Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Московский городской суд |
Дата поступления | 17.05.2023 |
Дата решения | 27.07.2023 |
Категория дела | 11 - Оспаривание НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ |
Судья | Лоскутова А.Е. |
Судебное решение | Есть |
ID | f9ee2fd1-053b-11ee-a096-d99d1234c5ae |
n
УИД 77OS0000-02-2023-010934-88 Дело № 3А-5476/2023
nn
РЕШЕНИЕ
nИменем Российской Федерации
nn
n
n
27 июля 2023 года адрес
nn
n
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО Фирма «ИКА» о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», -
nn
УСТАНОВИЛ:
nn
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года [СКРЫТО] [СКРЫТО] принято постановление № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в «Вестнике Мэра и Правительства [СКРЫТО]» № 67.
nПостановлением Правительства [СКРЫТО] от 29 ноября 2016 года № 789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП», вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, приложение 1 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП изложено в новой редакции, тем самым, [СКРЫТО] [СКРЫТО] утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее – Перечень на 2017 год). Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании «Вестник Мэра и Правительства [СКРЫТО]», № 72, а также размещен 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПунктом 1.1 постановления Правительства [СКРЫТО] № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2017 года № 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2018 года (далее – Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании «Вестник Мэра и Правительства [СКРЫТО]», № 69, тома 1-5, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПунктом 1.1 постановления Правительства [СКРЫТО] № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2019 года (далее – Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании «Вестник Мэра и Правительства [СКРЫТО]», № 69, т.1,2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПунктом 1.1 постановления Правительства [СКРЫТО] № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 26 ноября 2019 года № 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2020 года (далее – Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании «Вестник Мэра и Правительства [СКРЫТО]», № 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПунктом 1.1 постановления Правительства [СКРЫТО] № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 24 ноября 2020 года № 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2021 года (далее – Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании «Вестник Мэра и Правительства [СКРЫТО]», № 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПунктом 1.1 постановления Правительства [СКРЫТО] № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее – Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании «Вестник Мэра и Правительства [СКРЫТО]», № 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПунктом 1.1 постановления Правительства [СКРЫТО] № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 22 ноября 2022 года № 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2023 года (далее – Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт опубликован 6 декабря 2022 года в издании «Вестник [СКРЫТО]», № 67, т. 1, а также размещен 23 ноября 2022 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПунктом 5173 приложения 1 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 29 ноября 2016 года № 789-ПП), пунктом 5364 приложения 1 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2017 года № 911-ПП), пунктом 6141 приложения 1 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП), пунктом 12554 приложения 1 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 26 ноября 2019 года № 1574-ПП), пунктом 1746 приложения 1 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 24 ноября 2020 года № 2044-ПП), пунктом 5612 приложения 1 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП), пунктом 5446 приложения 1 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 22 ноября 2022 года № 2564-ПП), в Перечни на 2017-2023 годы включено здание с кадастровым номером 77:01:0006005:1053, расположенное по адресу: адрес, д.18, стр.1.
nООО Фирма «ИКА» обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства [СКРЫТО] № 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2017 год пункта 5173, в Перечень на 2018 год пункта 5364, в Перечень на 2019 года пункта 6141, в Перечень на 2020 год пункта 12554, в Перечень на 2021 год пункта 1746, в Перечень на 2022 год пункта 5612, в Перечень на 2023 год пункта 5446.
nВ обоснование заявленных требований ООО Фирма «ИКА» ссылается на то, что здание, включенное в названные Перечни, не обладает признаки объекта налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года № 64 и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в перечни противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, как налогоплательщика, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
nПредставители ООО Фирма «ИКА» в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, правомочия Правительства [СКРЫТО] на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривали.
nПредставитель Правительства [СКРЫТО] фио в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительно указав, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
nВыслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования, подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
nВ силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
nВ соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
nСтатья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
nОбязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
nПо предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
nСогласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
nПо предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
nВ случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
nОспариваемое постановление принято [СКРЫТО] [СКРЫТО] в пределах его полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 1, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", статьями 1, 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес", пунктом 9 статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве [СКРЫТО]", которые сторонами не оспаривалось.
nВ соответствии с требованиями Закона адрес от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" постановление подписано Мэром [СКРЫТО], опубликовано в официальных источниках.
nОбъектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
nСогласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
nСтатьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
nСогласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
n1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
n2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
nСогласно пункту 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
n1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
n2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
nздание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
nфактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
nПунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
n1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
n2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
nВ соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
nВ целях настоящего пункта:
nздание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
nфактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
nПунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
nС 1 января 2017 года на территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций», в редакции Закона адрес от 18 ноября 2015 года № 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
n1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
n2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
nТаким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), при этом площадь здания не учитывается, и (или) вида фактического использования здания (строения, сооружения), имеющего общую площадь свыше 1 000 кв. метров.
nВ судебном заседании установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006005:1053, общей площадью 372,8 кв.м., расположенное по адресу: адрес. (л.д.49-60)
nИз материалов дела, отзыва Правительства [СКРЫТО] следует, что здание включено в оспариваемые Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
nВ соответствии со сведениями, предоставленными Филиалом ППК «Роскадастр» по [СКРЫТО] 14 июля 2023г., по состоянию на 01.01.2017г., 01.01.2018г., 01.01.2019г., 01.01.2020г., 01.01.2021г., 01.01.2022г., 01.01.2023г. установлена связь объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0006005:1053 с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0006005:5 с видом разрешенного использования «использования территории и эксплуатации здания под административные цели».
nООО Фирма «ИКА» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006005:5 на основании договора аренда № М-01-000565 от 28 апреля 1994г. и дополнительных соглашений к нему. (л.д. 69-86)
nВ соответствии с п.1.3 договора аренды, земельный участок предоставлен для использования территории и эксплуатации здания под административные цели.
nСогласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
nВ силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
nВ силу закрепленных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
nЗаконодатель в подпунктах 1 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признается административно-деловым и (или) торговым центром, четко указал, что вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения на нем офисных зданий различного, в том числе, административного назначения и (или) торговых объектов и (или) объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
nСледовательно, вид разрешенного использования земельного участка, исходя из формальной определенности налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить.
nСогласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения [СКРЫТО] и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты. Правила землепользования и застройки адрес утверждены постановлением Правительства [СКРЫТО] от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес".
nДо момента утверждения Правил землепользования и застройки адрес на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона адрес от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в адрес" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства [СКРЫТО].
nПостановлением Правительства [СКРЫТО] от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес" утвержден Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к адрес в период до принятия Правил землепользования и застройки, пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).
nПриказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утверждены новые классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.
nСудом также было установлено по материалам административного дела, что сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № 77:01:0006005:5 были внесены в кадастр недвижимости 01 января 2007 года, то есть до даты вступления в законную силу приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
nВ силу пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
nВид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006005:5 признается действительным вне зависимости от его соответствия как классификатору, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, так и классификатору, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, а понятие "административное здание", на которое содержится указание в виде разрешенного использования земельного участка, хоть и не исключает размещение в них офисов, однако безусловным образом не свидетельствует об использовании здания исключительно в офисных целях, поскольку административные здания предназначены для размещения объектов умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, в которых самостоятельная деловая и коммерческая деятельность может не осуществляться.
nИсходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П и определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, юридическое значение для разрешения административного спора имеет выяснение предназначения и (или) фактического использования расположенных на земельном участке зданий в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
nНа основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства [СКРЫТО] от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
nПунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее - Госинспекция).
nПостановлением Правительства [СКРЫТО] от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
nСогласно приведенному Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше (пункт 3.5);в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
nМежду тем в отношении спорного здания в юридически значимый период мероприятия по обследованию его фактического использования в порядке, установленном постановлением Правительства [СКРЫТО] от 14 мая 2014 года N 257-ПП, не проводились, поскольку площадь здания составляет менее 1 000 кв. метров.
nВ свою очередь, из пояснений административного истца следует, что данное здание является объектом культурного наследия, оно не эксплуатируется, в здании ведется ремонт, что подтверждается: договором оказания услуг № 406-16с/86-16м от 01 января 2016г.;договорами подряда № адрес/КД-ЯКМ/757/17 от 01 мая 2017 года, № 03/17-п от 29 декабря 2017г.;№ 5/21 от 15 октября и 15 декабря 2021г. на выполнение работ;договором № 7/22 от 16 сентября 2022г. на выполнения работ; договором подряда № 65/33 от 21 января 2022г., проектом Москомархитектуры от 19 ноября 2018г. о проведении ремонта фасадов.
nДанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты и подтверждаются в том числе актом о фактическом использовании спорного здания от 05 июня 2023 года N 91234667/ОФИ, согласно которому нежилое здание с кадастровым номером № 77:01:0006005:1053, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006005:5, фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. 100% общей площади здания по адресу: адрес не используется. (Раздел 2 акта).
nИз представленной фототаблицы в акте обследования от 2023 года следует, что в здании проводятся ремонтные работы, использование его по назначению не представляется возможным.
nВопреки доводам административного ответчика сведения из Информационно-телекоммуникационной сети Интернет о возможности использовании спорного здания в офисных целях сторонними организациями (предложения о сдаче в аренду) сами по себе не доказывают то обстоятельство, что размер таких помещений превышает 20% от общей площади здания.
nПринимая во внимание вышеприведенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая, что сам по себе вид разрешенного использования земельного участка, который одновременно предусматривает использование расположенных на нем строений как в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и в иных целях, не может являться основанием для включения здания в Перечни, при этом доказательств того, что спорное здание фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером №77:01:0006005:1053 в оспариваемые Перечни, в том числе по виду разрешенного использования земельного участка.
nВ силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
nПоскольку пункт 5173 включен в Перечень на 2017 год постановлением Правительства [СКРЫТО] от 29 ноября 2016 года № 789-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2017 года;пункт 5364 включен в Перечень на 2018 год постановлением Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2017 года № 911-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2018 года;пункт 6141 включен в Перечень на 2019 год постановлением Правительства [СКРЫТО] от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2019 года;пункт 12554 включен в Перечень на 2020 год постановлением Правительства [СКРЫТО] от 26 ноября 2019 года № 1574-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2020 года;пункт 1746 включен в Перечень на 2021 год постановлением Правительства [СКРЫТО] от 24 ноября 2020 года № 2044-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2021 года;пункт 5612 включен в Перечень на 2022 год постановлением Правительства [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2022 года, пункт 5446 включен в Перечень на 2023 год постановлением правительства [СКРЫТО] от 22 ноября 2022г. № 2564-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2023 года, указанные пункты подлежат признанию недействующими с 1 января 2017 года, с 1 января 2018 года, с 1 января 2019 года, с 1 января 2020 года, с 1 января 2021 года, с 1 января 2022 года, с 1 января 2023г. соответственно.
nВ соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства [СКРЫТО] - "Вестник Мэра и Правительства [СКРЫТО]" или размещению на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПо правилам статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства [СКРЫТО] в пользу ООО Фирма «ИКА» подлежит взысканию сумма, в счет возмещения понесенных административным истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины.
nРуководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
nn
РЕШИЛ:
nn
Признать недействующим с 1 января 2017 года постановление Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 29 ноября 2016 года № 789-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 5173.
nПризнать недействующим с 1 января 2018 года постановление Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2017 года № 911-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 5364.
nПризнать недействующим с 1 января 2019 года постановление Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 6141.
nПризнать недействующим с 1 января 2020 года постановление Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 26 ноября 2019 года № 1574-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 12554.
nПризнать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 24 ноября 2020 года № 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 1746.
nПризнать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 5612.
nПризнать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 22 ноября 2022 года № 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 5446.
nСообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] www.mos.ru.
nВзыскать с Правительства [СКРЫТО] в пользу ООО Фирма «ИКА» расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма
nРешение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
nn
n
Судья
nМосковского городского суда А.Е.Лоскутова
nn
n
Решение в окончательной форме изготовлено 09 августа 2023 года
nn
n
n
1
nn