Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Санкт-Петербургский городской суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 25.12.2018 |
Дата решения | 28.01.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Стахова Татьяна Михайловна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 6829e417-df36-3ade-93a4-85952bad295a |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №: 33а-2933/2019 (33а-28987/2018) Судья: Петрова Н.Ю.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 28 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Стаховой Т.М. |
судей | Бутковой Н.А., Головкиной Л.А. |
при секретаре | Зимиревой И.А. |
рассмотрела в судебном заседании административное дело № 2а-7309/2018 по апелляционной жалобе Рассохина С. В. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2018 года, принятое по административному иску Рассохина С. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Санкт-Петербургу о признании незаконным бездействие, взыскании суммы налогового вычета, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Рассохина С.В., представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 26 по Санкт-Петербургу - Яковец И.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рассохин С.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Санкт-Петербургу (далее – МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу), выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по возвращению административному истцу сумм излишне уплаченных налогов на основании заявлений от 26 января 2018 года, 28 сентября 2017 года и 25 апреля 2016 года.
В обоснование административного иска указал, что 26 января 2018 года, 28 сентября 2017 года и 25 апреля 2016 года обратился в налоговую инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов за 2017, 2016, 2015 годы, соответственно, приложив к заявлениям декларации по налогу на доходы физических лиц, а также документы, подтверждающие факт зачисления денежных средств на инвестиционный счет, однако ответы на данные обращения административным истцом не получены, сумма налога за 2017 год на момент обращения в суд с иском не возвращена, а суммы налогов за 2015 и 2016 годы возвращены с нарушением месячного срока, установленного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Полагая бездействие налогового органа неправомерным, Рассохин С.В. обратился с настоящим административным иском в суд, в котором также просил взыскать с административного ответчика сумму налогового вычета за налоговый период 2017 года в размере 52 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами - применительно к налоговому вычету за 2015 год за период с 25 мая 2016 года по 5 сентября 2016 года в размере 958 рублей 81 копейка, налоговому вычету за 2016 год за период с 28 сентября 2017 года по 21 декабря 2017 года в размере 1 225 рублей 90 копеек, налоговому вычету за 2017 год за период с 26 февраля 2018 года по 7 мая 2018 года в размере 904 рубля 37 копеек, а также понесенные и истцом убытки (упущенную выгоду), компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 066 рублей, оплате юридических услуг в размере 5 000 рублей, расходы на оплату услуг по ксерокопированию и печати документов в сумме 1 480 рублей и транспортные расходы в размере 360 рублей.
Определением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2018 года, оставленным без изменение апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 5 июля 2018 года, в принятии административного искового заявления Рассохина С.В. в части требований о взыскании убытки (упущенной выгоды) и компенсации морального вреда, отказано.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Рассохин С.В. просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В суде апелляционной инстанции административный истец на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представитель административного ответчика МИФНС России №26 по Санкт-Петербургу Яковец И.А., полагая решение суда законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Рассохиным С.В. через личный кабинет налогоплательщика для физических лиц 25 апреля 2016 года, 28 сентября 2017 года и 26 января 2018 года представлены в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015, 2016 и 2017 годы соответственно.
В указанных декларациях заявлено о налоговым вычете, предусмотренном ст. 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации и указаны суммы налога, подлежащие возврату из бюджета в размере 26 102 рубля за 2015 год, 52 000 рублей за 2016 год и 52 000 рублей за 2017 год
По мнению административного истца, в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан был принять решение о возврате соответствующих сумм в течение одного месяца со дня подачи им заявлений.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений налоговым органом сроков принятия решений по заявлениям налогоплательщика, поскольку до проведения камеральной налоговой проверки представленных деклараций и документов, подтверждающих право налогоплательщика на имущественный налоговый вычет, у налогового органа отсутствовали полномочия по возврату Рассохину С.В. излишне уплаченных сумм налога.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговые органы, в силу пп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации, обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6), которое может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7).
В соответствии с п. 3 ст. 78 названного Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
По смыслу п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (пункты 5 и 7 статьи 78 Кодекса).
В рассматриваемом деле установление факта излишней уплаты налога могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 Кодекса составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих право налогоплательщика на имущественный налоговый вычет.
Следовательно, срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в настоящем случае начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 названного Кодекса.
Такая позиция подтверждена Министерством Финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службой в Письме от 26 октября 2012 года № ЕД-4-3/18162@ «О порядке предоставления заявления на возврат налога на доходы физических лиц».
Как следует из письма УФНС России по Санкт-Петербургу от 24 мая 2018 года № 17-09/32984@, камеральные проверки представленных [СКРЫТО] С.В. налоговых деклараций за 2015, 2016 и 2017 годы завершены 25 июля 2016 года, 28 ноября 2017 года и 26 апреля 2018 года соответственно. По результатам камеральных налоговых проверок подтверждены заявленный вычет и суммы налога, подлежащие возврату из бюджета в размере 26 102 рубля за 2015 год, 52 000 рублей за 2016 год, 52 000 рублей за 2017 год.
Решением № 7814015650 от 30 августа 2016 года административному истцу возвращена сумма излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 26 102 рубля; 18 декабря 2017 года налоговым органом принято решение № 7814023852 о возврате налога на доходы физических лиц за 2016 год, а 26 апреля 2018 года – решение № 7814004632 о возврате налога на доходы физических лиц за 2017 год.
Факт перечисления на счет административного истца указанных сумм возврата налогов за 2015, 2016, 2017 годы подтверждается платежными поручениями № 897785 от 5 сентября 2016 года, № 764625 от 21 декабря 2017 года и № 637168 от 3 мая 2018 года, соответственно.
С учетом изложенного, Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции о том, что суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2016, 2017 годы возвращены административному истцу в пределах установленных законом сроков.
Нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2015 год не может служить основанием для удовлетворения административного иска, поскольку допущенное бездействие не повлекло нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, не создало препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, т.к. решением налогового органа № 7814000148 от 18 мая 2018 года, Рассохину С.В. назначены проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога за 2015 год. До разрешения спора по существу, 23 мая 2018 года сумма процентов за несвоевременный возврат налога на доходы физических лиц за 2015 год в размере 83 рубля 74 копейки, выплачена административному истцу.
Таким образом, при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и принял законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: