Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красносельский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 18.10.2016 |
Дата решения | 26.01.2017 |
Категория дела | Прочие дела особого производства |
Судья | Овчаров Виктор Викторович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 8c3ae670-e051-3427-8db2-f33798377c8f |
Дело № 2-1378/2017 26 января 2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Овчарова В.В.,
с участием прокурора Антоновой Е.В.,
при секретаре Прошукало А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет», заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ (Роскомнадзор РФ),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ с заявлением об ограничении доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет».
В обоснование требований прокурор указал, что Прокуратурой Красносельского района Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем в ходе мониторинга сети Интернет прокуратурой района выявлена интернет-страница с адресом: vodka-optom.com. По указанному адресу содержится информация о продаже алкогольной продукции, а именно наименование товара, цена за 1 штуку, объем, способы доставки, контактные номера и возможность заказа. Сведения о наличии лицензии на производство и розничную продажу алкогольной продукции, а также о реализации продукции конкретным лицом отсутствуют. Кроме того, на указанном сайте не предусмотрены ограничения продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Указанный интернет-сайт предоставляет возможность осуществить заказ алкогольной продукции, согласно имеющемуся каталогу, в любое время суток.
Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста.
Таким образом, продажа алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом. Предоставление возможности доступа к указанной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность, ограничения распространения информации через сеть Интернет в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе, путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов.
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержала.
Заинтересованное лицо – представитель Роскомнадзора в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав позицию прокуратуры, исследовав материалы гражданского дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного заседания установлено, что Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ с заявлением об ограничении доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет».
В обоснование требований прокурор указал, что Прокуратурой Красносельского района Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность запрещено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом.
В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Статья 18 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусматривает обязательное лицензирование производства и розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушения Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законом Санкт-Петербурга от 10.02.2014 № 50-5 «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге» в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определены полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлены дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге.
Так, согласно ч. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 10.02.2014 № 50-5 «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге» запрещается розничная продажа алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга с 22 часов до 11 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Вместе с тем в ходе мониторинга сети Интернет прокуратурой района выявлена интернет-страница с адресом: vodka-optom.com. По указанному адресу содержится информация о продаже алкогольной продукции, а именно наименование товара, цена за 1 штуку, объем, способы доставки, контактные номера и возможность заказа. Сведения о наличии лицензии на производство и розничную продажу алкогольной продукции, а также о реализации продукции конкретным лицом отсутствуют. Кроме того, на указанном сайте не предусмотрены ограничения продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Указанный интернет-сайт предоставляет возможность осуществить заказ алкогольной продукции, согласно имеющемуся каталогу, в любое время суток.
Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста.
Таким образом, продажа алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом. Предоставление возможности доступа к указанной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», установлено, что целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети Интернет), является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет в Российской Федерации, запрещенной.
Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети Интернет запрещенной информации определен Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр в отношении информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению, которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность, ограничения распространения информации через сеть Интернет в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе, путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов.
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Использование, применение продукции, информация, о распространении которой содержится на указанном сайте, является противоправной, поскольку ведет к незаконному уклонению от уплаты потребляемых коммунальных ресурсов.
Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом.
Вместе с тем, указанная информация находится в свободном доступе. Сведения о данном сайте также отсутствуют в Реестре.
В этой связи, с целью запрещения распространения данных материалов необходимо признать их запрещенными к распространению.
В этой связи, с целью запрещения распространения данных материалов необходимо признать их запрещенными к распространению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Признать информацию, распространяемую на Интернет - сайте по сетевому адресу: http://vodka-optom.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий судья: В.В. Овчаров
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2017 г.