Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Санкт-Петербургский городской суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 20.09.2018 |
Дата решения | 29.10.2018 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Ильичева Елена Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 4e9f16d7-cb0e-36b8-8141-81f88aba3061 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-21823/2018 | Судья: Курочкина В.П. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В. | |
судей | Ивановой Ю.В., Головкиной Л.А. |
при секретаре | Чернышове А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2018 года апелляционную жалобу Горбаня Ю. А. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2018 года по административному делу № 2а-1549/18 по административному исковому заявлению Горбаня Ю. А. к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании незаконным решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
Выслушав административного истца – Горбаня Ю.А., представителя административного ответчика администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга – Кочановой Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Ю.А. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным решение отдела социальной защиты населения администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 15 марта 2018 года об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат, обязав предоставить требуемую меру социальной поддержки.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2018 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] Ю.А. имеет троих несовершеннолетних детей: С., <дата> года рождения, В., <дата> года рождения, К., <дата> года рождения.
Матерью старших детей является Г.И.В., брак с которой был расторгнут 2 марта 2015 года.
Матерью К. является Г.А.В., брак с которой был зарегистрирован 27 июня 2015 года.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 4 декабря 2017 года по гражданскому делу №... удовлетворены исковые требования [СКРЫТО] Ю.А. – место жительства С., <дата> года рождения, и В., <дата> года рождения, определено с отцом. В удовлетворении встречных исковых требований Г.И.В. об определении места жительства детей с матерью отказано.
На момент рассмотрения спора в суде решение суда в законную силу не вступило.
Определением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2016 года по гражданскому делу №... было определено место проживания несовершеннолетних детей до разрешения спора с отцом – [СКРЫТО] Ю.А.
Определением мирового судьи судебного участка №... Санкт-Петербурга от 19 сентября 2016 года производство по делу №... по иску Г.И.В. к Горбаню Ю.А. о взыскании алиментов и встречному иску Горбаня Ю.А. к Г.И.В. о взыскании алиментов приостановлено до вступления в законную силу решения суда об определении места жительства детей.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания, несовершеннолетние – С. и В. на период с 6 октября 2017 года по 3 апреля 2018 года были зарегистрированы по месту жительства отца. К. зарегистрирована по аналогичному адресу, как по месту жительства, с 23 декабря 2015 года.
18 января 2018 года [СКРЫТО] Ю.А. обратился в администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям в виде назначения ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка.
При подаче заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты [СКРЫТО] Ю.А. представил в администрацию района документы в их числе:
- свидетельство № 5033 о регистрации по месту пребывания С.;
- свидетельство № 5032 о регистрации по месту пребывания В.;
- определение мирового судьи от 19 сентября 2016 года о приостановлении производства по делу о взыскании алиментов до вступления в законную силу решения Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга об определении места жительства детей;
- определение Петродворцового районного суда от 29 ноября 2016 года об определении места жительства детей с отцом до вступления в законную силу судебного решения;
- решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 4 декабря 2017 года об определении места жительства детей с отцом, не вступившее в законную силу.
Также в заявлении [СКРЫТО] Ю.А. указал в качестве членов семьи - супругу Г.А.В. и трех несовершеннолетних детей – С., В., К.
Решением отдела социальной защиты населения администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 15 марта 2018 года в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 4 статьи 19 Социального кодекса Санкт-Петербурга, отказано, в связи с не предоставлением необходимых документов.
В обоснование отказа администрация ссылалась на то, что указанная дополнительная мера социальной поддержки предоставляется малообеспеченным семьям, имеющим детей. Для подтверждения уровня материальной обеспеченности семьи заявителем должны быть представлены документы о доходах семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения. Порядок расчета среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и документы, которые могут подтвердить отсутствие (наличие) такого дохода, определены нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга. [СКРЫТО] Ю.А. при подаче заявления сведений о размере дохода матери несовершеннолетних детей – С. и В. не представил, справку о неполучении алиментов также не представил.
Полагая названное решение незаконным, [СКРЫТО] Ю.А. в административном иске ссылался на отсутствие у него возможности представить требуемые ответчиком документы ввиду того, что спор о взыскании алиментов не рассмотрен судом по существу.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что поскольку административным истцом при обращении с заявлением о назначении пособия не были предоставлены документы о размере дохода семьи в соответствии с действующим законодательством, то оспариваемый отказ отдела в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки является обоснованным и не подлежит отмене по доводам административного иска.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 9 статьи 17, пункта 4 статьи 19 Закона Санкт-Петербурга № 728-132 «Социальный Кодекс Санкт-Петербурга», пунктов 3.6, 5.2 «Порядка предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей», пунктов 3.1.4, 3.1, 3.12, 5.1 Порядка расчета среднедушевого дохода семьи для предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, определение величины среднедушевого дохода семьи для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" социальная поддержка - система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим Кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан.
В соответствии со статьей 6.1 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" предоставление мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи основано на таких принципах как: сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянное его повышение, доступность, равенство прав граждан, имеющих право на их получение.
В целях реализации Социального кодекса Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 22 мая 2013 года № 343 «О реализации главы 5 Социальная поддержка семей, имеющих детей Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», устанавливающее порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, и порядок расчета среднедушевого дохода семьи для предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Пунктом 9 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 "Социальный Кодекс Санкт-Петербурга" определено, что меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 18 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 10 настоящей статьи, а также дополнительная мера социальной поддержки, предусмотренная пунктом 4 статьи 19 настоящего Кодекса, назначаются, если семья является малообеспеченной семьей.
В соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга, для целей главы 5 Кодекса используется понятие "малообеспеченная семья" - семья (неполная семья), имеющая среднедушевой доход семьи ниже полуторакратного размера величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий месяцу обращения.
Порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей и Порядок расчета среднедушевого дохода семьи для предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года N 343 "О реализации главы 5 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, необходимы документы о доходах семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (для назначения малообеспеченным семьям мер социальной поддержки, предусмотренных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 18 Социального кодекса, и дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной в пункте 4 статьи 19 Социального кодекса).
Согласно пункту 5.1 Порядка расчета среднедушевого дохода семьи для предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, определение величины среднедушевого дохода семьи для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, производится администрацией района Санкт-Петербурга на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи с учетом причин, по которым законный представитель и члены его семьи имеют среднедушевой доход ниже полуторакратного размера величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующей месяцу обращения (далее - уважительные причины признания семьи малообеспеченной).
Пунктом 5.2 указанного порядка установлен закрытый перечень причин, являющихся уважительными причинами признания семьи малообеспеченной.
Как верно указал суд первой инстанции, к уважительным причинам отсутствия доходов, такая причина как "отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании алиментов" не относится.
Пункт 5.2.11 названного Порядка расчета содержит указание на то, что неполучение доходов в виде алиментов в случае неисполнения вторым родителем решения суда или соглашения об уплате алиментов, может являться уважительной причиной признания семьи малообеспеченной.
Аналогичные положения содержит и пункт 3.13 Перечня документов, необходимых для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей в качестве документа, подтверждающего уважительные причины признания семьи малообеспеченной, необходимо представить документы об уплате алиментов одним из законных представителей на содержание несовершеннолетних детей, не проживающих в семье заявителя.
То обстоятельство, что на момент обращения в администрацию района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, у административного истца отсутствовала возможность представить полный перечень требуемых документов, не может быть расценено в качестве наличия у администрации обязанности оказать [СКРЫТО] Ю.А. требуемую меру в нарушение действующих норм.
При этом судебная коллегия учитывает, что иных сведений о доходе или отсутствии дохода у матери несовершеннолетних детей истец не представил. Выражая несогласие с оспариваемым решением ответчика, истец подтвердил, что не представил необходимые документы для определения размера дохода семьи, применительно к перечисленным в пункте 3.13 Приложения 1 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 N 343 документам. В административном иске [СКРЫТО] Ю.А. указывал на нарушения своих прав неоднозначной формулировкой пункта 3.13, однако, обоснованность требований нормативного правового акта не подлежит оценке при рассмотрении настоящего спора.
Также не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы, что суду при разрешении спора надлежало установить наличие у истца права на получение требуемой меры социальной поддержки, поскольку административным истцом при рассмотрении спора не было представлено суду доказательств своего материального положения и материального положения матери его старших несовершеннолетних детей, которые могли бы быть оценены и принято судом во внимание, как подтверждающее размер среднедушевого дохода семьи Горбаня Ю.А.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: