Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красносельский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 09.01.2019 |
Дата решения | 09.04.2019 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Полинова Т.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b6ebcbbe-5a5a-3321-afc1-72180e3db17d |
Дело № 2-1589/2019 «09» апреля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Т.А. Полиновой,
с участием [СКРЫТО] Е.В. Антоновой,
при секретаре В.И. Морозе,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в Санкт-Петербурге гражданское дело по исковому заявлению природоохранного [СКРЫТО] Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия (в порядке ст. 45 ГПК РФ),
У С Т А Н О В И Л :
[СКРЫТО] [СКРЫТО] Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия, в соответствии с которыми просит суд обязать ответчика в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в Красносельском районе Санкт-Петербурга с земельного участка, расположенного южнее дома № 19 по Совхозной улице.
В обоснование заявленных требований указав, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории Красносельского района Санкт-Петербурга. Проверкой установлено, что на землях общего пользования на территории земельного участка, расположенного южнее дома 19 по Совхозной ул., несанкционированно размещены отходы производства и потребления (строительные отходы, отходы от разборки зданий, грунты и пр.). Отходы сброшены на почву. Вышеуказанная территория объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не является. На основании изложенного, природоохранный [СКРЫТО] Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, вынужден был обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями к Администрации Красносельского района, как исполнительному органу государственной власти Санкт-Петербурга, проводящему государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющему государственное управление на территории Красносельского района Санкт-Петербурга.
В судебном заседании [СКРЫТО] Красносельского района Санкт-Петербурга, уполномоченный на представление интересов природоохранного [СКРЫТО] Санкт-Петербурга, настаивал на удовлетворении заявленных уточненных требований в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Короткова Светлана Сергеевна в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, правовую позицию, изложенную в ранее представленном отзыве на исковое заявление (л.д. 17-20), поддержала. Дополнительно указала, что свалка отходов, о которой идет речь, на сегодняшний день не ликвидирована. Однако на данный момент уже предпринимаются меры по ликвидации обозначенной свалки, а именно, подготавливается проектная документация по ликвидации свалки. В основном суть возражений ответчика сводится к несогласию со сроками, указанными [СКРЫТО] в исковом заявлении, поскольку они являются слишком короткими, ввиду того, что ликвидация свалки это деятельность, связанная со значительными денежными затратами, которые должны выделяться из соответствующего бюджета.
Изучив материалы дела, заслушав правовые позиции сторон, суд пришел к выводу, что исковые требования природоохранного [СКРЫТО] Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ [СКРЫТО] вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Конституцией РФ в ст. ст. 41, 42, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, предусмотренными законом, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу статьи 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с пунктами статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании статьи 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 1 вышеуказанного Закона, санитарно-эпидемиологическим благополучием населения является - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 21 названного Федерального закона, почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Территория, на которой находится несанкционированная свалка, расположена на землях общего пользования на земельном участке, расположенном южнее дома 19 по Совхозной улице, что относится к Красносельскому району Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1098 от 19.12.2017 утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, согласно п. 1.1. которого администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4. Положения Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.
На основании п.п. 2.1.1, Положения задачами администрации является проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга, в том числе, в сфере благоустройства и обращения с отходами.
Для реализации данных задач п.п. 3.10.4 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией.
Таким образом, администрация Красносельского района Санкт-Петербурга наделена полномочиями в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
По делу также установлено, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории Красносельского района г. Санкт-Петербурга.
Проверкой установлено, что на землях общего пользования на территории земельного участка, расположенного южнее дома 19 по Совхозной улица, несанкционированно размещены отходы производства и потребления (строительные отходы, отходы от разборки зданий, грунты и пр.). Отходы сброшены на почву.
Вышеуказанная территория объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не является.
Вышеперечисленные обстоятельства стороной ответчика Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Вместе с тем, выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда.
Согласно подпункту 9 пункта 2 этой же статьи к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, законодателем Санкт-Петербурга возложена на внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.
Разрешая спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что с учетом места расположения свалки и характера находящихся на них отходов, работы по очистке территории зеленых насаждений общего пользования от несанкционированной свалки отходов производства и потребления должны быть возложены именно на администрацию района.
Настоящее исковое заявление подано в пределах полномочий, определенных в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Таким образом, руководствуясь Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года № 1098, суд приходит к выводу о том, что у Администрации Красносельского района Санкт-Петербурге имеется обязанность по уборке спорной территории, поскольку данный участок является землями общего пользования и администрацией, призванной в силу статей 1, 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» проводить государственную политику Санкт-Петербурга и осуществлять государственное управление на территории Красносельского района Санкт-Петербурга, не исполнены возложенные на нее обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории района, в связи с чем, удовлетворяет исковые требования природоохранного [СКРЫТО] района Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 194, 198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования природоохранного [СКРЫТО] Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга (ОГРН: 1037819002605, дата присвоения ОГРН: 20.01.2003 года, ИНН: 7807018464, КПП: 780701001) в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в Красносельском районе Санкт-Петербурга с земельного участка, расположенного южнее дома № 19 по Совхозной улице.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через районный суд с даты составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение
составлено 09.04.2019 года.