Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Санкт-Петербургский городской суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 26.08.2019 |
Дата решения | 30.08.2019 |
Категория дела | об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов |
Судья | Головкина Лариса Алексеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 51dbfb65-7d16-350d-b3d7-d3f157d4d4ef |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-22745/2019 | Судья: Осипова Е.М. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Головкиной Л.А. |
судей | Бутковой Н.А., Русских Т.К. |
с участием прокурора | Мазиной О.Н. |
при секретаре | Кузнецовой К.Г. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2019 года апелляционную жалобу Казакова Е. С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 августа 2019 года по административному делу № 2а-4348/2019 по административному иску [СКРЫТО] В. Г. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Смольнинское о признании незаконным и отмене решения № 34-3 от 31 июля 2019 года «О регистрации Казакова Е. С. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 239».
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Смольнинское – Пушкарева К.А., заинтересованного лица Казакова Е.С. и его представителя Уварова М.В., заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Андреевой Н.А., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] В.Г. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Смольнинское (далее ИКМО Смольнинское) № 34-3 от 31 июля 2019 года «О регистрации Казакова Е.С. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 239».
В обоснование заявленных требований [СКРЫТО] В.Г. указал, что является кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 239, что подтверждается решением ИКМО Смольнинское от 17 июля 2019 года.
Решением ИКМО Смольнинское № 34-3 от 31 июля 2019 года Казаков Е.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 239.
Административный истец полагает, что решение ИКМО Смольнинское № 34-3 от 31 июля 2019 года является незаконным, поскольку Казаковым Е.С. не представлено документов, подтверждающих оплату изготовления подписных листов. Заинтересованным лицом не представлено достаточное количество действительных подписей избирателей.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 августа 2019 года административный иск удовлетворен.
Суд признал незаконным и отменил решение ИКМО Смольнинское № 34-3 от 31 июля 2019 года «О регистрации Казакова Е.С. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 239».
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение районного суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, нарушением норм материального права.
Заинтересованное лицо Казаков Е.С. и его представитель Уваров М.В. в заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы жалобы поддержали.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ИКМО Смольнинское - Пушкарев К.А. явился, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец [СКРЫТО] В.Г. не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в связи с чем Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие [СКРЫТО] В.Г.
Судебная коллегия изучив материалы дела, оригиналы личного дела кандидата, доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, заключение прокурора, считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, или иным законом.
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 названого Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 этого же Закона.
В соответствии со статьей 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, о чем должны извещаться кандидат, его представители и доверенные лица.
В силу пункта 10 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной.
На основании пункта 1 статьи 29 Закона Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
Казаковым Е.С. для регистрации кандидатом в депутаты в ИКМО Смольнинское представлены подписные листы с подписями избирателей, (21 подпись); протокол об итогах сбора подписей, платежное поручение № <...> от 24 июня 2019 года об оплате по счету № 1/<...> от 24 июня 2019 года (л.д.50, 73-81).
Решением ИКМО Смольнинское от 11 июля 2019 года № 18-8 отказано в регистрации Казакова Е.С. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 239, поскольку Казаковым Е.С. не представлен документ, подтверждающий оплату подписных листов со специального избирательного счета (л.д.47-48).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссией от 27 июля 2019 года № 123-20 «О жалобе Казакова Е.С. на решение ИКМО Смольнинское от 11 июля 2019 года № 18-8» решение ИКМО Смольнинское от 11 июля 2019 года № 18-8 отменено. Административный ответчик обязан повторно рассмотреть вопрос о регистрации Казакова Е.С. кандидатом в депутаты (л.д.44-46).
Решением ИКМО Смольнинское № 34-3 от 31 июля 2019 года Казаков Е.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 239 (л.д.13-19).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2019 года № 303-46, подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата. Оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата должна быть произведена до дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации данного кандидата.
Согласно подпункту «а» пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2019 года № 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 Закона, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации, в том числе: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2019 года № 303-46 все документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно.
Конкретное указание на вид и форму документа, которым должен быть подтвержден факт оплаты подписных листов, в федеральном и региональном законодательстве отсутствует.
Казаковым Е.С. в ИКМО Смольнинское в качестве доказательства подтверждающего факт отплаты подписных листов со специального счета представлено платежное поручение № <...> от 24 июня 2019 года, в котором назначение платежа указано «оплата по счету № 1/<...> от 24 июня 2019 года», сумма <...> рублей (л.д.50, 60); выписка по счету из которой следует, что произведена «оплата по счету № 1/<...> от 24 июня 2019 года», сумма <...> рублей» (л.д.52); финансовый отчет, содержащий сведения о поступлении и расходовании денежных средств в сумме <...> рублей. Данные документы подтверждают движение денежных средств на избирательном счете кандидата.
После вынесения Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения от 27 июля 2019 года № 123-20, ИКМО Смольнинское направило запрос в ПАО Сбербанк с просьбой подтвердить оплату подписных листов со специального счета К. Е.С.
Согласно ответа ПАО <...> от 29 июля 2019 года представить заверенную копию счета № 1/<...> от 24 июня 2019 года невозможно, ввиду отсутствия (л.д.51).
Сторонами по делу не оспаривалось, что счет № 1/<...> от 24 июня 2019 года в ИКМО Смольнинское Казаковым Е.С. не представлялся.
С учетом установленных по делу обстоятельств, представленные Казаковым Е.С. документы в своей совокупности не подтверждают факт оплаты подписных листов за счет средств избирательного фонда.
Как установлено подпунктом «и» пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2019 года № 303-46, недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные Федеральным законом, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом.
Поскольку в ходе судебного следствия установлено, что Казаковым Е.С. не представлен документ, подтверждающий факт оплаты подписных листов за счет средств избирательного фонда, все подписей избирателей представленные заинтересованным лицом в ИКМО Смольнинское являются недействительными.
Согласно протоколу об итогах сбора подписей от 30 июня 2019 года кандидатом исключены подписи на листе № 6 подписи 2 и 3; на листе № 7 подпись 3, для проверки предоставлено 18 подписей (л.д.81).
Рабочая группа 8 июля 2019 года по проверке подписных листов провела проверку подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 239 Казакова Е.С., в соответствии с которой из проверенных 18 подписей избирателей рабочей группой признаны недостоверными и недействительными 3 подписи:
- папка 1, лист 2, номер строки на листе 2, код нарушения 46,
- папка 1, лист 7, номер строки на листе 1, код нарушения 46,
- папка 1, лист 7, номер строки на листе 2, код нарушения 46 (нет или неполный, неверный адрес места жительства избирателя) (л.д.56-57).
Проверка сведений указанных в подписных листах проведена сотрудником УВМ ГУ МВД России по СПб и ЛО, итоги проверки отражены в таблице № 15/30-984 от 8 июля 2019, из которой следует, что несоответствий в адресе места жительства Син П.Д. (папка 1, лист 2, номер строки на листе 2) не выявлено; адрес места жительства Яновой В.С. (папка 1, лист 7, номер строки на листе 1) не соответствует регистрации; адрес места жительства Смоляк И.В. (папка 1, лист 7, номер строки на листе 2) не соответствует регистрации (л.д.63-64). Указанные обстоятельства установлены также судом первой инстанции, путем направления запроса на имя начальника УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д.117-120).
В соответствии с заключением специалиста от 29 июля 2019 года № 7/И/967-19, в подписных листах с 1 по 7 в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты по многомандатному избирательному округу № 239 Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Смольнинское Казакова Е.С. на листе 2:
- рукописные тексты в строке 3 от имени Крепышовой О.П. в графах «Фамилия, Имя, Отчество», «Год рождения…», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта…», выполнены не лицом, которым выполнены рукописные тексты в аналогичных графах в строке 1 от имени Гицюк Ю.В. и в строке 2 от имени Син П.Д.;
- при этом дата «<...>» в графе «Дата внесения подписи» в строке 3 от имени Крепышовой О.П. выполнена не тем лицом, которым выполнены рукописные тексты в этой же строке в графах «Фамилия, Имя, Отчество», «Год рождения…», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта…».
Кроме того, на листе 1 в строке «Подписной лист удостоверяю» в дате «27.06.2019» имеется неоговоренное исправление (дописка) в верхней части первой цифры «2» (л.д.42-43).
Согласно пункту 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46, недействительными признаются:
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей избирателей возраста 18 лет, и(или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Поскольку в подписном листе № 1 имеется не оговоренное исправление, Судебная коллегия считает, что все подписи избирателей (3 подписи), содержащиеся в данном подписном листе подлежат признанию недействительными на основании подпункта «з» пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2019 года № 303-46 (л.д.74).
Также подлежат признанию недействительными подписи Яновой В.С. (папка 1, лист 7, номер строки на листе 1); Смоляк И.В. (папка 1, лист 7, номер строки на листе 2) на основании подпункта «в» пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2019 года № 303-46 (л.д.80).
В соответствии с решением ИКМО Смольнинское от 20 июня 2019 года № 3-2 для регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 239 необходимо представить 15 достоверных подписей избирателей.
Подпунктом «з» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 установлено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу положений статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (часть 1). В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Доводы Казакова Е.С., согласно которым ИКМО не вправе была проводить проверку подписей избирателей после решения Санкт-Петербургской избирательной комиссией материалов личного дела кандидата, подлежат отклонению, поскольку в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию материалы личного дела не представлялись, что подтверждается текстом решения от 27 июля 2019 года № 123-20, а в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2019 года № 303-46, для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов окружной избирательной комиссии и привлеченных экспертов и специалистов.
С учетом вышеизложенного Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку кандидатом в депутаты Казаковым Е.С. не представлено достаточного количества действительных подписей избирателей, решение ИКМО Смольнинское о регистрации Казакова Е.С. кандидатом в депутаты является незаконным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы были предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: