Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красносельский районный суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 18.10.2016 |
Дата решения | 21.12.2016 |
Категория дела | Прочие дела особого производства |
Судья | Уланов Антон Николаевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 5120f4d1-6236-3626-a920-a12a2271e198 |
Дело № 2-10008/2016 21 декабря 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи: Уланова А.Н.,
при секретаре: Фоломеевой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с указанным заявлением, в котором просит суд признать информацию, распространяемую на Интернет-сайте по сетевому адресу: htpp:/www.dublikat-alkogolya.pro, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; также направить копию решения суда в Роскомнадзор для целей включения сетевого адреса: htpp:/www.dublikat-alkogolya.pro в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой проведены проверочные мероприятия по надзору за исполнением законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, путём мониторинга размещённой на сайтах сети «Интернет» информации.
По результатам проверки выявлен Интернет-сайт по сетевому адресу: htpp:/www.dublikat-alkogolya.pro, содержащий информацию о продаже алкогольной продукции, отсутствуют при этом сведения о наличии лицензии на такую продажу, не предусмотрены ограничения оборота алкогольной продукции в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет.
Прокурор указывал, что такая информация нарушает положение действующего законодательства, в силу чего не подлежит распространению на всей территории Российской Федерации, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Прокурор в судебное заседание явился, на удовлетворении требований настаивал.
Заинтересованное лицо – Роскомнадзор, извещенное о времени и месте слушания дела, своего представителя в зал судебных заседаний не направило, ходатайств об отложении не заявляло, об уважительности причин неявки суду не сообщило.
Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона об информации).
Частью 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 9 Закона об информации - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу частей 1, 2 статьи 15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Закона об информации).
Признание тех или иных информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по продаже приборов учёта конструктивно позволяющих влиять на результаты измерений, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Судом установлено, что Прокурором Красносельского района Санкт-Петербурга в ходе мониторинга сети Интернет выявлен электронный адрес htpp:/www.dublikat-alkogolya.pro, на страницах которого размещена информация о продаже приборов учёта с возможностью остановить учёт потребленных коммунальных ресурсов, а равно произвести несанкционированные вмешательства в его работу. Его посетителям, в том числе несовершеннолетним, предоставляется возможность заказа различных алкогольных напитков, включая ночное время, посредством предоставления услуги по продаже товаров дистанционным способом.
Из анализа информации, размещенной по указанному электронному адресу, следует, что для дистанционного заказа алкогольной продукции необходимо ознакомиться с размещенным на указанном сайте сети Интернет каталогом алкогольной продукции, позвонить по указанному номеру телефона и сделать соответствующий заказ, после чего ожидать его доставки с последующей оплатой.
Согласно положениям пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (далее – Закон о регулировании оборота алкогольной продукции).
Пунктом 5 статьи 16 Закон о регулировании оборота алкогольной продукции предусмотрено особое требование к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени не допускается.
На основании пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации вправе создавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
В соответствии с вышеуказанным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года №612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
Пунктом 5 Правил, продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается.
Из смысла пункта 2 статьи 16 Закон о регулировании оборота алкогольной продукции следует, что также не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого покупателя.
Пунктами 8 и 14 Правил установлено, что продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об условных потребительских свойствах товара, в том числе о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, о порядке оплаты товара, покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в котором должны быть указаны вид услуги, время ее исполнения и стоимость, обязательства покупателя. С момента получения продавцом соответствующего сообщения у продавца возникают обязательства по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара в силу п. 18 Правил.
Учитывая особенности продажи товаров дистанционным способом, указание в абзаце первом п. 20 Правил о вступлении договора в силу с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар направлено на усиление защиты прав и законных интересов потребителей.
Вместе с тем, п. п. 3, 22 и 26 Правил предусмотрено, что товар может быть доставлен покупателю путем его пересылки почтовыми отправлениями, не только продавцом, но и третьими лицами, при отсутствии покупателя товар может быть выдан любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.
Изложенное исключает возможность продавца проверить достижение покупателем совершеннолетия.
Таким образом, заключая договор купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом, продавец не имеет возможности убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющий личность.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года №1559-1, регламентировано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
На основании пункта 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимания права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Нарушение лицензионных требований розничной продажи алкогольной продукции, а равно ее реализация без полученной в установленном порядке лицензии, нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции образуют состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 14.2, 14.15, 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию, относится к информации, запрещенной для распространения среди детей и причиняющей вред здоровью (или) развитию детей.
Статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, как следует из п. 5 ст. 15 Закона об информации.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети "Интернет", за осуществление которой предусмотрена административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, как следует из пункта 5 статьи 15 Закона об информации.
Поскольку установлено, что информация на названном Интернет-сайте нарушает действующее законодательство, суд полагает требования заявления подлежащими удовлетворению, а соответствующий факт установлению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 12, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую на Интернет-сайте по сетевому адресу: htpp:/www.dublikat-alkogolya.pro, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
После вступления решения суда в законную силу, направить его копию в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевого адреса: htpp:/www.dublikat-alkogolya.pro в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Решение суда в окончательной форме принято 23 декабря 2016 года.