Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Санкт-Петербургский городской суд (Город Санкт-Петербург) |
Дата поступления | 21.09.2020 |
Дата решения | 29.10.2020 |
Категория дела | По искам военнослужащих и иных приравненных к ним лиц |
Судья | Селезнева Елена Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 4022854b-087a-3949-9baf-897c41868f5f |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-20055/2020 | Судья: Голикова К.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Селезневой Е.Н. |
судей | Козловой Н.И., Сальниковой В.Ю. |
при секретаре | Чернышове М.М. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2020 года апелляционную жалобу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 июля 2020 года по гражданскому делу № 2-275/2020 по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии по выслуге лет, обязании назначить пенсию по выслуге лет.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., выслушав объяснения представителя истца – Савельева А.С., представителя ответчика – Азаренко И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Г.Т. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просил признать решение ответчика об отказе в назначении пенсии по выслуге лет от 3 июня 2019 года незаконным, обязать ответчика назначить пенсию по выслуге лет по линии МВД РФ.
В обоснование своих требований истец указал, что он в период с 1975 года по 1977 год был призван на службу в Вооруженные Силы СССР и проходил действительную военную службу в войсковой части №... в городе Орле, которая по штатной принадлежности относилась к внутренним войскам МВД СССР. Истец указывает, что в период с 2015 года по 2018 года [СКРЫТО] Г.Т. принимал усилия для получения информации о выслуге лет из личного дела, в результате чего получена информация о периоде службы на территории Республики Абхазия. Как указывает истец, в период с 07 марта 1978 года по 01 октября 1993 года он проходил службу в органах внутренних дел Республики Абхазия в родном городе в должностях сержантского состава. Истец также указывает, что в период вооруженного конфликта 1992-1993 года он получил ранение, в 1995 году приказом Министра внутренних дел Республики Абхазия от 16.06.1995 был уволен из рядов сотрудников МВД Республики Абхазия, и впоследствии после распада СССР переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Истец указывает, что в ноябре 2018 года им было подано заявление об исчислении выслуги лет по линии МВД России. Как указывает истец, ответом ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 03.06.2019 в назначении пенсии ему отказано. Истец считает незаконным и необоснованным данный отказ, указывая, что он является гражданином Российской Федерации, проходил службу в МВД Республики Грузии, в 1997 году переехал на постоянное проживание в Санкт-Петербург. Истец считает, что в данном случае подлежат применению нормы Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 марта 1997 года.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Г.Т. отказано.
В апелляционной жалобе истец [СКРЫТО] Г.Т. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушение норм процессуального права, при неправильном применении норм материального права и принять новое об удовлетворении исковых требований.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец [СКРЫТО] Г.Т. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявлял. Истец направил в судебное заседание своего представителя, имеющего надлежащим образом удостоверенные полномочия. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 5?, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в период с 28 ноября 1975 года по 9 ноября 1977 года [СКРЫТО] Г.Т. проходил службу в войсковой части №..., расположенной в г. Курск. Согласно материалам дела 7 марта 1978 года [СКРЫТО] Г.Т. поступил на службу в органы внутренних дел в должности инспектора ДПС ОГАИ Очамирского РОВД МВД Абхазсксой АССР. Приказом министра МВД Республики Абхазия от 16.06.1995 № 84 лс, [СКРЫТО] Г.Т. уволен из органов внутренних дел с 01 октября 1993 года.
В материалы дела представлена копия диплома, выданного Орловской специальной средней школой милиции МВД СССР, согласно которому в 1984 году [СКРЫТО] Г.Т. поступил в указанную школу и окончи полный курс по специальности административно-правовая служба ГАИ 2 августа 1987 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, основания для назначения истцу пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" отсутствуют, поскольку истцом не представлены доказательства наличия выслуги не менее 20 лет и, как следствие этого, не доказано наличие права на пенсию по выслуге лет, в связи с чем пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для назначения пенсии по выслуге лет истцу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
23 декабря 1993 года заключено Соглашение стран Союза Независимых Государств "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", которое было ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 31 мал 1999 года N ЮЗ-ФЗ и вступило в силу для Российской Федерации 9 июля 1999 года.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 24 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренными в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами; при отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора.
Приведенные положения Венской конвенции нашли свое отражение в статье 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" предусматривающей, что международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.
Статьей 8 Соглашения стран Союза Независимых Государств "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 23 декабря 1993 года определено, что данное Соглашение вступает в силу со дня сдачи депозитарию уведомления от трех Сторон, подтверждающего выполнение государствами-участниками внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.
Однако Соглашение от 23 декабря 1993 года не было надлежащим образом ратифицировано Грузией, необходимые внутригосударственные процедуры ею не выполнены.
Учитывая, что Республика Абхазия на момент прохождения [СКРЫТО] Г.Т. службы входила в состав Грузии, указанное Соглашение в силу вышеприведенных положений международных правовых норм и внутригосударственного законодательства Российской Федерации могло быть применено к сложившимся правоотношениям только после выполнения Грузией внутригосударственных процедур и ратификации данного Соглашения.
Порядок назначения и исчисления пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и постановлением правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно статье 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел в других государствах, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц, осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 года N 1260 "О признании Республики Абхазия", вступившего в силу с момента его подписания, Российская Федерация признала Республику Абхазия в качестве суверенного и независимого государства.
Впоследствии между Российской Федерацией и Республикой Абхазия 13 июня 2011 года было заключено Соглашение о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, определяющее порядок и условия назначения, исчисления и выплаты пенсии сотрудникам органов внутренних дел, проходившим службу на территории договаривающихся сторон, вступившее в силу 6 мая 2013 года.
С учетом того факта, что истец проходил службу на территории Абхазия и был уволен приказом МВД Республики Абхазия, на данные правоотношения распространяется Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, заключенное в г. Москве 13.06.2011.
В соответствии с данным Соглашением - назначение пенсии сотруднику производится компетентными органами Стороны, на территории которой сотрудник был уволен со службы с правом на пенсию, в соответствии с законодательством данной Стороны.
Согласно статье 1 названного Соглашения предметом настоящего Соглашения является пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон и членов их семей.
В соответствии со статьей 2 Соглашения назначение пенсии сотруднику производиться компетентным органом Стороны, на территории которой сотрудник был уволен со службы с правом на пенсию, в соответствии с законодательством данной Стороны.
В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной (пункт 1).
Исчисление и выплата пенсии сотруднику производятся компетентными органами Стороны, на территории которой он постоянно проживает, в соответствии с законодательством данной Стороны (пункт 2).
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России, регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 года N 7, которой предусмотрено, что документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (пункт 5), кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение N 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (пункт 6). То есть в соответствии с ведомственным законодательства Российской Федерации пенсионное подразделение не должно осуществлять подсчет выслуги лет для назначения пенсии.
В соответствии с пунктом 7 данной Инструкции, каждый период службы (военной службы), подлежащий зачету на льготных условиях, должен содержать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт и подтверждающие документы с указанием номера, даты и организации, выдавшей документ (издавшей приказ).
Согласно преамбуле Соглашения «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) государства-участники СНГ имеют обязательства только в отношении тех нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения. При этом, в целях выполнения указанного обязательства статьей 10 Соглашения от 13 марта 1992 года установлено, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Таким образом, Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" гарантирует сохранение уже возникших пенсионных прав (в частности, при изменении места жительства в пределах Содружества Независимых Государств), предусматривая возможность назначения и выплаты пенсии на территории государства, в котором проживает гражданин государства - участника Содружества Независимых Государств.
Так, пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами России на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР.
Документы со сведениями о выслуге лет, определенной компетентными органами Республики Абхазии истцом в суд первой инстанции не предоставлены, также как и не представлены доказательства наличия у истца права на льготное исчисление выслуги лет.
Судом установлено, что согласно материалам дела [СКРЫТО] Г.Т. проходил службу в войсковой части №..., расположенной в г. Курск, в период с 28 ноября 1975 года по 09 ноября 1977 года (выслуга 1 год 11 месяцев 12 дней). Согласно материалам дела 07 марта 1978 года [СКРЫТО] Г.Т. поступил на службу в органы внутренних дел в должности инспектора ДПС ОГАИ Очамирского РОВД МВД Абхазской АССР. Приказом министра МВД Республики Абхазия от 16.06.1995 № 84 лс, [СКРЫТО] Г.Т. уволен из органов внутренних дел с 01 октября 1993 года. Выслуга лет в указанной должности составила 15 лет 6 месяцев 25 дней. Исходя из изложенного, общая выслуга лет истца составляет 17 лет 6 месяцев 6 дней.
В этой связи при проверке ответчиком расчета выслуги лет для назначения [СКРЫТО] Г.Т. пенсии общая выслуга лет составила 17 лет 6 месяцев 6 дней, что меньше срока службы 20 лет, необходимого для увольнения по выслуге лет в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12.02.1993.
При этом, судом правомерно, вопреки доводам апелляционной жалобы, не приняты во внимание ссылки истца на соглашение между Российской Федерацией и Грузией от 08.10.2000, поскольку истец проходил службу на территории Абхазии, а также, с учетом статей 3, 9 данного Соглашения, оно не распространяется на пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: