Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красносельский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 27.09.2016 |
Дата решения | 24.01.2017 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Асмыкович Вячеслав Александрович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | c5914e0f-6682-302c-9488-2a9367b5849d |
Дело № 2а-1080/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 24 января 2017 года
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А. при секретаре Золотовой А.Н.,
с участием административного ответчика [СКРЫТО] Н. В., <дата> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу о взыскании с [СКРЫТО] Н.В. недоимки по транспортному налогу за 2013 год в размере <...>, пеней по указанному налогу в размере <...>, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <...>, пеней по указанному налогу в размере <...>,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о взыскании с [СКРЫТО] Н.В. недоимки по транспортному налогу за 2013 год в размере <...>, пеней по указанному налогу в размере <...>, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <...>, пеней по указанному налогу в размере <...>.
В обоснование требований административный истец указал, что в 2013 году административный ответчик [СКРЫТО] Н.В. имел в собственности транспортные средства и квартиру, являющиеся объектами налогообложения, в связи с чем ему были начислены транспортный налог и налог на имущество физических лиц, о чем направлялись налоговое уведомление, а затем налоговое требование. [СКРЫТО] Н.В. в установленные сроки налоги и пени не уплатил, в связи с чем мировым судьей 04.06.2016 в отношении административного ответчика был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности. Поскольку 24.03.2016 судебный приказ в отношении [СКРЫТО] Н.В. был отменен в связи с поступлением от последнего возражений, административный истец обратился в суд с требованиями о взыскании налоговой недоимки и пеней в порядке административного судопроизводства.
Административный истец о времени и месте рассмотрения был извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил.
Поскольку в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле о взыскании обязательных платежей и санкций, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению такого дела, суд принимает решение о проведении судебного разбирательства в отсутствие указанных лиц.
Административный ответчик [СКРЫТО] Н.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований административного истца в части взыскания задолженности по транспортному налога и пеней по нему, указав, что он не получал налогового уведомления и налогового требования. Следовательно, обязанности по оплате налога у него не возникло, как и не возникло обязанности у налогового органа начислить ему пени. Налоговым органом не представлено надлежащих доказательств вручения ему налогового уведомления и налогового требования. Требования административного истца в части взыскания налога на имущество физических лиц и пеней по нему административный истец признает, им представлен документ об оплате задолженности по налогу на имущество физических лиц.
Исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, выслушав позицию административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К региональным налогам относится, в том числе транспортный налог (подпункт 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 НК РФ).
В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 НК РФ).
Ставки указанного налога в Санкт-Петербурге установлены Законом Санкт-Петербурга от 01.11.2002 № 487-53 «О транспортном налоге».
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц урегулирован главой 32 Налогового кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ, положения которого вступили в силу с 01.01.2015.
Вместе с тем, правоотношения, связанные с начислением [СКРЫТО] Н.В. налога на имущество физических лиц возникли в 2013 году, то есть до введения в действие главы 32 Налогового кодекса РФ, и поэтому должны регулироваться в соответствии положениями Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1.
В соответствии с п. 1 ч.1 вышеназванного закона, плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на имущество (ст. 2 Закона от 09.12.1991 № 2003-1).
Согласно п. 1 ст. 5 Закона от 09.12.1991 № 2003-1, исчисление налогов производится налоговыми органами.
По общему правилу, заявление о взыскании недоимки с гражданина подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 2 статьи 48 НК РФ). Данной норме корреспондирует ч.2 ст. 286 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Кроме того, в соответствии п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что административный ответчик [СКРЫТО] Н.В. в 2013 году имел в собственности следующие объекты налогообложения:
- транспортное средство <...>, государственный регистрационный знак <№>;
- транспортное средство <...>, государственный регистрационный знак <№>;
- квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
За 2013 год МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу начислила [СКРЫТО] Н.В. транспортный налог в размере <...> и налог на имущество физических лиц в размере <...>, о чем 30.05.2014 ему было направлено налоговое уведомление № 1485116, в котором указывалось на необходимость уплаты налогов до 05.11.2014.
Поскольку в установленный срок налоги [СКРЫТО] Н.В. уплачены не были, МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу начислила ему пени за просрочку уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц в размере <...> и <...>, соответственно.
Согласно представленному налоговым органом расчету, пени начислены за периоды:
- с 12.11.2013 по 05.11.2014, с 06.11.2014 по 16.11.2014 – по транспортному налогу,
- с 06.11.2013 по 05.11.2014, с 06.11.2014 по 16.11.2014 - по налогу на имущество физических лиц.
02.12.2014 [СКРЫТО] Н.В. направлено налоговое требование № 269486 об уплате образовавшейся недоимки по налогу и пеням.
Срок исполнения требования указан - до 26.12.2014.
Поскольку налоги и пени [СКРЫТО] Н.В. уплачены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
04.06.2015 мировым судьей судебного участка № 96 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ о взыскании с [СКРЫТО] Н.В. задолженности па транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2013 год и пеней, который отменен 24.03.2016 определением этого же мирового судьи в связи с поступлением от [СКРЫТО] Н.В. возражений относительно исполнения указанного судебного приказа.
В отношении указанной недоимки и начисленных пеней МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки и пени.
Согласно имеющемуся в материалах дела почтовому конверту, административное исковое заявление подано в суд 20.09.2016, что позволяет сделать вывод о соблюдении административным истцом установленного ст. 286 КАС РФ и ст. 48 Налогового кодекса РФ срока на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки.
Расчет задолженности по налогам судом проверен и признан верным, административный ответчиком не оспаривается.
Судом учитывается, что доказательств уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2013 год административным ответчиком [СКРЫТО] Н.В. не представлено.
Довод административного ответчика о том, что он не получал налогового уведомления и требования, суд признает несостоятельным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Н.В. зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> и состоит на учете в МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ, физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства.
В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Налоговое уведомление и налоговое требование в силу требований ст. ст. 52, 69, 82 Налогового кодекса РФ направляются налогоплательщику – физическому лицу по месту его жительства, по которому он был поставлен на учет в налоговом органе.
Факт направления [СКРЫТО] Н.В. налогового уведомления и налогового требования по месту его жительства подтверждается копиями реестров почтовых отправлений.
С целью проверки доводов административного истца о неполучении им налогового требования и налогового уведомления, судом были истребованы сведения из филиала ФГУП «Почта России» - УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Согласно поступившему ответу, подтвердить вручение [СКРЫТО] Н.В. заказных писем, которыми ему были направлены налоговое уведомление и налоговое требование, не представляется возможным в связи с утратой извещений.
Суд полагает, что указанное обстоятельство, не может являться безусловным основанием для отказа налоговому органу в его требованиях в виду следующего.
В представленных суду копиях реестров почтовых отправлений имеется штамп Почты России, свидетельствующий о принятии извещений налогового органа к отправке.
Невозможность подтверждения вручения административному ответчику заказных писем вызвана утратой уведомлений, то есть по причинам, которые связаны с работой соответствующего подразделения Почты России, а не налогового органа.
В соответствии с п. 4 ст. 52 и п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ, в случае направления налогового уведомления и налогового требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, законом установлена презумпция получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования.
С учетом изложенного, представленные реестры почтовых отправлений суд находит достаточным доказательством того, что [СКРЫТО] Н.В. был извещен об обязанности уплатить налог и пени.
Доказательств не получения налогового уведомления и налогового требования административным ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с [СКРЫТО] Н.В. недоимки по транспортному налогу за 2013 год и пеней.
Требование административного истца о взыскании с [СКРЫТО] Н.В. пеней в размере <...> по транспортному налогу суд признает необоснованным в виду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 2 ст. 75 НК РФ).
Доказательств наличия у [СКРЫТО] Н.В. недоимки по транспортному налогу в сумме за периоды с 12.11.2013 по 05.11.2014 и с 06.11.2014 по 16.11.2014 в сумме <...>, с учетом которой было произведено начисление пеней, административным истцом не представлено, следовательно, основания для взыскания пеней в данной части отсутствуют.
Таким образом, сумма пеней, подлежащая взысканию с [СКРЫТО] Н.В. за неуплату транспортного налога за 2013 год, должна составлять <...> (недоимка по налогу (<...>) х число дней просрочки (с 06.11.2014 по 16.11.2014 = 15) х ставка пени (0,000275)).
В части взыскания задолженности по налогу на имущества физических лиц суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного истца в данной части, поскольку указанная задолженность [СКРЫТО] Н.В. погашена.
Поскольку наличие неоплаченных пеней по налогу на имущество физических лиц в сумме <...> административный ответчик признал, доказательств их уплаты не представил, суд приходит к выводу об удовлетворении административного истца в указанной части.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части требований, в размере 400 руб. 00 коп.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 150 ч. 7, 175 – 180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС № 22 по Санкт-Петербургу УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО.
Взыскать с [СКРЫТО] Н. В. задолженность по транспортному налогу за 2013 год в сумме <...>, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <...>, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере <...>.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления ОТКАЗАТЬ.
Взыскать с [СКРЫТО] Н.В. в федеральный бюджет сумму государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копейки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.А. Асмыкович
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2017.