Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красносельский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 15.11.2016 |
Дата решения | 19.01.2017 |
Категория дела | исполнителей) |
Судья | Асмыкович Вячеслав Александрович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 10eead91-a4ae-3046-be73-c72f199fbf86 |
Дело № 2а-1662/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 19 января 2017 года
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А. при секретаре Золотовой А.Н.,
с участием:
- административного истца – [СКРЫТО] М. И., <дата> года рождения, проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>,
- представителей административного истца – Кутилиной Ж. В. и Мутина А. Н., действующих на основании доверенности 78 АБ 1623872 от 09.12.2016, имеющих высшее юридическое образование,
- административного ответчика – администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в лице представителя Ждановой А. А., действующей на основании доверенности от 29.12.2016 № 07-74-359/16-0-0, имеющей высшее юридическое образование,
- заинтересованного лица – [СКРЫТО] Г. Н., <дата> года рождения, проживающей по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала № 207 Красносельского районного суда Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Суворова, д. 3, административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] М.И. о признании незаконным распоряжения администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 25.05.2016 № 1275-р о снятии его с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] М.И. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 25.05.2016 № 1275-р о снятии его с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права, административный истец просил суд обязать администрацию района восстановить его на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с сохранением прежней даты постановки и очередности.
В обоснование административного иска [СКРЫТО] М.И. указал, что с 2004 года он состоял на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании того, что дом, в котором он проживал вместе с матерью, сгорел. Кроме того, он является ветераном боевых действий, что также дает ему право состоять на указанном учете. В июне 2016 года он получил уведомление из администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 27.05.2016 о снятии его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом, копия распоряжения администрации в нарушение требований ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ему направлена не была. Копия распоряжения администрации о снятии его с учета была получена им лишь 15.08.2016 после дополнительного обращения в администрацию. В настоящее время он проживает вместе с матерью [СКРЫТО] Г.Н. в одной комнате коммунальной квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. В собственности его матери находится также жилой дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, <адрес>, однако он не пригоден для проживания в виду неполного восстановления после пожара, произошедшего в 2004 году. Полагает, что распоряжение администрации о снятии его с учета является незаконным, срок на обращение в суд с административным иском пропущен по уважительной причине, поскольку копия указанного распоряжения была им получена лишь в августе 2016 года.
Административный истец [СКРЫТО] М.И. и его представители Кутилина Ж.В. и Мутин А.Н. в судебное заседание явились, административное исковое заявление поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить. Представители административного истца также пояснили, что администрацией района не была соблюдена процедура вынесения оспариваемого решения, поскольку копия распоряжения о снятии с учета административному истцу не направлялась.
Представитель административного ответчика Жданова А.А. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что [СКРЫТО] М.И. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что он обеспечен жильем по совокупности жилых помещений с учетом наличия у его матери [СКРЫТО] Г.Н. в собственности жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, <адрес> Также представитель администрации указывает на отсутствие уважительных причин для восстановления административному истцу срока на обращение в суд, поскольку о нарушении своих прав [СКРЫТО] М.И. узнал в мае 2016 года, когда получил уведомление о снятии его с учета. Следовательно, срок на подачу административного иска истек в августе 2016 года.
Заинтересованное лицо – [СКРЫТО] Г.Н. в судебное заседание явилась, просила удовлетворить требования [СКРЫТО] М.И., поскольку он имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, так как является ветераном боевых действий.
Суд, исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, выслушав участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов учетного дела, распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 19.08.2004 № 1752 [СКРЫТО] М.И. совместно с матерью [СКРЫТО] Г.Н. принят на учет по улучшению жилищных условий как семья, занимающая жилую площадь, признанную непригодной.
Основанием для принятия на указанный учет послужило то, что дом, в котором они проживали, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, принадлежащий [СКРЫТО] Г.Н., сгорел 15.06.2004.
Распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 18.01.2006 № 44-р [СКРЫТО] Г.Н. и ее сыну [СКРЫТО] М.И. предоставлено жилое помещение – комната жилой площадью 12,40 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, без снятия с учета, с заключением договора найма жилого помещения.
01.10.2004 администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга издано распоряжение № 2094 о разрешении [СКРЫТО] Г.Н. восстановить после пожара индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, <адрес>
В соответствии с письмом ГУ ГУИОН КУГИ Правительства Санкт-Петербург № 48 от 04.03.2002 домовладение № <адрес> в г. Красное Село перенумеровано в домовладение № 34 по Семеновской улице в г. Красное Село.
07.07.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу зарегистрировано право собственности [СКРЫТО] Г.Н. на жилой дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Согласно техническому паспорту, расположенный по вышеуказанному адресу объект индивидуального жилищного строительства представляет собой жилой дом общей площадью 111,7 кв.м., жилой площадью 46,7 кв.м.
Распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 25.05.2016 № 1275 [СКРЫТО] М.И. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основанием для снятия его с учета указана часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет нуждающихся для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, лица, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, могут быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 01.12.2009 № 1549-О-П, положения части 2 статьи 6 Вводного закона не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
На момент постановки 19.08.2004 [СКРЫТО] М.И. на учет по улучшению жилищных условий, действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные решением исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов № 712/6 (далее Правила учета).
В соответствии с п. 17.5 Правил учета, на учет по улучшению жилищных условий принимаются граждане, занимающие жилую площадь, признанную в установленном порядке непригодной для постоянного проживания в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах ЖСК, в том числе непригодные для постоянного проживания служебные жилые помещения. При этом уполномоченный орган вправе рассматривать вопросы принятия на учет граждан, имеющих в собственности жилые дома, признанные непригодными для постоянного проживания, и членов их семей, с учетом состояния здоровья, возраста и материального положения проживающих.
Согласно п. 29.1 и 29.4 вышеназванных Правил, снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в случаях:
- улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
- устранения дефектов, на основании которых жилая площадь была признана непригодной для постоянного проживания.
Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 квадратных метров на человека.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлено, что при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Жилищная обеспеченность гражданина должна определяться исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых заявителями и членами их семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности (пункт 2 статьи 51 ЖК РФ и пункт 2 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга № 407-65).
На дату принятия администрацией района оспариваемого решения от 25.05.2016 № 1275 жилищная обеспеченность [СКРЫТО] М.И. по общей площади, исходя из суммы жилой площади принадлежащего его матери [СКРЫТО] Г.Н. на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, <адрес> (жилая площадь 46,70 кв.м.) составила 23,35 кв.м.
Таким образом, в настоящее время жилищная обеспеченность [СКРЫТО] М.И. превышает норму предоставления.
Также суд учитывает то обстоятельство, что принадлежащей матери административного истца дом был восстановлен после пожара, следовательно, дефекты, на основании которых жилая площадь была признана непригодной для постоянного проживания, в настоящее время устранены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что [СКРЫТО] М.И. обоснованно был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по части 2 статьи 6 Вводного закона, в связи с утратой основания, которое до введения Жилищного кодекса РФ давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителя администрации о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в судебном заседании.
Из материалов дела усматривается, что уведомление о снятии с учета было направлено [СКРЫТО] М.И. 27.05.2016, поступило адресату 31.05.2016, что подтверждается штампом Почты России на конверте, представленном административным истцом в судебном заседании.
При этом, уведомление о снятии [СКРЫТО] М.И. с учета содержало ссылки на основания снятия его с учета, на нормы жилищного законодательства, а также сведения о дате и номере распоряжения, что, вопреки доводам представителей административного истца, не противоречит требованиям ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Получение указанного уведомления позволяет заинтересованному лицу достоверно установить, нарушены ли его права или нет. С учетом изложенного, дальнейшее истребование административным истцом копии распоряжения о снятии с учета не свидетельствует о пропуске срока на обращение в суд по уважительной причине.
Поскольку административный иск подан в суд 15.11.2016, иных доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено, суд полагает возможным также отказать административному истцу в удовлетворении его требований по причине пропуска срока.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления М. И. о признании незаконным распоряжения администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 25.05.2016 № 1275 о снятии его с учета граждан, нуждающихся жилых помещениях, ОТКАЗАТЬ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 23.01.2017.