Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Санкт-Петербургский городской суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 26.11.2019 |
Дата решения | 21.01.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Головкина Лариса Алексеевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | f7a289b4-2339-3577-89c2-37bb91bf4c93 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-1083/2020 | Судья: Петрова Н.Ю. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Головкиной Л.А. |
судей | Стаховой Т.М., Чуфистова И.В. |
при секретаре | Матвеевой В.Г. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 января 2030 года апелляционную жалобу [СКРЫТО] А. В. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2019 года по административному делу № 2а-9818/2019 по административному иску [СКРЫТО] А. В. к призывной комиссии муниципального образования муниципальный округ «Черная речка» Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения,
заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения представителя административного истца [СКРЫТО] А.В. – адвоката Куканова И.Д., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] А.В. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным заключение призывной комиссии муниципального образования муниципальный округ «Черная речка» Приморского района Санкт-Петербурга (далее - призывная комиссия МО МО «Черная речка») от 25 июня 2019 года о признании [СКРЫТО] А.В. не прошедшим военную службу без законных оснований. В порядке защиты нарушенного права просил обязать призывную комиссию МО МО «Черная речка» вынести решение о зачислении [СКРЫТО] А.В. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по основаниям абзаца 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», как лицо, не подлежащее призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что заключение от <дата> нарушает право административного истца на поступление на государственную гражданскую службу. 27 лет административному истцу исполнилось <дата> и обязанность прохождения военной службы должна была возникнуть в период с <дата> по <дата>, однако в казанный период времени, административный истец на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в установленном законом порядке не вызывался, повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом, административному истцу в установленном законом порядке не вручались.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2019 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель административного истца [СКРЫТО] А.В. – Куканов И.Д. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержали.
Административный истец, представители административных ответчиков, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание административного истца, представителей административных ответчиков не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 1статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон № 53-ФЗ), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 этого же Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со статьей 28 Закона № 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28).
Пункт 1.1 статьи 28 введен в действие Федеральным законом от 02 июля 2013 года № 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 465.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] А.В., <дата> года рождения, принят на воинский учет отделом ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербург» по Приморскому району (л.д. 20-38).
Решением призывной комиссии МО МО «Черная речка» от <дата> [СКРЫТО] А.В. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Закона № 53-ФЗ - в связи с достижением 27 летнего возраста, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований (л.д.20).
Отказывая в удовлетворении требований [СКРЫТО] А.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что административному истцу было известно о том, что он является лицом, подлежащим призыву на военную службу, однако надлежащих мер, направленных на исполнение имеющейся у него воинской обязанности не предпринял; на протяжении длительного времени уклонялся от явки в военный комиссариат; оспариваемое истцом решение принято призывной комиссией муниципального образования в соответствии с имеющимися полномочиями и права административного истца не нарушает.
Данные выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.
В силу пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2, пункта 4 статьи 23, статьи 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным подпункты 1 и 2, подпункт "в" пункта 3, пункта 4 статьи 23 и статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункта 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Согласно статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Доказательств направления военным комиссариатом по Приморскому району Санкт-Петербурга повесток о вызове [СКРЫТО] А.В. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с <дата> до <дата>, материалы дела не содержат.
Из представленных административным ответчиком в качестве доказательств, подтверждающих порядок оповещения призывника повесток от <дата>, <дата>, <дата>, следует, что административный истец оповещен о явке в военный комиссариат Приморского района Санкт-Петербурга для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним, по почте, однако доказательств направления вышеуказанных повесток по месту жительства или нахождения [СКРЫТО] А.В. материалы дела не содержат (л.д.38).
Также не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего уклонение призывника от призыва, рапорт СПНО по АСУ Глазкова А., из которого следует, что в ходе совместных розыскных мероприятий <дата>, было установлено, что призывник [СКРЫТО] А.В., зарегистрированный по адресу: <...>, дверь в квартиру никто не открыл, поскольку указанный документ не соответствует по содержанию и форме предъявляемым законом требованиям (л.д.37).
Не принимая указанный рапорт в качестве доказательства, судебная коллегия учитывает также и тот факт, что из указанного документа не следует, когда и кем осуществлен выход в адрес, отсутствует время совершения процессуального действия, наименование, должность и место службы лица, подписавшего рапорт.
Согласно пункту 54 «Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (2018)», утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что поскольку материалы дела не содержат доказательств, указывающих, что в период с <дата> по <дата> [СКРЫТО] А.В. каким-либо образом уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу, равно как и сведений о том, что военный комиссариат в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, обращался в соответствующие органы внутренних дел в целях установления местонахождения гражданина и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия, требования административного иска подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия учитывает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (пункт 11 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
То есть, законодательством устанавливаются определенные ограничения для лиц, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Следовательно, призывная комиссия при принятии оспариваемого решения, допустила как нарушение прав истца, так и норм права.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении требований [СКРЫТО] А.В. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2019 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым административный иск [СКРЫТО] А. В. удовлетворить.
Решение призывной комиссии муниципального образования муниципальный округ «Черная речка» Приморского района Санкт-Петербурга от 25 июня 2019 года о признании [СКРЫТО] А. В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признать незаконным и отменить.
Обязать призывную комиссию муниципального образования муниципальный округ «Черная речка» Приморского района Санкт-Петербурга принять решение о зачислении [СКРЫТО] А. В., <дата> года рождения, уроженца <...> в запас в соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Председательствующий:
Судьи: