Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Московский городской суд |
Дата поступления | 13.02.2023 |
Дата решения | 30.03.2023 |
Категория дела | 11 - Оспаривание НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ |
Судья | Михайлова Р.Б. |
Судебное решение | Есть |
ID | a5bc22a1-b1e9-11ed-8bb2-0158d36884c8 |
1
nn
УИД 77OS0000-02-2023-003209-80
nn
n
Р Е Ш Е Н И Е
nИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
nn
n
30 марта 2023 года г. Москва
nn
Московский городской суд
nв составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
nпри секретаре Берестове И.М.,
nс участием прокурора Цветковой О.В.,
nрассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-4708/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества «Кадош» об оспаривании отдельных положений постановления Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 года № 819-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города [СКРЫТО] при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков»,
nn
УСТАНОВИЛ:
nn
[СКРЫТО] [СКРЫТО] 11 декабря 2013 года принято постановление №819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города [СКРЫТО] при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» (далее - постановление Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 года №819-ПП).
nДанный нормативный правовой акт опубликован 17 декабря 2013 года в издании «Вестник Мэра и Правительства [СКРЫТО]», №69, а также размещен 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПодпунктом 1.2 пункта 1 постановления Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 года №819-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее – Перечень, Приложение 2).
nПостановлением Правительства [СКРЫТО] от 727 марта 2019 года № 261-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов города [СКРЫТО]» в Приложение 2 введен пункт 1652, согласно которому в Перечень включен объект недвижимости (строение) по адресу: Москва, СВАО, адрес.
nАдминистративный истец, который является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0006002:11932 по вышеуказанному адресу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1652 приложения 2 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 года №819-ПП.
nТребования мотивированы решениями арбитражных судов, которыми установлено, что принадлежащий АО «Кадош» объект недвижимости не является самовольной постройкой;Департаменту городского имущества г.[СКРЫТО], Правительству [СКРЫТО] отказано в удовлетворении требований о его сносе.
nПо убеждению административного истца, оспариваемое нормативное предписание противоречит статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивает его права как собственника недвижимого имущества, создает препятствия в получении государственных услуг.
nПредставитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал.
nПредставитель административного ответчика Правительства [СКРЫТО] против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменного отзыва.
nВыслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и представленных в них доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
nИз постановления Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 года №819-ПП усматривается, что оно принято в целях защиты прав города [СКРЫТО] при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города [СКРЫТО], и земельных участков, находящихся на территории города [СКРЫТО], государственная собственность на которые не разграничена.
nВ соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
nСогласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.
nПунктом 12 части 1 статьи 13 и частью 3 статьи 20 Закона города [СКРЫТО] от 28 июня 1995 года «Устав города [СКРЫТО]» установлено, что к полномочиям города [СКРЫТО] по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится владение, пользование и распоряжение землей. От имени [СКРЫТО] правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города [СКРЫТО] в рамках их компетенции.
nПоложения части 2 статьи 4 Закона города [СКРЫТО] от 19 декабря 2007 года №48 «О землепользовании в городе Москве» предусматривают, что к полномочиям исполнительных органов государственной власти города [СКРЫТО] в области землепользования и застройки в городе Москве в рамках их компетенции относятся управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города [СКРЫТО], земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
nВ силу пункта 1 статьи 44 Закона города [СКРЫТО] от 28 июня 1995 года «Устав города [СКРЫТО]» [СКРЫТО] [СКРЫТО] является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города [СКРЫТО], обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города [СКРЫТО].
nСогласно пунктам 2, 13 статьи 11, пункту 1 статьи 13 Закона города [СКРЫТО] от 20 декабря 2006 года №65 «О Правительстве [СКРЫТО]» [СКРЫТО] [СКРЫТО] в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города [СКРЫТО] и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города [СКРЫТО] соответствующие органы исполнительной власти;осуществляет управление в области земельных отношений;разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
nИз изложенного следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят [СКРЫТО] [СКРЫТО] с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных полномочий.
nДанный нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства [СКРЫТО], подписан Мэром [СКРЫТО], официально опубликован. Это же касается и упомянутого постановления о внесении изменений в постановление Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП.
nС учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к его форме и процедуре принятия, а также введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города [СКРЫТО] от 8 июля 2009 года №25 «О правовых актах города [СКРЫТО]».
nПроверяя соответствие оспариваемого в части Постановления Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 года № 819-ПП нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
nВ силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
nКак уже указывалось выше, оспариваемое в части постановление принято в целях совершенствования порядка взаимодействия органов исполнительной власти города [СКРЫТО] при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков;постановление касается земельных участков, находящихся в собственности города [СКРЫТО], и земельных участков, находящихся на территории города [СКРЫТО], государственная собственность на которые не разграничена.
nОбъективные критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
nВ силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
nПо смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения требований о целевом назначении земельного участка, определяются статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (пункт 1);самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (пункт 2);право собственности на самовольную постройку может быть признано судом при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3);решение о сносе принимается судом (при наличии зарегистрированного права в отношении объекта недвижимого имущества) (пункт 3.1);иные органы в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки (пункт 4).
nСудом установлено, что АО «Кадош» принадлежит на праве собственности нежилое здание кадастровым номером 77:02:0006002:11932, расположенное по адресу: адрес, площадью 58,8 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
nНежилое здание является одноэтажным, общая площадь 58,8 кв.м. и включено в пункт 1652 приложения № 2 постановления Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 года № 819-ПП (в вышеуказанной редакции) на основании акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. [СКРЫТО] от 26 ноября 2018 года № 9025501/1 о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости при обследования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005002:5 с адресным ориентиром: адрес, предоставленного административному истцу по договору аренды от 09 февраля 1996 года сроком по 9 февраля 2011 года для эксплуатации базы и склада;договор не расторгнут, имеет статус действующего в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса РФ;в ходе обследования установлено, что разрешительная документация на строительство истцу не выдавалась, земельный участок под строительство (реконструкцию) не предоставлялся.
nВступившим в законную силу решением Арбитражного суда города [СКРЫТО] от 26 ноября 2019 года по делу № А40-163020/19-127-1411 установлено, что земельный участок под цели строительства (реконструкции) здания арендатору не предоставлялся;наряду с этим арбитражным судом установлено, что здание, расположенное по адресу: адрес (кадастровый 77:02:0006002:11932), согласно выписке из ЕГРН, возведено в 1988 году в составе Арендного Предприятия РСУ-3 Кировского района Департамента инженерного обеспечения;спорный объект передан на баланс АО «Кадош» по акту передачи имущества от 26.10.1993г. на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом [СКРЫТО] № 244-р от 14.04.1993г. «О приватизации имущественного комплекса АП РСУ-3 Кировского района Департамента инженерного обеспечения» и Плана приватизации, утв. Комитетом по управлению имуществом г. [СКРЫТО] 25.12.1992г., в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий в 1993 году, которая осуществлялась в соответствии с Законом РФ № 1531-1 от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» и Указом Президента РФ № 721 от 01.07.1992 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». Каких-либо изменений в технических характеристиках спорного объекта в сравнении с 1988 годом арбитражным судом не установлено.
nОбстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
nВ соответствии с пунктом 2.2 приложения 1 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 года № 819-ПП [СКРЫТО] [СКРЫТО] реализует свои полномочия, представленные данным постановлением, путем обращения в суд с исковым заявлением о признании объекта самовольной постройкой, его сносе, освобождении земельного участка.
nВступившим в законную силу вышеупомянутым решением Арбитражного суда г.[СКРЫТО] отказано в удовлетворении таких требований Правительства [СКРЫТО], Департамента городского имущества города [СКРЫТО] к АО «Кадош»;спорное нежилое здание, как возведенное до 1995 года, не является самовольной постройкой по смыслу статьи 222 ГК РФ;о существовании спорного объекта Правительству [СКРЫТО] известно с 2013 года, ввиду чего [СКРЫТО] [СКРЫТО] также пропустило срок исковой давности.
nПринимая во внимание изложенное, учитывая, что предусмотренные пунктом 2.2 приложения 1 к постановлению Правительства [СКРЫТО] № 819-ПП полномочия [СКРЫТО] [СКРЫТО] реализованы, вступившим в законную силу судебными актами арбитражных судов отказано в удовлетворении требований Правительства [СКРЫТО] и Департамента городского имущества города [СКРЫТО], то дальнейшее нахождение объекта в Перечне не отвечает требованиям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
nПри этом, не имеет правового значения то обстоятельство, что судом отказано в удовлетворении иска о признании объекта самовольной постройкой, в том числе, и ввиду пропуска срока исковой давности, поскольку факт пребывания объектов недвижимости в приложении № 2 к постановлению Правительства [СКРЫТО] № 819-ПП нормы названного постановления связывают с последующим наличием у уполномоченных органов права на обращение в судебные органы с требованием о признании построек самовольными и их сносе в целях освобождения земельных участков, принадлежащих городу Москве. В случае, когда полномочия соответствующих органов на обращение в суд уже реализованы, правовых оснований для дальнейшего нахождения объектов недвижимости в постановлении Правительства [СКРЫТО] № 819-ПП не имеется.
nПунктом 2.1. Постановления [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 года № 819-ПП установлено, что перечни, указанные в приложениях 2 и 3 к настоящему постановлению, подлежат актуализации не реже одного раза в квартал.
nВ связи со вступлением в законную силу судебных актов, устанавливающих отсутствие оснований для вывода о признании объекта самовольной постройкой, [СКРЫТО] [СКРЫТО] самостоятельно не исключило оспариваемый пункт из Приложения 2, а потому он подлежит признанию недействующим судом.
nПри этом представляется, что оспариваемый пункт Перечня надлежит признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что он применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
nНа основании статьи 111 КАС РФ суд взыскивает с Правительства [СКРЫТО] в пользу административного истца 4 500 руб. в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
nРуководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
nРЕШИЛ:
nn
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 1652 приложения 2 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 11 декабря 2013 года № 819-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города [СКРЫТО] при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков».
nСообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства [СКРЫТО] и размещению на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] (http://www.mos.ru).
nВзыскать с Правительства [СКРЫТО] в пользу акционерного общества «Кадош» в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины 4 500 руб.
nРешение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
nМотивированное решение изготовлено 13 апреля 2023 года.
nn
Судья
nМосковского городского суда Р.Б. Михайлова
nn