Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красносельский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 21.02.2019 |
Дата решения | 16.05.2019 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Цыганкова Юлия Валентиновна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 5a746716-3b80-3517-819d-b53962b8d49a |
Дело № 2-2529/2019 16 мая 2019 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Цыганковой Ю.В.
при секретаре Цыба Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Натальи [СКРЫТО] к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об установлении факта постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Н.А. обратилась с иском к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об установлении факта постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, указывая на те обстоятельства, что с 23.11.2006 года по настоящее время постоянно проживает и работает в Санкт-Петербурге, с 18.07.2013 года постоянно зарегистрирована по месту жительства в комнате 10,9 кв.м. в 6-комнатной коммунальной квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, в чем ей было отказано. Указывает, что проживает постоянно в Санкт-Петербурге более 10 лет, что дает ей право постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заявитель [СКРЫТО] Н.А. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что истец не имеет постоянной регистрации по месту жительства на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет, оснований для постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях не имеется.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан (ч. 1); суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (п. 10 ч. 2).
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Общий порядок и условия постановки граждан на жилищный учет определяются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом, в соответствии с п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий ведется уполномоченным органом по месту жительства граждан, нуждающихся в содействии.
Жилищный учет граждан ведется отдельно от учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Принятие граждан на жилищный учет не влечет снятие их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 3 указанного Закона).
Согласно положениям п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.04 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" для принятия на жилищный учет граждане представляют в уполномоченный орган заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, а также документы, в соответствии с которыми: удостоверяется личность, место жительства и гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; устанавливается срок проживания заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет; устанавливается жилищная обеспеченность; устанавливается техническое состояние жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение); устанавливается состав семьи заявителя и степень родства.
В силу п. 1 ст. 10.1 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.04 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" решение об отказе в принятии граждан на жилищный учет принимается в случае, если: не представлены документы, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона Санкт-Петербурга; представлены документы, которые не подтверждают право граждан быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий; не истек срок, предусмотренный пунктами 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Неподтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет при подаче заявления о принятии на учет является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила) установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно п. 12 названных Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Данная правовая позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N 17-О, в котором разъяснено, что при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что [СКРЫТО] Н.А. с 18.07.2013 года постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в квартире, собственниками которой являются истец и ее муж [СКРЫТО] И.Л. в соответствии с договором купли-продажи от 23.05.2013 года (л.д. 5).
11.01.2019 года Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга отказала [СКРЫТО] Н.А. в предоставлении государственной услуги о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 23-24).
При этом, в Уведомлении Администрации указано на те обстоятельства, что в адрес: Санкт-Петербург, <адрес> истец прибыла из Курганской области, ранее в Санкт-Петербурге зарегистрирована по месту жительства не была.
Истец обратилась в суд с настоящим требованием, указывая на то, постоянно проживает и работает в Санкт-Петербурге с 23.11.2006 года по настоящее время.
В ходе рассмотрения дела заявитель не оспаривала те обстоятельства, что до 18.07.2013 года регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге не имела.
В соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплены принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, исходя из смысла приведенных норм, бремя доказывания факта постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга лежит на истце.
В соответствии с требованиями статьи 20 Гражданского кодекса РФ: местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По смыслу статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" необходимым условием является проживание в Санкт-Петербурге при наличии постоянной регистрации.
В силу вышеуказанных правовых норм факт проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет является одним из условий принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вместе с тем, не подтверждение указанного обстоятельства, является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Проживание истца в Санкт-Петербурге с 2006 года, ее работа в Санкт-Петербурге с 2006 года, на что указывали в своих показаниях допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели, представленные в материалы дела документы, в отсутствие заключенного с истцом договора найма, регистрации истца по месту жительства, месту пребывания в Санкт-Петербурге, учитывая положения приведенных выше норм законодательства, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела.
Исходя из изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что заявленные требования нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194, 199, 264-268 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
[СКРЫТО] Наталье [СКРЫТО] в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: Цыганкова Ю.В.
Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2019 года.
Судья: Цыганкова Ю.В.