересы административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Управление Росреестра) по Санкт-Петербургу на основании доверенности № 00004-ВВ от 29.12.2018, имеющей высшее юридическое образование,
- Борисовой Ларисы Ивановны, представляющей интересы заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее филиал ФГБУ «ФКП Росреестра») по Ленинградской области, по доверенности № исх/02441 от 21.02.2019, имеющей высшее юридическое образование,
- Гугля Антона Викторовича, представляющей интересы заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») по Санкт-Петербургу, по доверенности № 78/2018-02 от 17.01.2018, имеющего высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Управлению Росреестра по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] М.И. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Санкт-Петербургу, в котором, после уточнений, просил о следующем:
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Санкт-Петербургу по ненадлежащему исполнению решения Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 14.09.2015 по делу № 2-5951/2015, а также бездействия, выразившегося в невнесении и не актуализации сведений, содержащихся в государственном реестре недвижимости в отношении квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в связи с принятием органами государственной власти соответствующих нормативных актов, в соответствии с которыми данный объект недвижимости стал находится в границах Санкт-Петербурга, а также решения об отказе в выдаче актуальной выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении указанного объекта недвижимости;
- обязать Управление Росреестра по Санкт-Петербургу выдать [СКРЫТО] М.И. выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
- обязать Управление Росреестра по Санкт-Петербургу произвести кадастровый учет квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
Свои требования административный истец мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. В отношении указанной квартиры им было получено уведомление Управления Росреестра по Санкт-Петербургу об отказе в выдаче выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах в результате отсутствия у Управления технической возможности выдать такую выписку. При этом решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 14.09.2015 на Управление Росреестра по Санкт-Петербургу была возложена обязанность внести изменения в кадастровую запись данного объекта недвижимости, указав в качестве места его расположения – Санкт-Петербург. Следовательно, указанное решение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу об отказе в выдаче выписки из ЕГРН, а также бездействие по неисполнению решения суда, невнесению и актуализации сведений реестра недвижимости, являются незаконными.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] М.А. просил административный иск удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по Санкт-Петербургу Сафронова Д.И., представители заинтересованных лиц филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу и по Ленинградской области Гугля А.В. и Борисова Л.И. просили отказать административному истцу в удовлетворении его требований.
По мнению представителя Управления Росреестра по Санкт-Петербургу решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 14.09.2015 было исполнено путем внесения в реестр прав ЕГРН сведений о праве собственности, зарегистрированном на территории Санкт-Петербурга. В кадастр недвижимости по указанной квартире сведения не вносились, поскольку на момент вступления решения суда в законную силу Управление Росреестра по Санкт-Петербургу полномочиями по кадастровому учету недвижимости не обладало. Указанная квартира была поставлена на кадастровый учет филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области, кадастровое дело объекта в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу не передавалось, с заявлением о внесении изменений в кадастр недвижимости административный истец не обращался.
Как указали представители филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу и по Ленинградской области, сведения о принадлежащем административному истцу объекте недвижимости были внесены реестр на основании технического паспорта многоквартирного дома, расположенного на территории кадастрового округа «Ленинградский». При этом в виду отсутствия в ЕГРН сведений об административной границе между Санкт-Петербургом и Ленинградской области вопрос передачи кадастровых дел в отношении объектов недвижимости, ранее находившихся в границах Ленинградской области и, после изменения границ – в настоящее время находящихся на территории Санкт-Петербурга, возможен только лишь по решению Рабочей группы, уполномоченной на проведение мероприятий по передаче реестровых дел между органами регистрации прав кадастровых округов «Петербургский» и «Ленинградский».
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих лиц, обсудив доводы административного искового заявления, суд пришел к следующим выводам.
Административный истец [СКРЫТО] М.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, на основании договора купли-продажи от 26.04.2019.
Согласно техническому паспорту от 18.05.2011 и кадастровому паспорту от 16.06.2011, местоположением указанной квартиры является Виллозское сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области.
Законодательным Собранием Ленинградской области принято постановление от 08.12.2010 № 1157 «Об утверждении дополнительного соглашению к соглашению «Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации», которым утверждено дополнительное соглашение к Соглашению «Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации», подписанное 03.08.2010 Губернатором Санкт-Петербурга и Губернатором Ленинградской области.
Указанным дополнительным соглашением уточнена граница Санкт-Петербурга с Ломоносовским районом Ленинградской области.
В результате заключения настоящего дополнительного соглашения и последующего утверждения его Законодательными собраниями Санкт-Петербурга и Ленинградской области в состав земель Санкт-Петербурга вошел земельный участок, закрепленный в составе территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Горелово», ранее входивший в состав муниципального образования Ленинградской области «Виллозское сельское поселение».
Именно на территории указанного земельного участка находится многоквартирный дом, в котором имеется принадлежащая административному истцу квартира.
Став правообладателем квартиры, административный истец обратился в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о предоставлении выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Уведомлением от 15.05.2019 № 78/112/005/2019-181 Управление Росреестра по Санкт-Петербургу отказало административному истцу в выдаче выписки из ЕГРП в виду отсутствия технической возможности, поскольку кадастровый учет объекта недвижимости был осуществлен на территории Ленинградской области.
Согласно ч. 6 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются, в том числе в форме выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом (ч. 9 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 12 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно сведениям ЕГРН, а также информации, изложенной в отзыве представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области принадлежащая административному истцу квартира по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, была поставлена на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости на основании технического паспорта, сформированного органами технической инвентаризации.
В силу ч. 4 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ, технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
14.09.2015 Красносельским районным судом Санкт-Петербурга было рассмотрено дело № 2-5951/2015 по заявлению Ромашкина В.Ф. – прежнего собственника квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, к Управлению Росреестра по Санкт-Петербургу о внесении изменений в кадастровую запись указанного объекта недвижимости.
Согласно вступившему в законную силу решению суда, на Управление Росреестра по Санкт-Петербургу была возложена обязанность по внесению изменений в кадастровую запись объекта недвижимости путем указания в государственном кадастре недвижимости места расположения объекта – Санкт-Петербург, муниципальное образование Горелово.
Решение суда от 14.09.2015 Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу было исполнено путем формирования собственнику объекта недвижимости Ромашкину В.Ф. выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию его права собственности в отношении квартиры с указанием места ее расположения – Санкт-Петербург, муниципальное образование Горелово.
При этом, исходя из формулировки резолютивной части решения суда от 14.09.2015, фактически предписывающей изменить наименование местонахождения объекта, изменения о местонахождении объекта были внесены в реестр прав, а сведения об основных характеристиках квартиры, содержащихся в кадастре недвижимости, Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу при исполнении решения суда не учитывались, кадастровое дело в органы кадастрового учета Санкт-Петербурга не передавалось.
Данное обстоятельство следует из представленных суду представителем филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу сведений из Единого государственного реестра недвижимости в отношении квартиры административного истца, в которых информация об основных характеристиках объекта недвижимости отсутствует.
Иным образом исполнить решение суда от 14.09.2015 Управление Росреестра по Санкт-Петербургу не могло, поскольку до 01.01.2017 не обладало полномочиями по осуществлению кадастрового учета, такими полномочиями обладало ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и ее филиалы по субъекта Российской Федерации.
Действующим с 01.01.2017 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества включен в состав Единого государственного реестра недвижимости и содержит сведения, подтверждающие существование объектов недвижимости с характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, с 01.01.2017 полномочия по государственной регистрации прав и кадастровому учету осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе через свои управления по субъектам Российской Федерации.
Федеральная кадастровая палата и ее филиалы по субъектам Российской Федерации с 01.01.2017 государственный кадастровый учет не осуществляют, а исполняют переданные отдельные полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (раздел II Устава ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.09.2011 № П/331).
Таким образом, в настоящее время в отношении принадлежащей административному истцу квартиры сложилась ситуация, при которой сведения о зарегистрированном на нее праве, входящие в раздел Единого государственного реестра недвижимости, содержащий реестр прав на недвижимость, находятся в распоряжении органа, осуществляющего государственную регистрацию прав и кадастровый учет на территории Санкт-Петербурга, то есть Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, а сведения, содержащие характеристики данного объекта и входящие в раздел ЕГРН «кадастр недвижимости», остались в распоряжении филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области, то есть органа, принимавшего решение о постановке объекта на кадастровый учет.
Следовательно, поскольку сведения об основных характеристиках объекта недвижимости – квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости, находящимся в распоряжении Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, отсутствуют, последним правомерно отказано административному истцу в выдаче выписки из ЕГРН, содержащей, в том числе, основные характеристики объекта недвижимости.
Вместе с тем, Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определен порядок действий заинтересованных лиц, в том числе правообладателей объектов недвижимости, в случаях, если органами государственной власти и органами местного самоуправления приняты решения изменяющие сведения о объектах недвижимости, что влечет необходимость их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
К таким решениям относятся, в частности, решения об изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования (п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ).
Порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлениям заинтересованных лиц определен в ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 ст. 32 настоящего Федерального закона сведения, в том числе об изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные ст. 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ).
При этом орган регистрации прав вправе отказать во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления сообщат об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ).
Аналогичный порядок также был предусмотрен ранее действовавшим Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, административному истцу надлежало обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ.
Права подать такое заявление в настоящее время административный истец не лишен.
В таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.А. Асмыкович
Решение в окончательной форме принято 15.10.2019.